|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Воровство по конкурсу
13.09.1998 00:01
Нищая "социальная сфера", как оказалось, может стать настоящим Клондайком. Только надо знать, как подступиться к золотоносной жиле.
Из материалов проверки, проведенной КРУ Минтруда Соглашением, заключенным в марте 1995 г. Федеральной службой занятости (ФСЗ) и фирмой IBM, предполагалось создать к декабрю 1996 г. 35 региональных систем, автоматизировать 900 местных центров занятости и 6 500 рабочих мест. Общая стоимость построения информационной системы предварительно оценивалась суммой 31, 4 млн. долл. Было заключено несколько контрактов. По первому израсходовано более 10, 6 млн. долл. Проверка показала, что ни в одном из 5 "пилотных" регионов интегрированная система не была внедрена. Тем не менее "пилотные" проекты были сочтены успешно завершенными, и ФСЗ заключила контракт на закупку оборудования еще для 5 регионов. Цена - 10, 2 млн. долл., срок реализации -1 квартал 1995 г. Акты сдачи-приемки подписаны, но и по сей день работы не завершены. Не выполнены оплаченные работы и по другим соглашениям. В августе 1996 г. подписано Дополнение к Соглашению о внедрении интегрированной системы: IBM обязалась предоставить ФСЗ профессиональные услуги по разработке программного обеспечения АРМ/400, по управлению проектом, поддержке его внедрения, обучению персонала. Выплаты по этой сделке идут до сих пор - по 50 тыс. долл. ежемесячно. Министерство труда и социального развития неожиданно привлекло пристальное внимание общественности. Сначала лидер ЛДПР публично обвинил возглавляющую это ведомство Оксану ДМИТРИЕВУ в корыстном использовании "социальных" денег. Почти одновременно вполне демократическая московская газета выступила с разоблачительной статьей.К обвинительному хору присоединился бывший член думской фракции К РФ Олег Шенкарев. Поразившись скорости, с какой Оксана Дмитриева превратилась из непримиримого борца с разбазариванием бюджетных средств в их расхитителя, корреспондент "МН" попросился на прием к и.о. министра труда. - Первое интервью после назначения министром правительства Кириенко вы дали "Московским новостям". Обещали добывать деньги на социальную сферу, наводя порядок в финансах, сокращая нерациональные расходы, пресекая воровство... - Этим я и занимаюсь. А по каждому пункту выдвинутых против меня обвинений готова дать развернутый аргументированный ответ. Так, моя "петербургская подруга Петухова", которой я, по уверениям Жириновского, перевела миллион рублей на избирательную кампанию, на самом деле работает зам-министра труда, никогда никуда избираться не собиралась и от министерства никаких денег, кроме зарплаты, не получат. Мой муж, депутат Госдумы Иван Грачев, и возглавляемый им Фонд законодательной поддержки развития предпринимательства, образования и творчества, вопреки утверждениям уважаемой газеты, не заключал никаких договоров с нашим министерством и ни копейки от него не получил. Пересматривая план научных работ и изменяя содержание некоторых тем, я руководствовалась исключительно соображениями целесообразности, а не желанием кого-то "подкормить" - это также легко проверить. Как и убедиться в том, что я не разрушала кадровый потенциал министерства, сажая на теплые места "своих людей": все члены пришедшей со мной команды - высококлассные специалисты, работающие, кстати, за весьма скромные зарплаты. - Но бурный всплеск публичных разоблачений... Такой густой дым - и без огня? - Почему без огня? Огонь очень жаркий, в нем горят (и, увы, уже сгорели) десятки миллионов долларов. А я помешала тому процессу. Конечно, я предполагала, что, став а министром, обнаружу каналы утечки "социальных" денег. Но не ожидала, что по этим каналам бегут не ручейки, а бурные реки. Естественно, я вынуждена перекрывать эти потоки. Знакомые говорят: зачем ты сразу на всех "наступила", надо было постепенно. А как "постепенно", если мне несут на подпись один за другим финансовые документы, которые я действительно не могу подписать? - Например? - Например, контракт с фирмой XEROX, заключенный в рамках реализации займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Средства займа предназначаются на развитие службы занятости и социальной защиты населения. В том числе - на закупку компьютеров и множительной техники для региональных служб социальной защиты. Контракт с XEROX стоит почти 1, 5 млн. долл. Формально все делалось по закону: был проведен тендер (незадолго до моего назначения министром), XEROX оказался победителем, МБРР одобрил итоги... Мне оставалось только поставить свою подпись. Но я не привыкла что-то подписывать, не разобравшись. Правда, банк торопил, поэтому заказала лишь самую общую экспертизу. И получила ответ: России предлагается устаревшая техника по завышенной цене. Тогда были организованы "контрольные запросы" непосредственно фирме-поставщику - от имени нескольких организаций, якобы желающих приобрести такую же технику. Ответ XEROX обескуражил: этой модели нет, рекомендуем вам приобрести более современную. И, что интересно, розничная цена этой более современной модели оказалась практически такой же, как и оптовая цена, назначенная при продаже нам очень крупной партии "старья". После этого мы заказали серьезную экспертизу, которая и расставила все точки над i. Выводы специалистов из Министерства промышленности и экспертов спецслужб совпали: предложенная России модель снята с производства два года назад, не реализуется на развитых рынках (США, Канада, Западная Европа, Япония), запчасти в розничной продаже отсутствуют - их нужно заказывать перед покупкой. Другие участники конкурса, по заключению экспертов, представили гораздо более совершенные, современные модели, выпуск и реализация которых осуществляется по всему миру; запчасти к ним можно приобрести в розничной сети. XEROX победил благодаря более низкой, чем у соперников, цене. Однако специалисты Минпрома установили, что "оценка стоимости предложения была проведена необъективно" и "при правильном пересчете предложение фирмы XEROX оказывается дороже на 45 тыс. долл., чем предложение ближайшего конкурента". - А кто организовывал конкурс? - Группа реализации проекта (подобные группы создаются под каждый МБРровский заем). Руководит группой директор Государственного унитарного научно-производственного предприятия Центр "ЗАНАС". Именно эта фирма, специализирующаяся на автоматизации управленческих процессов, упоминается в депутатском запросе Шенкарева как незаслуженно обиженная мною. - Теперь будете проверять все конкурсы - прошлые и настоящие? - До всех сразу руки не дойдут. Тем более в Минтруда нет своих специалистов по закупкам. Но после случая с XEROX мы насторожились и направили на экспертизу результаты тендера на поставку России огромной партии компьютеров, принтеров, факс-модемов. Поставка должна осуществляться в рамках того же займа - на развитие службы занятости и социальной защиты. Тендер проводился той же группой реализации проекта и курировался тем же заместителем министра труда, что и тендер, в котором "победил" XEROX. По условиям МБРР, не могу называть фирму-победительницу, пока контракт не подписан. Но дело не в названии, а в цене ее "услуг": 16 млн. долл. Это больше, чем все программы в области социальной защиты, которые проходят через наше министерство! - Что показала проверка? - Нам предлагают серверы разных типов по цене, в 2 и 3 раза превышающей ту, которую называет в Интернете дистрибьютор той же фирмы в США. При оптовых закупках дилерская скидка должна составлять не менее 25 проц. Но для нас установили цены практически мелкооптовые. Например, низкоскоростной матричный принтер (при партии 4 444 штуки) нам предложено покупать за цену, которая устанавливается и при партии в 10-15 единиц. И т.д. и т.п. К тому же при проведении конкурса были нарушены многие положения президентского Указа "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при закупке продукции для государственных нужд". Я не могу закрыть на это глаза. -За 16 миллионов вам не то что "внимание общественности" обеспечат, но и что-нибудь похуже... - От "похуже" - одно средство: гласность. - На кого еще вы случайно "наступили"? - На компанию IBM и, увы, опять на фирму "ЗАНАС". И - снова - на их кураторов в Минтруда. С 1994 года реализуется контракт с фирмой IBM на поставку малых ЭВМ АРМ/400. Цель - создание автоматизированной информационной системы "Занятость", которая должна была охватить службы занятости на федеральном, региональном и местном уровнях. Но уже к моменту заключения контракта эти ЭВМ считались устаревшими, а ныне практически нигде не используются. Почти вся закупленная по контракту техника лежит не распакованная, в ящиках. Став министром, я попросила выяснить ее технические характеристики (быстродействие, объем памяти). Не удалось: документов не нашли. Между тем в феврале 1998 г. с фирмой "ЗАНАС" был заключен контракт стоимостью около 2 млн. рублей - на внедрение и эксплуатацию несуществующего информационного комплекса. Всего же с Центром "ЗАНАС" заключено в этом году четыре договора на общую сумму 5 млн. рублей. Заключено незаконно, без проведения конкурсов (конкурс обязателен, когда речь идет о договоре стоимостью более 200 тыс. рублей). Общая сумма затрат Федеральной службы занятости на реализацию проекта "Занятость" - 35 447 679 долл. Результат: автоматизированная система эксплуатируется всего в двух из планируемых 35 регионов. Вы представляете, сколько рабочих мест можно было бы создать на эти миллионы, потраченные на груду никому не нужного металлолома? - И кто же виноват? - Мы проводим служебное расследование и по этому, и по другим контрактам. Технология хищения средств мне ясна, в подробностях разбираемся. Думаю, здесь есть материал для работы правоохранительных органов. В принципе я не собиралась выносить все это на широкое обсуждение до завершения служебного расследования. Но те, чьи интересы я задела, поспешили предпринять контратаку, в том числе с помощью прессы. Вряд ли это пойдет им на пользу. Зато общество узнает, где все-таки можно найти деньги на "социальную сферу".
Московские новости ,
13.09.1998
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |