Пересмотр таможенных льгот, предоставленных в свое время различным регионам и субъектам Российской Федерации, имеет все шансы стать одним из основных источников пополнения бюджета в 1999 году. Именно так ыл поставлен вопрос 1 марта на коллегии Государственного таможенного комитета, посвященной результатам проверки деятельности таможенного ведомства правительственной комиссией под руководством замминистра финансов Сергея Игнатьева.
Повод для пересмотра вполне прозаический нехватка доходов федерального бюджета. Бюджетное задание таможни на 1999 год (около 190 млрд. рублей) более чем в два раза превышает прошлогоднее. Это почти 40% всех запланированных доходов госказны, что, несомненно, усиливает политическое значение таможни и увеличивает шансы на реализацию ее инициатив, игнорировавшихся правительством в прошлые годы. В частности, это касается и пересмотра привилегированного положения так называемых особых экономических зон (ОЭЗ), ставших в некоторых случаях национальным вариантом порто-франко. Не исключено, что первой целью готовящихся мер станет Калининградская ОЭЗ, прослывшая настоящей "черной дырой". В результате действия калининградского транзитного коридора федеральный юджет каждый год недополучает по нескольку сотен миллионов долларов. О размерах ущерба можно судить по следующим данным: в 1997 году объемы превышения импорта над потреблением и вывозом составили по пиву 3, 2 млн. л, по вину 5, 3 млн. л, по сигаретам 112 млн. пачек. Выступивший на коллегии председатель ГТК Валерий Драганов недвусмысленно дал понять, что именно от "упорядочения" льготного режима, действующего в некоторых субъектах Российской Федерации, зависит выполнение ведомственного плана по доходам. ри этом он подчеркнул, что для выполнения этого плана таможня готова пойти на действия, которые выходят за рамки компетенции ГТК. Впрочем, ревизия таможенных льгот может коснуться не только федеративных субъектов. Таможенные новации коснутся и простых граждан. Так, таможня планирует подвергнуть пересмотру порядок таможенного оформления "челночных" грузов. В прошлом году ГТК уже предпринимал попытку навести порядок в этой сфере, введя сплошную проверку грузов "челноков", доставляемых авиатранспортом. Однако результаты оказались весьма "противоречивыми", и таможне фактически пришлось пойти на попятную. В течение этого года также планируется отменить некоторые льготы при ввозе импортных автомобилей. По сведениям "Известий", изменения могут затронуть, в частности, "чернобыльцев", которые по закону освобождены от уплаты таможенных пошлин. Это сделало их самыми удобными подставными лицами, на которых оформлялись ввозимые автомобили. За некоторыми из "чернобыльцев" уже числятся десятки ввезенных "мерседесов" и "линкольнов". Однако маловероятно, что эту льготу для "чернобыльцев" отменят полностью. Наверняка будут введены количественные ограничения. Новая попытка навести порядок, возможно, окажется более удачной. Тем более что меры, предлагаемые ТК, получили полную поддержку со стороны председателя правительственной комиссии замминистра финансов Сергея Игнатьева и начальника финансового управления аппарата правительства Александра Починка, присутствовавших на коллегии. Они также поддержали о ращение ГТК к правительству по вопросам финансирования таможенного ведомства. В январе 1999 года таможенники получили из бюджета всего 4 процента тех средств, которые им причитались. Гости коллегии пообещали, что в будущем таможне второму по значимости донору бюджета не придется жаловаться на скупость правительства.
Известия ,
3.03.1999