|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Слоны в посудных лавках
15.03.2002 00:01
В четверг в рассылку поступил текст поручения Владимира Путина главе МИД Игорю Иванову: "Примите меры для обеспечения на постоянной основе тесного взаимодействия с руководством Федерального собрания РФ по вопросам международной деятельности ГосДумы и Совета Федерации. Особое внимание - четкой координации зарубежных контактов и визитов на всех уровнях в целях их максимального соотнесения с решением практических задач при реализации единого внешнеполитического курса РФ". Поводом для распоряжения стал недавний дипломатический скандал, учиненный спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым, отказавшимся вдруг во время визита в Израиле встречаться с главой палестинской автономии Ясиром Арафатом. Но это лишь повод. Причины - глубже.
"Палестинский демарш" Миронова три дня назад стал полной неожиданностью, хотя иные пытались (мол, не мог же давний соратник Путина по Питеру так "начудить", ведь политика России на Ближнем Востоке строилась на балансе отношений с Израилем и с палестинцами) истолковать его как акцию, продуманную в Москве. "Известия" в это не верили: не было оснований полагать, что этот демарш был чем-то иным, чем дипломатически не взвешенным действом в недавнем прошлом председателя Законодательного собрания Петербурга. В четверг нам стало доподлинно известно: автор экспромта - сам Миронов - забыл об этом сообщить и в МИД, и Администрации президента. Два дня все комментировали демарш - мол, что бы сие означало. Два дня глава МИД Игорь Иванов разруливал ситуацию: мол, сие ничего ровным счетом не означает. Есть, правда, вторая версия произошедшего, "смягчающая" просчет спикера: Миронов принял решение не встречаться с Арафатом после того, как израильские лидеры отказались гарантировать его безопасность на встрече с палестинцами. Если он испугался, то правильно: израильтяне как раз в очередной раз обстреляли район резиденции Арафата. Надобности Миронову ездить туда не было. Но не было ее и во встрече с премьером Шароном: ничего нового там сказано не было. Строго говоря, поручение Путина Иванову - напоминание о том, что нужно выполнять имеющиеся распоряжения. Во времена Ельцина МИД уже был (и неоднократно) "назначен" главным координирующим внешнюю политику органом. Было это сделано в годы острой борьбы в России. Тогда в парламенте верховодила оппозиция, а МИД боролся за единоличное право проводить внешнеполитический курс под непосредственным руководством президента. Тех президентских распоряжений никто не отменял. То, что к этой же теме вернулись, когда никакой острой борьбы в России уж нет как года два, наводит на мысль: может, дело не столько в отсутствии координации, сколько в отсутствии объекта координации. То есть самого внешнеполитического курса в виде целостно прописанных, научно выверенных разработок по региональным и тематическим направлениям. В Администрации президента, негосударственных "мозговых трестах" вроде бы уже идет лихорадочная выработка нового осмысленного внешнеполитического курса страны. Недостатки нынешней дипломатии очевидны: Москва не успевает реагировать на события, происходящие даже у собственных рубежей. Последний пример - реакция на появление американских военных в Грузии. Москва показала, что не только информационно не готова предъявить миру внятную позицию, но и не очень представляет собственную стратегию на постсоветском и мировом пространстве. В случае с Грузией личное вмешательство президента тотчас резко изменила окрас всей риторики на данную тему. В этом вся слабость отечественной госмашины на уровне исполнителей второго, третьего и более низших звеньев. Звенья эти аморфны, пугливы, ленивы и безынициативны. И они не знают "генеральных" направлений внешнеполитического курса - ввиду его отсутствия. Еще одна связанная с этим проблема - острейший кадровый голод в тех же дипломатических структурах. Оставшиеся в МИД люди заняты составлением бумаг и записок к тем или иным зарубежным визитам руководителей, готовят их телефонные переговоры с иноземными президентами, пишут тексты нот, писем, телеграмм, да мало ли чего еще. Людей этих даже числом мало, чтобы поднять голову над текучкой и задуматься над стратегией. Зарплата их такова, что ни о какой стратегии за такие деньги приличный, с должным образованием специалист думать не будет. Все мысли обитателей "высотки" на Смоленской в Москве заняты одним: как бы пересидеть на родине срок 2-3 года, чтобы, согласно заведенной ротации (чтобы дипломаты вообще все не разбежались), быть счастливо отправленными за границу, где можно получать сопоставимую с достойной зарплату в валюте. Механизм "поставок мыслей" хотя бы на уровне представления записок из академических институтов (они и теперь существуют, их дополнили всякие фонды, частные институты и пр., живущие на иностранные гранты или "отмывающие" деньги) в международный отдел ЦК КПСС, разрушен. Аналога его нет и при нынешнем нищенском существовании МИД не предвидится. Если бы тот же Миронов озадачился подготовкой визита по линии МИД, его просьбу исполнили бы. Мидовцы выполняют "за так", по телефонному нахрапу кучу таких просьб куда менее знатных политиков. Ему бы наспех - иначе некогда и некому - написали справку о состоянии ближневосточного кризиса на уровне газетной публикации. Что касается структур парламента РФ, то и они, в отличие от зарубежных аналогов, не в состоянии пока выдавать качественный аналитический продукт по проблемам внешней политики. В Америке есть железный, хотя негласный принцип: "Разногласия кончаются у кромки воды", - внутренние споры не выносят за границу. Куда хуже, если за границу выносят не споры, а некомпетентность. В этом смысле сделанная попытка "диверсифицировать" каналы внешнеполитических диалогов, подключив в помощь МИД народившихся в России политиков (так называемая "народная дипломатия") была обречена на интеллектуальный провал. В ней начали активничать представители Думы и СФ. Обновленный Совфед вообще изнывает без работы, и внешнюю политику сенаторы негласно записали в один из своих приоритетов. Это поколение политиков еще помнит, чего стоило выехать за границу СССР, и не разучилось "ценить" такие возможности. Но помимо "народности" политики должны обладать элементарными знаниями. Свыкнуться с новыми, государственными должностями. После чего, оговорив пределы компетенции, их можно выпускать в мир с официальными вояжами, дабы тот не испугался.
Известия ,
15.03.2002
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |