|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Не суетиться
24.09.1996 00:01
Сегодня истекает недельный срок поручения Бориса Ельцина, в котором он предписывает 'самым серьезным образом рассмотреть обстоятельства, которые привели к представлению на подписание' пресловутого указа # 1215 о сборе подоходного налога с граждан. Чиновники из аппарата правительства шепнули, что их шеф, вице-премьер Владимир Бабичев, твердо настроен выполнить и вторую часть поручения президента - 'определить степень ответственности виновных'.
Не дожидаясь конца служебного расследования, 'раскололся' вице-премьер Александр Лившиц. В интервью 'Известиям' он сказал, что проект указа готовил оперативный штаб по стабилизации экономики, возглавляемый бывшим первым зампредом правительства Владимиром Каданниковым. В штаб входили министр экономики Евгений Ясин, первый зампред ГКИ Петр Мостовой, замминистра экономики Сергей Васильев и Сергей Игнатьев (ныне помощник президента), глава Госналогслужбы вице-премьер Виталий Артюхов, сотрудники ЦБ и аппарата Белого дома, юристы. Неслабая, как видим, компания. В то же время способ, каким г-н Лившиц 'заложил' авторов скандального указа, прямо восходит к советскому стилю коллективной ответственности, запечатленному Аркадием Райкиным: 'Кто пришил пуговицы к костюму?' - 'Мы'. Не желая, однако, выглядеть в глазах общественности и коллег по кабинету 'стукачом', благородный г-н Лившиц положил на плаху собственную голову: 'Когда вышел известный указ, я лишь второй день находился в должности министра финансов и вице-премьера. Но если меня накажут - что ж, я приму это как должное'. Вполне искренне, надо полагать, отдавая себя во власть главы государства, г-н Лившиц может быть спокоен: президенту известно, что его бывший помощник просто решил пострадать за други своя. Борис Ельцин в ответ на газетное побивание камнями г-на Лившица ввел его в Совет безопасности и назначил заместителем управляющего МВФ от России. Вопрос теперь, стало быть, в том, потребует ли крови хозяин Кремля, когда на стол ему ляжет компромат на персонального изготовителя проекта указа # 1215. Пресса уже прозрачно намекнула на первого замминистра экономики Якова Уринсона, которому, в свою очередь, черновик документа набросал сотрудник министерства Михаил Хазин. Правда, другой участник заседаний оперативного штаба припоминает, что текст указа, как будто, запустил Петр Мостовой. 'Мы ведь собирались в Белом доме чуть ли не ежедневно, - поведал конфидент 'Сегодня', - и за считанные дни прогнали пакет из 16 проектов указов. Горячка жуткая - разве вспомнишь точно, кто конкретно предложил тот или иной документ'. Действительно, в июле - начале августа страна еще не остыла от выборов. Нервозности большинству членов правительства добавляла неопределенность их судьбы в будущем кабинете. Поэтому одни проявляли активность в расчете остаться 'в обойме', другие - в надежде на повышение статуса. Но и тех, и других объединяла тяжелейшая ситуация с доходами бюджета и, как дамоклов меч, висевшее над головой требование президента расплачиваться по его предвыборным обязательствам. Собственно пакет указов, с которым тянули до окончательной победы Ельцина, был призван обеспечить резкий рост поступлений в казну - за счет нетрадиционных источников доходов, отмены льгот и подавления фронды предприятий-недоимщиков. Избалованные естественной предвыборной скованностью властей, должники не спешили делиться с федеральным бюджетом. И в то же время отовсюду неслось: 'Денег давай'. Штаб правительства работал, в сущности, как пожарная команда. Штаб потому и назывался оперативным, что стремился экстренно повлиять на платежную и налоговую дисциплину в стране. Министры съезжались на Краснопресненскую набережную и, может быть, слишком бегло знакомясь с проектами указов, визировали их. При этом была сломана традиционная схема подчас многомесячного прохождения проектов указов: разработка профильным министерством, согласования во всех причастных к теме ведомствах, обрастание визами в аппарате правительства и, наконец, доводка в администрации Ельцина. Злополучный указ # 1215 был написан не Минфином или ГНС, как принято для бумаг такого содержания, а, по утверждению очевидцев событий, 'вброшен со стороны'. Заодно с другими этот проект, минуя бюрократические ступени, оказался в Кремле. Выиграв в скорости, штаб, наверное, проиграл в юридической отточенности своего 'продукта'. Но если сейчас так уж надо найти и покарать истинного виновника конфуза, то вряд ли стоит искать его среди 'штабистов'. Выборы президента России, когда на карту было поставлено очень много, оказались страшным по силе дестабилизирующим фактором: трясло экономику и людей. Что касается собственно правительства, то оно, по личному впечатлению, работало тогда в состоянии, близком к нервному срыву. Если Борис Ельцин готов теперь осудить кого-то за свое переизбрание, пусть судит. В принципе же разумнее сегодня успокоиться и не суетиться. Очевидно, что до конца года ничего чрезвычайного в экономике - улучшающего и ухудшающего - произойти не должно: процессы будут развиваться инерционно. Зато в оставшиеся месяцы можно подготовить плацдарм для прорыва в ближайшие два года. Учтя фиаско с указом # 1215, вероятно, следует на холодную голову продумать все реальные источники поступлений в бюджет-97. Очевидно, что осдума откажет кабинету Черномырдина в дополнительных притязаниях на кошельки населения. Это сквозит в последних выступлениях зампредов бюджетного комитета нижней палаты гг. Жукова и Починка. Последний сказал: 'Я гарантирую, что через Думу не пройдет никакой закон об увеличении налогов на физических лиц, а эти вопросы, кроме как законом, приниматься не могут'. Правительству придется максимально быстро достраивать систему казначейства. Реальной картины расходования бюджетных средств не знает никто, а между тем деньги примитивно разворовываются. В субботу на президиуме члены кабинета разводили руками, и никто не мог сказать, куда делись 8,5 трлн руб., выделенных в 1995 г. под северный завоз. Уже заканчивается навигация нынешняя, вот-вот белые мухи полетят, а денег опять не хватает. Ясно, что опять нажмут на г-на Лившица и выдавят из Минфина в ближайшие дни 2 трлн руб. Нельзя дальше тянуть с банкротствами. Как говорится, гиря до пола дошла. Конечно, есть риск роста социального недовольства, но в то же время, санируя предприятия, власти будут смягчать финансовую и социальную обстановку, выдавливая из оборота денежные суррогаты и бартер. Сюда же примыкает 'разговор по душам' с крупнейшими недоимщиками. Полгода правительство говорит о комиссиях и налоговых постах на 66 предприятиях, задолжавших казне 27 трлн руб. И - никаких публичных результатов. Может быть, матерые директора 'съели' проверяющих, как перед тем 'сожрали' замдиректора ФУДН Петра Карпова, взявшегося вытрясать долги из главных недоимщиков? При доводке бюджета-97, думается, следует пересмотреть основы бюджетного федерализма. Уравниловка в отношении регионов, которую исповедует Минфин, вводя усредненный коэффициент бюджетной наполняемости 0,92, окончательно добивает области-доноры. Конечно, ведомству с Ильинки проще стричь всех под одну гребенку, чем спрашивать с каждого региона, как он работает с доходными источниками. Только простота эта ничуть не лучше самообворовывания: за последние три года среди 89 субъектов федерации число территорий, кормящих тех, кто не сводит концы с концами, сократилось с 34 до 6. Впрочем, все эти замечания напоминают советы постороннего. Лучшие мозги правительства снова сидят в Волынском и вряд ли занимаются игрой в бисер. Они знают, что надо делать. Главное - не суетиться.
Сегодня ,
24.09.1996
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |