Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Не суетиться
24.09.1996 00:01
Сегодня истекает недельный срок поручения Бориса Ельцина, в котором он предписывает 'самым серьезным образом рассмотреть обстоятельства, которые привели к представлению на подписание' пресловутого указа # 1215 о сборе подоходного налога с граждан. Чиновники из аппарата правительства шепнули, что их шеф, вице-премьер Владимир Бабичев, твердо настроен выполнить и вторую часть поручения президента - 'определить степень ответственности виновных'.
Не дожидаясь конца служебного расследования, 'раскололся' вице-премьер Александр Лившиц. В интервью 'Известиям' он сказал, что проект указа готовил оперативный штаб по стабилизации экономики, возглавляемый бывшим первым зампредом правительства Владимиром Каданниковым. В штаб входили министр экономики Евгений Ясин, первый зампред ГКИ Петр Мостовой, замминистра экономики Сергей Васильев и Сергей Игнатьев (ныне помощник президента), глава Госналогслужбы вице-премьер Виталий Артюхов, сотрудники ЦБ и аппарата Белого дома, юристы. Неслабая, как видим, компания.
В то же время способ, каким г-н Лившиц 'заложил' авторов скандального указа, прямо восходит к советскому стилю коллективной ответственности, запечатленному Аркадием Райкиным: 'Кто пришил пуговицы к костюму?' - 'Мы'.
Не желая, однако, выглядеть в глазах общественности и коллег по кабинету 'стукачом', благородный г-н Лившиц положил на плаху собственную голову: 'Когда вышел известный указ, я лишь второй день находился в должности министра финансов и вице-премьера. Но если меня накажут - что ж, я приму это как должное'. Вполне искренне, надо полагать, отдавая себя во власть главы государства, г-н Лившиц может быть спокоен: президенту известно, что его бывший помощник просто решил пострадать за други своя. Борис Ельцин в ответ на газетное побивание камнями г-на Лившица ввел его в Совет безопасности и назначил заместителем управляющего МВФ от России. Вопрос теперь, стало быть, в том, потребует ли крови хозяин Кремля, когда на стол ему ляжет компромат на персонального изготовителя проекта указа # 1215.
Пресса уже прозрачно намекнула на первого замминистра экономики Якова Уринсона, которому, в свою очередь, черновик документа набросал сотрудник министерства Михаил Хазин. Правда, другой участник заседаний оперативного штаба припоминает, что текст указа, как будто, запустил Петр Мостовой. 'Мы ведь собирались в Белом доме чуть ли не ежедневно, - поведал конфидент 'Сегодня', - и за считанные дни прогнали пакет из 16 проектов указов. Горячка жуткая - разве вспомнишь точно, кто конкретно предложил тот или иной документ'.
Действительно, в июле - начале августа страна еще не остыла от выборов. Нервозности большинству членов правительства добавляла неопределенность их судьбы в будущем кабинете. Поэтому одни проявляли активность в расчете остаться 'в обойме', другие - в надежде на повышение статуса. Но и тех, и других объединяла тяжелейшая ситуация с доходами бюджета и, как дамоклов меч, висевшее над головой требование президента расплачиваться по его предвыборным обязательствам.
Собственно пакет указов, с которым тянули до окончательной победы Ельцина, был призван обеспечить резкий рост поступлений в казну - за счет нетрадиционных источников доходов, отмены льгот и подавления фронды предприятий-недоимщиков. Избалованные естественной предвыборной скованностью властей, должники не спешили делиться с федеральным бюджетом. И в то же время отовсюду неслось: 'Денег давай'. Штаб правительства работал, в сущности, как пожарная команда. Штаб потому и назывался оперативным, что стремился экстренно повлиять на платежную и налоговую дисциплину в стране. Министры съезжались на Краснопресненскую набережную и, может быть, слишком бегло знакомясь с проектами указов, визировали их. При этом была сломана традиционная схема подчас многомесячного прохождения проектов указов: разработка профильным министерством, согласования во всех причастных к теме ведомствах, обрастание визами в аппарате правительства и, наконец, доводка в администрации Ельцина. Злополучный указ # 1215 был написан не Минфином или ГНС, как принято для бумаг такого содержания, а, по утверждению очевидцев событий, 'вброшен со стороны'. Заодно с другими этот проект, минуя бюрократические ступени, оказался в Кремле. Выиграв в скорости, штаб, наверное, проиграл в юридической отточенности своего 'продукта'.
Но если сейчас так уж надо найти и покарать истинного виновника конфуза, то вряд ли стоит искать его среди 'штабистов'. Выборы президента России, когда на карту было поставлено очень много, оказались страшным по силе дестабилизирующим фактором: трясло экономику и людей. Что касается собственно правительства, то оно, по личному впечатлению, работало тогда в состоянии, близком к нервному срыву. Если Борис Ельцин готов теперь осудить кого-то за свое переизбрание, пусть судит.
В принципе же разумнее сегодня успокоиться и не суетиться. Очевидно, что до конца года ничего чрезвычайного в экономике - улучшающего и ухудшающего - произойти не должно: процессы будут развиваться инерционно. Зато в оставшиеся месяцы можно подготовить плацдарм для прорыва в ближайшие два года.
Учтя фиаско с указом # 1215, вероятно, следует на холодную голову продумать все реальные источники поступлений в бюджет-97. Очевидно, что осдума откажет кабинету Черномырдина в дополнительных притязаниях на кошельки населения. Это сквозит в последних выступлениях зампредов бюджетного комитета нижней палаты гг. Жукова и Починка. Последний сказал: 'Я гарантирую, что через Думу не пройдет никакой закон об увеличении налогов на физических лиц, а эти вопросы, кроме как законом, приниматься не могут'.
Правительству придется максимально быстро достраивать систему казначейства. Реальной картины расходования бюджетных средств не знает никто, а между тем деньги примитивно разворовываются. В субботу на президиуме члены кабинета разводили руками, и никто не мог сказать, куда делись 8,5 трлн руб., выделенных в 1995 г. под северный завоз. Уже заканчивается навигация нынешняя, вот-вот белые мухи полетят, а денег опять не хватает. Ясно, что опять нажмут на г-на Лившица и выдавят из Минфина в ближайшие дни 2 трлн руб.
Нельзя дальше тянуть с банкротствами. Как говорится, гиря до пола дошла. Конечно, есть риск роста социального недовольства, но в то же время, санируя предприятия, власти будут смягчать финансовую и социальную обстановку, выдавливая из оборота денежные суррогаты и бартер. Сюда же примыкает 'разговор по душам' с крупнейшими недоимщиками. Полгода правительство говорит о комиссиях и налоговых постах на 66 предприятиях, задолжавших казне 27 трлн руб. И - никаких публичных результатов. Может быть, матерые директора 'съели' проверяющих, как перед тем 'сожрали' замдиректора ФУДН Петра Карпова, взявшегося вытрясать долги из главных недоимщиков?
При доводке бюджета-97, думается, следует пересмотреть основы бюджетного федерализма. Уравниловка в отношении регионов, которую исповедует Минфин, вводя усредненный коэффициент бюджетной наполняемости 0,92, окончательно добивает области-доноры. Конечно, ведомству с Ильинки проще стричь всех под одну гребенку, чем спрашивать с каждого региона, как он работает с доходными источниками. Только простота эта ничуть не лучше самообворовывания: за последние три года среди 89 субъектов федерации число территорий, кормящих тех, кто не сводит концы с концами, сократилось с 34 до 6.
Впрочем, все эти замечания напоминают советы постороннего. Лучшие мозги правительства снова сидят в Волынском и вряд ли занимаются игрой в бисер. Они знают, что надо делать. Главное - не суетиться.
Сегодня , 24.09.1996

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru