|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
На доработку
6.03.2002 00:01
Состоявшееся вчера совещание в главкомате ВВС, вопреки первоначальным планам бывшего вице-премьера Ильи Клебанова, так и не выбрало проект истребителя пятого поколения. Решено еще раз всесторонне изучить проблему, причем под контролем главкома ВВС Владимира Михайлова. Это означает, что не стоит уже в первом полугодии ожидать начала работ по истребителю, создание которого должно было стать одной из главных научно-промышленных программ России.
Как сообщил "Ведомостям" источник в одной из оборонно-промышленных компаний, на вчерашнем совещании, в котором участвовали военные и представители авиапрома, были представлены два аванпроекта самолета пятого поколения (или, как его называют военные, ПАК ФА - перспективного авиакомплекса фронтовой авиации). Эти аванпроекты были подготовлены РСК "МиГ" и ОКБ Сухого. Первоначально планировалось, что будут приняты конкретные решения, которые откроют путь к проведению тендера и началу работы над конкретным проектом. Будучи вице-премьером, Илья Клебанов заявлял, что определиться с выбором конкретного проекта необходимо в I квартале. По его словам, первоначальные затраты на разработку новой машины должны были составить $1,5 млрд в течение нескольких лет, которые планировалось получить как из бюджета, так и за счет средств от экспортных контрактов ВПК. Однако совещание в главкомате ВВС решило не торопиться и, как сообщил источник, "рассмотреть еще раз все военно-технические и финансовые аспекты проблемы", причем не ограничивать этот дополнительный анализ жесткими временными рамками. Было также решено, что контролировать эту работу будет главком ВВС генерал-полковник Владимир Михайлов. В пресс-службе ВВС, как и в фирмах Микояна и Сухого, подтвердили факт совещания, но не стали говорить о его результатах. По мнению источника в ВПК, такой результат совещания означает не только ревизию одного из планов Ильи Клебанова, но и аппаратную неудачу главы ОКБ Сухого Михаила Погосяна, который является одним из горячих энтузиастов скорейшего начала работ по созданию новой машины. Одновременно это означает некоторый выигрыш серийных заводов, производящих российские самолеты на экспорт, - ведь лишение их части экспортной выручки под новую программу на данном этапе откладывается. А военные заказчики теперь будут решать судьбу этого самолета без давления со стороны политиков. По мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, "если смотреть с чисто военной точки зрения, то это правильное решение, так как проблемы ВВС знают сами ВВС. Проблема заключается в том, что ВВС в принципе не нуждаются в самолете пятого поколения и в ближайшие 15 лет удовлетворятся модернизацией имеющихся самолетов Су-27 и МиГ-29". Но, по мнению эксперта, проект нового самолета - скорее не военная, а научно-промышленная программа, своего рода уменьшенный аналог американской ПРО, которая создается тоже не против реальных военных противников, а для развития промышленности и технологий. ЦЕНА ВОПРОСА Программа создания самолета пятого поколения оценивается примерно в $1,5 млрд. К серийному производству самолет нового поколения должен быть готов в 2008 - 2009 г. Это будет машина с взлетной массой около 20 т (тяжелее истребителя МиГ-29, но легче Су-27). Самолет должен будет обладать сверхзвуковой крейсерской скоростью, малой радиолокационной заметностью, сверхманевренностью, способностью совершать короткие взлет и посадку. Предполагается, что российский истребитель пятого поколения станет симметричным ответом России на запуск США в производства истребителя F-35. Итоги тендера по этой программе Пентагон подвел в октябре прошлого года. На запуск серийного производства истребителя и закупку около 3000 F-35 США готовы более $200 млрд.
Ведомости ,
6.03.2002
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |