|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Через скважины к креслам
8.08.2000 00:01
Полусекретная справка об уплате налогов нефтяными компаниями, подготовленная в недрах Минфина, вызвала настоящий переполох. Оказалось, что не все компании равны перед федеральным бюджетом. У четырех из них - "Сибнефти", Тюменской нефтяной компании (ТНК), "Славнефти" и ЮКОСа - размер начисленных и уплаченных налогов в отношении к тонне объема производства значительно (в два, три, четыре, а у "Сибнефти" в восемь раз) ниже, чем у остальных. Факт этот был широко озвучен. Представители этих концернов поспешили оспорить министерские расчеты. Правительство ответы нефтяников не комментирует, хотя нетрудно представить под коверное давление на Минфин со стороны нефтяных лоббистов в Кремле, "Белом доме", Госдуме. Этим, возможно, и объясняется обстановка секретности, в которой готовится проверка выявленных фактов Министерством по налогам и сборам и Налоговой полицией, а также нескрываемая досада чиновников по поводу утечки предварительных данных в печать. Можно предположить, крестовый поход власти на нефтяные регионы готовился давно и будет продолжен.
КОНТРДОВОДЫ Оригинальную идею и авторство справки в Минфине приписывают одному человеку - первому заместителю министра Сергею Игнатьеву. В секретариате министра финансов и вице-премьера Алексея Кудрина разговор с корреспондентом "МН" начали с краткой характеристики Игнатьева. Из нее следовало, что первый зам имеет репутацию "честного, добросовестного служаки" и что он - "человек никого" (в смысле - неангажированный и равноудаленный от всех крупных промышленников). В общем, дали понять: исследование уплаты налогов нефтяными компаниями - инициатива самого Игнатьева, внимательного и дотошного чиновника. Что Кудрин? Будет работать, раздал поручения МНС и полиции. Сказать ничего не можем, поскольку данные нуждаются в проверке. Сам же Сергей Игнатьев от комментария отказался. Тем временем заговорили нефтяные компании. Первой официальную реакцию на умозаключения Минфина продемонстрировала ТНК. Компания разразилась письмом Кудрину (копия - министру по налогам и сборам Геннадию Букаеву), в котором выразила недоумение в отношении выводов Минфина, а также указала на некорректность применяемых расчетов. То есть показатели объемов производства были рассчитаны в целом правильно, а вот начисленные налоги учтены неверно. Написано, что за 15 месяцев (1999 год плюс 3 месяца 2000-го) налоги в федеральный бюджет составили 1, 7 млрд. рублей, тогда как эту сумму компания начислила только за 1999 год. А в 1 квартале 2000 года насчитала еще 1, 18 млрд. Соответственно данные по налогам в пересчете на тонну продукции были искажены. В "Сибнефти" корреспонденту "МН" представили еще больший набор аргументов в свою защиту. Основной из них (он же официальный) - как это Минфин мог насчитать, что мы в общей сложности начисляем лишь 23 рубля налогов на тонну продукции, если только нефтяные акцизы рассчитываются для нас по ставке 61 руб./т. Из неофициальных источников в компании удалось получить еще несколько разъяснений. Во-первых, есть подозрения, что цифры Минфина основываются на неконсолидированном балансе компании. Дело в том, что все дочерние предприятия "Сибнефти", в том числе основной добытчик "Ноябрьскнефтегаз" и переработчик - Омский НПЗ, платят налоги самостоятельно. Кроме того, на занижении сумм начисленных налогов могли сказаться поставки нефтепродуктов организациям Министерства обороны, которые осуществляла компания в 1999 году: оплату за эти поставки и налоги в бюджет потом взаимно зачли. В "Славнефти" и ЮКОСе отказались от подробных комментариев справки Минфина. Просто заявили, что налоги платят исправно, и выразили недоумение по поводу расчетов. Наверное, это наиболее мудрое решение. Молчание - золото: к чему спешить и раскрывать карты, пусть лучше власть сперва раскроет свои. Власть же пока не торопится. Стоит ли говорить, что в Министерстве по налогам и сборам просьбу корреспондента "МН" ответить хотя бы на элементарные вопросы элементарно проигнорировали. Не исключена версия, что правительство само организовало утечку предварительной информации, а теперь затаилось и прощупывает, чем ответят нефтяные магнаты. Чтобы в дальнейшем расследовании бить наверняка. БУРЕНИЕ ПОД ГУБЕРНАТОРОВ Однако в этом деле есть еще один немаловажный нюанс. Если внимательно изучить минфиновскую справку, то самое большое недоумение вызывает то, что три из четырех (кроме ЮКОСа) "низкоудойных" компаний за исследуемые 15 месяцев фактически внесли в бюджет примерно в два раза большие суммы налогов, чем они должны были заплатить, и тем самым полностью (или почти) погасили задолженность перед государством. В "Сибнефти" это объяснили тем, что весь 1999 год компания выплачивала реструктурированную налоговую задолженность "Ноябрьскнефтегаза" за прошлые годы (кстати, и "Славнефть", и ТНК в прошлом году также платили по долгам своих добывающих предприятий - соответственно за "Мегионнефтегаз" и за "Нижневартовскнефтегаз"). К слову, благонадежные (согласно справке) компании "Сургутнефтегаз" и СИДАНКО на 1 апреля сего года остались в долгу перед бюджетом соответственно на 2, 7 и 1, 5 млрд. рублей. По этому показателю "Сургут" лидирует среди приводимых в справке компаний, а СИДАНКО занимает 3-е место. А еще 1 января 1999 года 3-е и 4-е места в списке крупнейших нефтяных должников (по абсолютным объемам долгов! ) занимали не самые крупные компании ТНК и "Сибнефть". В этом противоречии и есть главная зацепка для федеральной власти. Все прояснит ответ на вопрос: как получилось, что одни из крупнейших должников в бюджет имели в прошлом году солидные налоговые поблажки, позволившие им в итоге эти долги ликвидировать? Точнее будет спросить: кто допустил? Потянув за эту ниточку, правительство может вполне закономерно выйти на региональную власть: ведь тесные отношения губернаторов со своими нефтяными компаниями общеизвестны. Омская область, где базируется "Сибнефть", в минувшем году по сбору налогов в консолидированный бюджет заняла, по данным МНС, одно из последних мест среди 89 регионов России. А ведь не самый экономически отсталый регион! Любопытно, что за год до этого, летом 1998 года, омский губернатор Леонид Полежаев инициировал перевод "Сибнефти" (крупнейшего налогоплательщика региона) на обслуживание из налоговой инспекции Омска в область. Именно после этого налоговые показатели всего региона резко ухудшились. Немногим лучше, чем в Омске, обстоят дела в соседней Томской области (резиденция ЮКОСа). По данным налоговиков, задолженность предприятий этого региона в федеральный бюджет за прошлый год возросла чуть ли не вдвое... Так почему бы центру не организовать поход на "нефтяных" губернаторов, ухватившись за их любимые компании? Конечно, эти выводы могут показаться умозрительными. Однако появление минфиновской справки странным образом совпало с принятием новых президентских законов о реформе власти. И попытки правительства представить свое расследование незначительным частным делом, а автора справки Сергея Игнатьева - этаким сэром Ланцелотом, рыцарем-одиночкой, на пути к Святому Граалю столкнувшимся с несправедливостью и изобличившим ее, только укрепляет в мысли, что данное совпадение не случайно. Не исключено, что центральная власть хочет заиметь в нефтяных регионах "ручных" губернаторов. И Леонид Полежаев, и Леонид Рокецкий (Тюменская область), и Виктор Кресс (Томская область) относятся к числу "старых" губернаторов - каждый из них работает не первый срок. Они популярны во многом благодаря дружбе с крупнейшими промышленниками своих регионов. Однако все, в том числе и губернаторский срок, в этой жизни кончается. Если дело дойдет до расследования по налогово-уголовной линии, и их полномочия могут истечь гораздо раньше... Пока это только версия. Насколько она точна, покажет развитие событий вокруг скандальной справки.
Московские новости ,
8.08.2000
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |