|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
"Черные дыры" военного бюджета
19.11.1996 00:01
Все громче звучат предупреждения: недофинансирование армии - прямая угроза безопасности России. Но, занятое выбиванием денег на следующий год, военное ведомство не спешит рассказывать о том, на что уходят государственные средства.
Министерство о ороны - главный потребитель денег налогоплательщиков: на его долю приходится 20 проц. бюджетных расходов. Однако естественное желание депутатов Госдумы ознакомиться - в процессе согласительной работы над бюджетом-97 - с тем, как расходуют военные выделенные средства, натолкнулось на серьезное сопротивление. Членов согласительной комиссии допустили в Главное управление военного бюджета Минобороны лишь благодаря упорству председателя комитета Госдумы по обороне Льва Рохлина. С большим скрипом предоставили им некоторые документы, на другие позволили лишь взглянуть. По словам главного инициатора затеянного мероприятия, председателя думского подкомитета по бюджету Оксаны Дмитриевой, результаты общения с военными финансистами превзошли все ожидания. ЦЕНЫ - "ВЫШЕ РЫНОЧНЫХ" - Комплексных, детальных проверок финансовой деятельности Минобороны не проводилось,- рассказывает Оксана ДМИТРИЕВА.- Поэтому мы располагаем лишь отдельными фактами. Но и они говорят о многом. Например, стоимость сухого пайка для "горячих точек", обозначенная в документах Минобороны, такова, что предполагает присутствие икры и карбоната. На самом же деле в паек входят гречневая каша и сосисочный фарш... Поразили расценки, по которым предполагается закупать продовольствие для армии. Цены - выше розничных московских. Картошка на столичном рынке - 1,5 тысячи, в военном "прейскуранте" - 1,75. Яблоки - соответственно 3 и 4,1 тысячи. То же - по овощам и другим продуктам. Есть сведения, что подчас покупается импортное продовольствие по далеко не оптимальным ценам, хотя местные производители сельхозпродукции предлагают гораздо более выгодные условия. Закупки продовольствия гражданскими властями не контролируются. Ими ведают закупочные комиссии военных округов, в которые штатских не допускают. Хотя для пользы дела в комиссии следовало бы включать и местных товаропроизводителей, и представителей региональных администраций (которые, кстати, очень этого хотят). Отдельный разговор - горюче-смазочные материалы. Самые приблизительные расчеты показывают: выделяемое армии горючее можно израсходовать только при условии, что каждый военнослужащий (от рядового до генерала) будет проезжать на индивидуальном автомобиле 100 км в день. Конечно, мне могут возразить: "А танки? А самолеты? А топливо для котельных?" Но почему бы Министерству обороны не считать затраты на ГСМ не "в общем", а по родам войск? Кажется, чего проще - а сразу станет ясно, сколько самолетами сжигается, а сколько исчезает неизвестно куда. В принципе вся система финансирования армии - устаревшая, нерациональная, неэффективная. Она затрудняет контроль за использованием средств и создает идеальные условия для для нарушений и злоупотреблений. КВАРТИРЫ- ПРИЗРАКИ, ЗАРПЛАТА-МИФ Как только та или иная сфера хозяйственной деятельности военного ведомства попадает в поле зрения общественности или Счетной палаты - нарушения сразу обнаруживаются. Один из примеров - жилищное строительство для военнослужащих. Отдельные факты злоупотреблений общеизвестны (вспомним хотя бы строительство генеральских дач). Но масштабы ущерба, нанесенного обществу, куда значительнее, чем кажется на первый взгляд. - На протяжении последних лет,- говорит Оксана Дмитриева,- на строительство жилья для военнослужащих (в том числе и уволенных в запас) выделялось 6-8 трлн. рублей ежегодно. Только на эти средства можно построить 60-70 тыс. квартир. А ведь были еще "немецкие деньги", кредиты... Если бы квартиры действительно строились, "военная" очередь на жилье уже исчезла бы. Между тем она существует. Значит, средства расходуются не по назначению или нерационально. Известно, например, что в Подмосковье строятся коттеджи на самой дорогой земле. Конечно, если один коттедж "съедает" стоимость десяти нормальных квартир, кому-то из очередников еще долго ничего не достанется... Показательна и ситуация с зарплатой. Как увязать жалобы на ее задержку с тем, что, по последним сведениям, к началу ноября 10-месячный план по денежному довольствию военнослужащим выполнен на 130,8 проц., а годовой - на 102,4 проц. Дело же в том, что Минобороны самовольно ввело 25-процентную надбавку к зарплате, не учтенную в бюджете. Проконтролировать, кто и сколько получает в результате - практически невозможно. Значит кто-то получает все, кто-то – ничего. Между тем денег, выделенных Минфином на зарплату, достаточно, чтобы каждый офицер получал ежемесячно в среднем около двух миллионов. Вообще закон о статусе военнослужащих предусматривает бешеное количество льгот. Однако из-за нехватки средств они не финансируются в полном объеме. "Пищевой паек" профинансирован на 60 проц., бесплатный проезд в отпуск - наполовину... Напрашивается разумное решение: если не хватает на все - оплатите то, на что денег хватает. Но платите равномерно, по месяцам, по кварталам. Вместо этого Минобороны "выбирает" весь лимит и начинает бить тревогу: нет денег! Проверить же, как на самом деле идет финансирование по отдельным категориям военнослужащих, практически невозможно. Нельзя сказать, чтобы ни у кого не возникало желания разобраться с выплатой офицерского денежного довольствия. Министерство финансов настаивало, чтобы Минобороны было переведено на казначейскую систему исполнения бюджета. Потому что реальный контроль возможен только в этом случае: казначейство проверяет всю цепочку расчетов. А сейчас деньги из Минфина уходят в Минобороны - и следы их теряются. Ими "ведают" полевые учреждения Центрального банка, фактически - филиалы Минобороны, где работают "люди в погонах". А дальше подключаются коммерческие банки, в которых находятся счета военных округов и воинских частей. При полном отсутствии стороннего контроля задержки и нецелевое использование возможны на каждом этапе. Когда возникают вопросы в связи, скажем, с финансированием вузов (кстати, эта отрасль "съедает" лишь 9 проц. бюджета), территориальный казначей знает в деталях: какие деньги пришли из бюджета, на что их потратили, что поступило из внебюджетных источников. Там проводятся бесконечные проверки, налажен эффективный контроль. По силовым ведомствам (в общей сложности - 32 проц. бюджета) такого контроля нет вообще. УЧЕТ И КОНТРОЛЬ Полная "закрытость" военного бюджета о основывается соображениями национальной безопасности. В разряд секретных сведений попадают не только мобилизационный план, научно-исследовательские и конструкторские работы, планы по вооружению, но и закупочные цены на "военную" морковку, и зарплата офицеров. Возможно, на одном из ближайших заседаний Думе для начала будет предложено рассекретить морковку. Гораздо более сложное мероприятие планируется для контроля над "зарплатными" деньгами. Принципиальным условием выделения хоть каких-то денег Министерству обороны Оксана Дмитриева называет перевод министерства на казначейскую систему исполнения бюджета и открытие на всех военнослужащих лицевых счетов в банках, имеющих сберегательную сеть: - Тогда "зарплатные" функции Минобороны ограничатся составлением ведомостей. Деньги из казначейства по этим ведомостям будут переводиться прямо на лицевые счета. "Потерять" их станет трудно: в течение трех банковских дней после выхода из Минфина деньги должны оказаться у конечного получателя. При такой системе (она должна быть автоматизированной) всегда можно будет уточнить, что именно и когда получил любой лейтенант в любом самом отдаленном гарнизоне. Банки не видят в этом никаких сложностей. А отделения Сбербанка, как известно, есть в самых отдаленных районах. Так же нет ничего трудного в открытии личных накопительных счетов по жилищному строительству. Эти счета позволят пресечь разбазаривание "квартирных" денег. Выделено 8 трлн. руб. на год - они распределяются пропорционально среди всех нуждающихся. То же - на следующий год. У человека постепенно накапливаются "свои" деньги на покупку жилья, а с какого-то момента банк может выдать кредит... Такие схемы кредитования есть и у Сбербанка, и у других банков. Ничего другого не придумать. Если аппарат коррумпирован, нужно его "отрезать" от денег, переводя их сразу на лицевые и накопительные счета. ЗАЩИТИТ ЛИ ДУМА АРМИЮ Завеса "секретности" полностью вывела финансовую деятельность Минобороны из-под контроля общества. а и государственные структуры в нее вмешаться не могут. Министр финансов "не указ" для министра обороны - их "весовые категории" равны... Армию способен проконтролировать лишь парламент. В первую очередь этим обязан заниматься комитет Госдумы по обороне. Однако он традиционно выступал не контролером, а главным лоббистом, помогая генералам "выбивать" дополнительные средства. Пожалуй, нынешний случай - первый, когда бюджетный комитет в своих попытках разобраться с расходами Минобороны получил поддержку комитета по обороне. Но поддержит ли эти попытки думское "патриотическое большинство"? По прогнозам Оксаны Дмитриевой, Дума не согласится на уменьшение военных расходов, но, не исключено, все-таки пойдет на ужесточение контроля за движением этих средств. Все-таки сложно выступать в роли радетелей армии, предоставляя чиновникам право разворовывать выделяемые ей деньги.
Московские новости ,
19.11.1996
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |