Ровно в день истечения срока подачи заявок на участие в конкурсе за овладение бывшим «березовским» ТВ-6 Владимир Яковлев заявил, что питерское телевидение не будет участвовать в этих играх. Шансов нет - «слишком много ажиотажа, слишком много желающих, слишком большие цены, и ТРК «Петербург» явно не выдержит». Одновременно губернатор пообещал продолжить разговор с президентом о получении вещания на Россию. Последнее заявление положилось на слухи о том, что ВВП уже не возражает против третьего срока г-на Яковлева. Впрочем, до лета 2004 года еще много воды утечет, и пока рано говорить о том, кто будет претендовать на владение Смольным и окрестностями. А разговоры вокруг борьбы питерского ТВ за федеральное вещание стали очередной акцией по проверке на лояльность к «питерским», собравшимся в высших эшелонах власти.
Когда несколько недель назад появилось первое сообщение о намерении ТРК овладеть шестой кнопкой, оно не вызвало в Питере ровным счетом никакого ажиотажа. Дела ТРК, гоняющего по вечерам старый гэдээровский детективный сериал о бесстрашном и пуленепробиваемом комиссаре Шимански, мягко говоря, не блестящи. Лучшие журналисты давно разбрелись по конкурирующим каналам. Несмотря на оптимистические заявления руководства ТРК, серьезный бизнес не проявляет никакого интереса к питерскому телевидению. Все, кто следит за телевизионными скандалами, помнят осенние телебаталии в питерском ЗакСе.
ТРК, ссылаясь на финансовые трудности, без стеснения просило вы-делить напрямую из бюджета 2001 года один миллион долларов на производство детских и прочих нерекламоемких передач. С большим скрипом деньги выбили, но в бюджет-2002 аналогичная строка не попала. Нынешней осенью история, наверняка повторится.
ТРК «Петербург» можно назвать акционерным обществом без акционеров, поскольку город и Ленобласть обладают более чем 80 процентами акций компании. В таких условиях говорить о «частности» или независимости ТРК от чиновников могут только очень наивные люди.
Ежедневные воспевания на пятой кнопке обитателей Смольного стали поводом для анекдотов. Впрочем, местный филиал российс-кого телевидения ничуть не лучше, правда с другой ориентацией - «мочит» губернатора Яковлева по всякому случаю и даже без оного.
Комментируя отказ от борьбы за шестой канал, генеральный директор ТРК Ирина Прудникова заявила на днях в одном интервью: у нее придумана настолько оригинальная концепция для федерального вещания, что она не подлежит разглашению ни при каких обстоятельствах. Одновременно стало известно - ТРК даже не посылала в Москву творческую концепцию вещания на шестой кнопке. Все это говорит о том, что игра в конкурс была большим блефом питерского ТВ.
Телевизионные аналитики убеждены, что Питер, конечно, мечтает прийти не столько даже на общероссийские, сколько на столичные телеэкраны. Во-первых, на столичной кухне варятся основные рекламные деньги. Во-вторых, в провинции телевизионная сеть ухе попала в руки других компаний. Отдельный вопрос, насколько нынешний градоначальник смог бы контролировать новый шестой канал, если бы ТРК «Петербург» получил право вещания на нем. Как говорили раньше в Одессе, городское и центральное телевидение - две большие разницы. Но в любом случае пиаровский эффект для Смольного был бы очевиден - культурная столица накануне юбилея возвращается во всероссийский эфир. И что-то хорошее про себя, а значит, и своих руководителей, наверняка смогла бы показать.
Учитывая, что в городской казне деньги на мероприятия, подобные конкурсу на телевещание, не предусмотрены (необходимо внести 1 миллион долларов), а бизнес играет с другими претендентами, Смольный мог рассчитывать только на одного, но зато самого главного игрока - Кремль.
Возможно, верховная власть не ответила взаим-ностью. Ведь если бы ТРК одержал победу, то даже тем, кто не сведущ в делах ТРК, очень скоро стало бы ясно, кто на самом деле рулит новоиспеченным федеральным телеканалом. А власть после прошлогоднего скандала с НТВ и особенно свежего с ТВ-6 (там имело место классическое злоупотребление правом, потому что закон использовали сугубо формально), не склонна особенно афишировать свое участие в телевизионных делах. Не случайно министр печати Михаил Лесин везде говорит о необходимости создания нового негосударственного телеканала.
Но скорее всего руководители ТРК «Петербург» не столь наивны, чтобы ждать помощи из-за кремлевской стены. Там не подают. И ведут дела с более серьезными партнерами типа Чубайса или Примакова. А операцию «Возвращение питерского ТВ в Россию» как проверку на лояльность питерской команде во власти придумали на уровне пониже, возможно в парламенте или Совфеде. Питерские власти ее активно поддержали.
Информационная спецоперация «ТРК - на ТВ-6» очень напоминала две предыдущие. Одна называлась - вернем столицу в Петербург. Любой здравомыслящий человек понимает, что сейчас не 1703 и не 1918 год, чтобы таскать президентский, премьерский или даже спикерский кабинеты туда-сюда. Но сколько в обеих российских столицах и окрест было сломано копий, сколько разных мнений и оттенков мнений высказано! А все только для того, чтобы посмотреть - кто как чихнет, как мигнет и на какой строчке икнет.
Вторая проверка касается разговоров о духовном наследии покойного Анатолия Собчака. Калька та же - небылицы о деяниях мэра Петербурга преподносились как истина в последней инстанции. С единственной целью - посмотреть, как отреагируют те или иные господа на суждения о человеке, которого действующий президент назвал своим учителем.
Результаты телевизионного теста таковы - никто из толстых кошельков не рискнул участвовать в этой игре. Вероятно, олигархи путинского розлива не верят в устойчивость Владимира Яковлева, особенно когда его замами оптом и в розницу интересуются прокуратуры и счетные палаты.
Новая газета ,
11.03.2002