Главное следственное управление ГУВД предъявило вице-губернатору, председателю городского Комитета по здравоохранению Анатолию Кагану обвинение в халатности, повлекшей тяжкие последствия. Он стал третьим отстраненным от должности вице-губернатором — после Валерия Малышева и Александра Потехина.
Напомним, что еще в сентябре 2001 года, после проверки комитета Контрольно-счетной палатой Петербурга, председатель КСП Дмитрий Буренин публично обвинил г-на Кагана в закупке инсулиновых препаратов для льготников по ценам, завышенным в 2,6 раза по сравнению с рыночными. Тогда же проверку обеспечения петербуржцев льготными лекарствами начала и городская прокуратура. В итоге выяснилось, что без бесплатных и дешевых лекарств остались не только 40% диабетиков, но и 50% онкологических больных, 60% душевнобольных, нуждающихся в психотропных лекарствах, 65% астматиков. В этом году положение усугубилось — как полагают проверяющие, не только по причине скверного финансирования, но и потому, что «из 9 млн. руб., выделенных на лекарства, до петербуржцев реально доходит примерно 3 млн., а остальные оседают в чьих-то карманах...»
Впрочем, как осенью, так и теперь Комитет по здравоохранению перекладывает вину за дефицит инсулина на самих больных. Так, за неделю до предъявления обвинения г-ну Кагану в еженедельном вестнике городской администрации появилось сообщение о том, что «существуют некоторые проблемы», «по одному рецепту больному отпускают двухмесячную дозу инсулина», «среднесуточные дозы инсулина, выписываемые в рецептах, существенно превышают медицински обоснованные нормы».
Но при чем тут больные? Чем, спрашивается, больные виноваты в том, что еще в позапрошлом году Комитет по здравоохранению закупил у ЗАО «Кови-Фарм» значительную партию инсулина по цене, почти втрое превышающей среднюю закупочную? Тогда был произведен взаимозачет на сумму 9,342 млн. руб., в котором, помимо Комитета по здравоохранению, участвовали еще два комитета: финансовый и по экономике и промышленной политике.
«Больше всего в инсулиновой проблеме нас тревожит то, что ситуация продолжает развиваться по прежнему
сценарию, — говорит председатель Петербургского диабетического общества Маргарита Шипулина. — Например, в перечне препаратов на 2002 год (он утверждается комитетом ежегодно) не обозначены ни объемы закупок, ни суммы, отпускаемые на те или иные инсулины.
Когда верстался номер, мы связались с председателем Контрольно-счетной па-латы Петербурга Дмитрием Бурениным и попросили прокомментировать ситуацию.
«Сейчас городская администрация твердит о том, что дело об инсулине — политический заказ. Могу сказать одно: это старая песня — как только речь заходит о крупной экономической афере, раздаются возгласы о якобы неэкономической подоплеке конфликта, некоем политическом заказе. Удобная позиция, но хочется напомнить, что Контрольно-счетная палата — это орган, который призван четко и жестко осуществлять финансовый контроль.
Не хотелось бы вступать в полемику с подследственным г-ном Каганом, но ни
последовательность, выделения средств на льготные лекарства для петербур-жцев, недавно была упразднена».
С этим мнением согласны и опальные специалисты, еще осенью прошлого года отстраненные Анатолием Каганом от своих должностей: бывший главный диабетолог Петербурга Сергей Шустов и бывший главный эндокринолог Алсу Залевская. Они полагают, что «инсулиновое голодание» искусственно создано отнюдь не врачами и пациентами, а чиновниками, которые должны понести за это заслуженное наказание.
Ни представители КСП, ни следователи, ни журналисты, которых также городские власти обвиняют в политическом заказе, не имеют привычки подписывать фиктивные акты и пользоваться бюджетными деньгами в ущерб народным интересам. Важно, чтобы преступающие закон чиновники чувствовали ответственность и знали, что за нарушением неизбежно должно последовать наказание».
Кстати, и журналисты «ПЧП» давно уже занимаются расследованием причин «инсулинового голодания» от чистого сердца, повинуясь простому человеческому суждению: никому не позволено действовать во вред больным людям. Да и впредь собираемся поступать точно так же.
Час Пик ,
6.03.2002