|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Последний выстрел "Авроры"
16.12.2002 00:01
27 ноября в наших таможенных органах произошел очередной скандал. Был освобожден от занимаемой должности начальник Балтийской таможни Сергей Ящишин, а за несколько дней до того лишились своих должностей несколько офицеров из входящего в Балтийскую таможню поста «Турухтанный». Все это произошло после задержания на «Турухтанном» нескольких крупных партий контрабандных грузов, которые, как выяснилось, сотрудники самого «Турухтанного» благополучно выпустили в свободное обращение.
Как всегда бывает в таких случаях, таможенники отказались от комментариев, а проведенное нами журналистское расследование привело к совершенно неожиданным результатам: многие информированные источники связывают происходящее с борьбой влиятельнейших политических фигур из самых высоких слоев российской власти. Неспроста поговаривают о возможном расформировании крупнейшей в России Балтийской таможни. БОТИНКИ, ПУШКИ И КОМПЬЮТЕРЫ Нынешняя порция неприятностей началась в Балтийской таможне в октябре. Тогда на посту «Турухтанный», что обслуживает Третий район нашего Морского порта, были задержаны следовавшие во Вьетнам контейнеры, в которых обнаружились шестиствольные артиллерийские установки, вполне современные и вполне пригодные для стрельбы – такие установки монтируют обычно на военных кораблях. Соответствующая партия груза была задекларирована как автозапчасти, что и стало поводом для претензий со стороны сотрудников правоохранительных органов. Если судить по прессе, эта артиллерийско-вьетнамская история особого резонанса не вызвала. Оно и понятно: кому какая разница, будет во Вьетнаме двумя пушками больше или меньше. Тем более что отказавшийся представиться сотрудник подразделения погранвойск, контролирующего данный участок границы, сказал нашему корреспонденту загадочную фразу, суть которой сводилась к тому, что предметы, обнаруженные в злополучном контейнере, были «не совсем» артиллерийскими установками. В общем, понимай, как знаешь. Ужасное случилось во второй половине октября. Через все тот же таможенный пост «Турухтанный» некая фирма, как следовало из документов, провозила партию моноксида свинца в мешках, которые располагались в 10 контейнерах. Признаемся честно: мы не в состоянии объяснить, что такое моноксид свинца, кому и для каких целей он нужен в таких количествах. Зато можно поспорить, что любой таможенный инспектор (при желании, конечно же) мог бы полюбопытствовать на предмет данного груза хотя бы потому, что до того таких импортных поставок из США в Балтийской таможне не наблюдалось. Не говоря уж о том, что совсем не трудно заметить невероятно активную коммерческую деятельность, которую развил хозяин фирмы, оформившей на себя сей замечательный груз: он учредил около 30 фирм за последние несколько месяцев, хотя, по нашим данным, является лицом БОМЖ и обо всех изложенных тут событиях даже не догадывается. Впрочем, досмотр у нас - выборочный (в соответствии с Таможенным кодексом, таможенники сами решают, какие грузы следует досматривать), а сотрудники «Турухтанного» проявили несказанную добросовестность – они удостоверились в наличии мешков с моноксидом свинца в 10 контейнерах, о чем свидетельствуют соответствующие печати и подписи на грузовых таможенных декларациях. Только вот сотрудники Главного управления по борьбе с контрабандой, прибывшие специально в Петербург из Государственного таможенного комитета России, при повторном досмотре обнаружили в контейнерах не мешки с таинственным порошком, а вполне вразумительные коробки с компьютерами и сопутствующим оборудованием. На этот раз скандал получился полноценный. Четверо сотрудников таможенного поста «Турухтанный» были уволены, начальника поста Бориса Бородина отправили на другой пост с понижением – на должность заместителя, о чем официально сообщали в пресс-центре Северо-Западного таможенного управления: смотрите, мол, как мы качественно с контрабандой и коррупцией боремся! Тогда-то и заговорили впервые о возможных неприятностях для начальника Балтийской таможни Сергея Ящишина: мол, что же это за начальник таможни, если не то что на всей таможне – на одном посту порядок навести не в состоянии! Но – обошлось. Сергей Ящишин и начальник СЗТУ Владимир Вьюнов предприняли невероятно жесткие меры по отношению к потенциальным контрабандистам. Стали досматривать подряд все контейнеры, тщательно отслеживать каждую из многочисленных бумажек, необходимых для таможенного оформления грузов. Сроки оформления грузов увеличились многократно, многоэтажными штабелями контейнеров была забита вся территория порта, хвост из пустых грузовиков тянулся по дороге на Турухтанные острова почти до проспекта Стачек. Результаты такой кропотливой деятельности ждать себя не заставили. 26 ноября сотрудники правоохранительных органов на том же посту «Турухтанный» задержали очередную партию контрабандного груза – 14 контейнеров с дорогой европейской обувью, задекларированной как шпаклевка. Как и в прошлый раз, задержание произошло при повторном досмотре, то есть после того, как таможенники с «Турухтанного» выпустили груз в свободное обращение. Через несколько часов после этого задержания начальник Балтийской таможни Сергей Ящишин написал заявление, на основании которого он уже через несколько часов был освобожден от должности и зачислен в резерв Северо-Западного таможенного управления. Надо признать, сам по себе набор описанных событий, произошедших за весьма короткий период времени на одном таможенном посту, впечатляет. Видимо, в такой ситуации увольнение начальника Балтийской таможни выглядит вполне логичным, когда бы не один нюанс. Кто ж это так сглазил «Турухтанный» пост, что на нем вдруг стали выявляться столь серьезные нарушения, причем почти что подряд? Если отбросить предположение о некой сезонной активизации контрабандистов, то мы сразу оказываемся перед необходимостью ответить на вполне конкретный вопрос: почему в октябре-ноябре 2002 года задержания крупных контрабандных грузов на «Турухтанном» стали происходить одно за другим? Простая логика подсказывает всего два ответа. Первый: таможенный пост «Турухтанный» коррумпирован сверху донизу, чтобы обнаружить там контрабанду, достаточно прийти и повторно досмотреть любой из уже досмотренных (или якобы досмотренных, что, скорее всего, одно и то же) там контейнеров. Специально обученные люди знают об этом, но используют они свои знания, когда им самим это нужно по тем или иным причинам. И второй ответ: все произошедшее – инсценировка, организованная специально для дискредитации сотрудников Балтийской таможни. Если так – интереснее всего узнать фамилию режиссера данного спектакля, чтобы попробовать предположить, зачем ему это понадобилось. ПОСТ «ТУРУХТАННЫЙ» Третий район петербургского Морского порта, который обслуживает этот пост, похож на огромный склад. У причалов пришвартованы корабли, портовые краны снимают с них контейнеры, которые развозятся по территории, где сгружаются штабелями, образуя многоярусные лабиринты, чем-то напоминающие заброшенные города из голливудских боевиков. Собственно таможенный пост располагается в маленьком кирпичном здании, на первом этаже которого есть небольшой зал с окошечками, где, собственно, и происходит основная процедура оформления таможенных деклараций. Этот зал напоминает вестибюль станции метро – там душно, шумно и тесно, представители фирм-брокеров и декларантов снуют между окошечками, за которыми виднеются лица таможенных инспекторов. На поставленных в центре тесного зала письменных столах свалены кучей куртки, шубы и дубленки, в общем, ничто в облике данного заведения не свидетельствует в пользу того, что государство заботится о собственных налогоплательщиках (а ведь таможенные платежи составляют очень немалую часть дохода российского бюджета). Но это – внешняя сторона работы таможенного поста «Турухтанный». Говорят, за кажущейся неразберихой функционирует хорошо отлаженная система, которая не имеет ничего общего с интересами государства, но именно через нее проходят абсолютно все документы на пересекающие эту часть границы грузы. Сотрудники Агентства журналистских расследований общались со многими людьми, имеющими отношение к самой таможне и к таможенному бизнесу. Все наши собеседники просили не называть их, что неудивительно, если посмотреть, какая после разговоров с ними складывается картина. Поэтому все написанное ниже мы просим трактовать как слухи. Эти слухи упорно циркулируют по таможне, но подтвердить их документально нашими силами не представляется возможным, тем более что касаются они не всех сотрудников «Турухтанного», а лишь узкого круга лиц, который, тем не менее, вполне прилично влияет на работу всего поста. Вообще, стать инспектором таможенного поста «Турухтанный» может не каждый. Для этого нужны либо связи, либо деньги, лучше всего – то и другое. Например, «вступительный взнос», необходимый только для трудоустройства рядовым инспектором, может, в зависимости от «близости» данного инспектора к досмотру грузов, превышать 2 000 долларов. Каждое действие, которое совершает инспектор в соответствии с собственными служебными обязанностями, вполне четко тарифицировано. Например, выпуск одной таможенной декларации (проще говоря, растаможка одной партии грузов) стоит от 20 до 50 долларов. Если в контейнерах есть «вложения», не указанные в декларации, то за них платят по 100 - 150 долларов. Если речь идет о серьезных «вложениях», обнаружение которых «тянет» на уголовное дело, а не просто на «административку», то и доплата может расти соответственно, вплоть до нескольких тысяч долларов. Кстати, сам досмотр груза тоже стоит денег – от 20 долларов за каждый факт досмотра, при том что досмотр на самом деле, как правило, не происходит. Деньги платятся за то, что досмотровый инспектор ставит штамп и подпись в соответствующем месте таможенной декларации. Долларов 100 - 150 стоит гарантия того, что инспектор не будет вскрывать контейнер. Но это – на условиях джентльменского соглашения. Все сотрудники таможенного поста очень дорожат своими рабочими местами («заработок» рядового инспектора может превышать 2 000 - 3 000 долларов в месяц), а коммерсанты – хорошими отношениями с таможенниками. Поэтому досмотровый инспектор, в принципе, вполне имеет основания верить бизнесмену, когда тот говорит, что «опасных вложений» в контейнерах нет. Отдельная статья – занижение таможенной стоимости. «Таможенная стоимость» – весьма загадочный термин, придуманный создателями Таможенного кодекса. Чем выше задекларированная таможенная стоимость груза, тем больше хозяин груза платит таможенных платежей в бюджет. И соответственно – чем меньше, тем меньше. Сотрудник ОКТС (отдел контроля таможенной стоимости) имеет от 50 долларов за каждую декларацию. Верхняя граница не оговаривается, она зависит от того, сколько денег бизнесмен сэкономил при уплате в бюджет благодаря занижению таможенной стоимости своего груза. Фактически каждая сотня деклараций на грузы, выпущенные в свободное обращение через таможенный пост «Турухтанный», обходится соответствующему участнику внешнеэкономической деятельности в 2 000 - 3 000 долларов таких вот неформальных таможенных платежей. Для соответствующих контактов с бизнесменами на таможенном посту есть специальный человек, который берет деньги, ведет «бухгалтерию» и, грубо говоря, держит общак. Напомним: все, что написано выше, – слухи. Какие из всего этого следуют выводы? Они, наверное, могут быть самыми разными, применительно же к нашей истории - все гораздо проще. Сотрудники «Турухтанного» не могли не знать о контрабанде, она проходила в обычном для этого поста режиме. Другой вопрос: почему одно за другим пошли задержания? Теперь уже понятно, что ответ на этот вопрос следует искать совсем не на территории Морского порта. «СЕМЕЙНЫЙ» ВОПРОС Говорят, освобождение Сергея Ящишина от должности начальника Балтийской таможни происходило так. В ночь после задержания контейнеров с обувью, задекларированной как шпаклевка, Сергею Тимофеевичу позвонил один очень высокопоставленный чиновник из Государственного таможенного комитета России. Тот самый чиновник, которому Сергей Ящишин, по слухам, был обязан своим назначением на пост начальника Балтийской таможни. Якобы этот чиновник и порекомендовал Ящишину срочно написать заявление, что Сергей Тимофеевич и сделал, причем тут же отправил его по факсу в Москву, где оно молниеносно было удовлетворено на самом высоком уровне. Непосредственный начальник Ящишина – глава СЗТУ Владимир Вьюнов – был в тот день в Москве, в ГТК, потому Ящишин и последовал совету звонившего - он думал, что председатель ГТК Михаил Ванин и Владимир Вьюнов согласовали этот вопрос, а потому сопротивляться бесполезно. Говорят, вернувшись в Петербург, начальник СЗТУ Владимир Вьюнов был очень удивлен поступком Ящишина, но что-либо менять было поздно. Все это странно, да и после задержания еще первой партии контрабандного груза – 10 контейнеров с дорогими компьютерами – по городу поползли странные слухи. Будто бы стоимость задержанных грузов превышала 10 миллионов долларов, потому как в контейнерах были не простые компьютеры, а совершенно новые, последнего поколения, настолько новые, что их экспорт из США сильно ограничен. Будто бы на коробках была написана загадочная фраза «Для «Газпрома», во что, кстати, все сразу же поверили, учитывая невероятную стоимость оборудования. Будто бы задержанные 10 контейнеров – лишь маленькая часть огромного контрабандного грузопотока, который до того растаможивался на одном из московских таможенных терминалов, а теперь пошел через нашу Балтийскую таможню. Будто бы сей грузопоток сменил место таможенного оформления не случайно, а благодаря усилиям группы лиц, которые добились соответствующих договоренностей с хозяевами груза. Будто бы организаторы этой пертурбации действовали не в собственных интересах, а в интересах очень высокопоставленных персон из ближайшего окружения российского президента Владимира Путина, которые давно уже воюют с не менее высокопоставленными персонами из неформальной группы лиц, называемой «семьей», главой которой с некоторых пор считают бывшего президента Бориса Ельцина. Воюют за сферы влияния в российском бизнесе, в том числе за контроль над грузопотоками. Будто бы лишившиеся грузопотока хозяева московского таможенного терминала запустили через одну из зарубежных стран информацию в Интерпол о том, что где-то на Северо-Западе России контрабандным путем импортируются грузы из США. Чтобы масштабные поиски трактовались как борьба с преступностью, а не защита интересов частных лиц. «Где-то на Северо-Западе» - потому что, на какой именно из таможен, входящих в состав СЗТУ, происходит оформление товаров из «уведенного» грузопотока, «потерпевшие» узнали не сразу. Неспроста непонятные для многих задержания грузов происходили в течение последних двух-трех месяцев на разных таможенных постах Северо-Запада. В общем, искали эти компьютеры долго и тщательно, причем не только в России, но и за рубежом, для чего сотрудниками Интерпола была даже разработана специальная операция с кодовым названием «Аврора». Оказалось, с названием попали в точку, от навечно пришвартованного легендарного крейсера до кабинета начальника Северо-Западного таможенного управления рукой подать. Неспроста уже давно поговаривают о весьма натянутых отношениях между главным таможенником Северо-Запада и главным таможенником всей России – по разные, видимо, они оказались стороны баррикад. Тем паче что некоторое время назад в околотаможенных кругах начались совсем уж неприятные разговоры о том, что сторонники Путина скоро назначат на пост главы ГТК Владимира Вьюнова и отправят в отставку симпатизирующего «семье» Михаила Ванина. А это уже совсем мистика, ведь как раз после аналогичных слухов был уволен в прошлом году тогдашний начальник СЗТУ Владимир Шамахов. Вообще создается впечатление, будто увольнение высокопоставленных таможенных чиновников, равно как и увольнение рядовых инспекторов, с точки зрения борьбы с контрабандой, процедура абсолютно бессмысленная. В этой системе личности не решают вообще ничего, а борьба с контрабандой – не более чем один из способов борьбы разных политических сил внутри таможни друг с другом. К интересам государства все это никакого отношения не имеет. Или, может быть, большинство из изложенных в этой статье слухов не соответствует действительности? ДОСЬЕ Сергей Тимофеевич Ящишин родился в 1960 году на Украине, в городе Подволчиске Тернопольской области. У него два высших образования: Херсонское мореходное училище и Санкт-Петербургский государственный технический университет. С 1989 года Сергей Тимофеевич является работником наших таможенных органов. Свою таможенную карьеру Сергей Ящишин начал рядовым инспектором на одном из постов Ленинградской (ныне Санкт-Петербургская) таможни. Потом он перешел на службу в отдел организации таможенного контроля Северо-Западного таможенного управления, которым руководил сначала нынешний заместитель начальника СЗТУ Игорь Тараторин, а потом предшественник Ящишина на посту начальника Балтийской таможни Александр Пучков. Говорят, на том этапе Сергей Тимофеевич проявлял себя исключительно с хорошей стороны – как честный чиновник и грамотный специалист. Наверное, благодаря этому его в середине 1990-х годов и назначили начальником таможенного поста «Турухтанный», функционирующего в ведении Балтийской таможни. Тот факт, что Сергей Ящишин ушел с поста начальника Балтийской таможни именно из-за контрабандных историй на «Турухтанном», - особенно символичен. Уж кому, как не ему, знать, что на этом посту происходит. Когда Балтийскую таможню возглавил Александр Пучков, у него, как рассказывают заставшие то время участники внешнеэкономической деятельности, не сложились взаимоотношения с Сергеем Ящишиным. Пучков направил начальнику СЗТУ Владимиру Шамахову представление на повышение Сергея Тимофеевича в должности (классический для России способ избавиться от чиновника), которое было удовлетворено – Сергей Тимофеевич стал заместителем начальника Санкт-Петербургской таможни. Зато после того, как в ходе скандала с куриными окорочками был уволен начальник Балтийской таможни Александр Пучков, Сергей Ящишин занял его место – сначала в качестве «и.о.», а с 15 октября – в качестве полноценного начальника. К этому времени Сергей Тимофеевич дослужился до звания «полковник таможенной службы».
Ваш тайный советник ,
16.12.2002
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |