|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Карт-бланш для технократа
26.02.2002 00:01
В прошлый понедельник президент России Владимир Путин своим указом освободил от должности вице-премьера Илью Клебанова, сохранив за ним пост министра промышленности, науки и технологий. Пресс-секретарь Путина Алексей Громов особо отметил, что сделано это по представлению премьер-министра Михаила Касьянова.
Заместитель руководителя аппарата правительства Алексей Волин, которому было поручено сообщить прессе о кадровых перестановках в правительстве, на комментарии был скуп. По его словам, отставка Клебанова с вице-премьерского поста вызвана "необходимостью концентрации усилий на разработке программ реформирования базовых отраслей промышленности". Г-н Волин заявил, что Илья Клебанов по-прежнему будет курировать оборонно-промышленный комплекс (ОПК) и тесно сотрудничать с Министерством обороны в области выполнения гособоронзаказа, а МПС, Минатом и Минсвязи, ранее входившие в зону ответственности бывшего вице-премьера, теперь напрямую будут подчиняться Михаилу Касьянову. По мнению наших источников в правительстве, отставка Клебанова связана прежде всего с рядом серьезных просчетов экс-вице-премьера в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС), а также с тем, что он вступил в жесткую конфронтацию с Касьяновым. Председатель правительства, в свою очередь, просто удачно воспользовался моментом и решил сразу две проблемы: в соответствии с рекомендацией президента сократил количество своих заместителей и резко ослабил позиции одного из своих самых влиятельных и неудобных оппонентов. Реформатор ОПК В мае 1999 года при формировании правительства Сергея Степашина Клебанов был назначен вице-премьером, ответственным за оборонный комплекс. Избрание президентом Владимира Путина только укрепило позиции Ильи Иосифовича: они хорошо знали друг друга еще по работе в санкт-петербургской мэрии. Клебанов стал куратором не только ОПК, но и всей промышленности вообще. Но основное внимание он уделял именно оборонке - Минатом, МПС и Минсвязи хотя формально и входили в зону ответственности вице-премьера, на деле все же контролировались непосредственно премьером. В ОПК Клебанов выстроил подконтрольную лично ему систему управления. Предприятия ОПК, большая часть которых находится в госсобственности, поделены между пятью оборонными агентствами, которые подчинялись вице-премьеру напрямую. Эти агентства, согласно указу Путина, самостоятельно назначают исполнителей экспортных контрактов, которые "Рособоронэкспорт" заключает с иностранными государствами. Сам Илья Клебанов возглавлял сразу две межгосударственные комиссии по ВТС - с Индией и Китаем, крупнейшими покупателями нашего оружия. Таким образом, Клебанов стал самым влиятельным членом правительства после Михаила Касьянова. В отличие от четырех других вице-премьеров он единолично управлял многомиллиардными финансовыми потоками. Достаточно сказать, что только экспорт нашей военной техники приносит России более 4 млрд долларов в год. Все это в корне не устраивало Касьянова, который при распределении обязанностей между членами правительства хоть и оставил курирование экспорта оружия за собой, но фактически этим не занимался. Летом 2000 года Михаил Касьянов сделал первую попытку ослабить позиции вице-премьера, назначив министром промышленности, науки и технологий Александра Дондукова. Но желаемой цели премьер не достиг. Г-н Дондуков, перешедший на работу в правительство с поста гендиректора деградирующего ОКБ имени Яковлева, на министерском посту никак себя не проявил и в октябре 2001 года был уволен, а его пост достался Илье Клебанову. Наши источники в Белом доме утверждают, что Михаил Касьянов уже тогда хотел избавить Клебанова от вице-премьерского статуса, но потерпел фиаско. Затеянная Клебановым осенью прошлого года реформа ОПК, предусматривающая объединение оборонных предприятий в интегрированные концерны, требовала того, чтобы ее осуществлял чиновник в ранге не ниже вице-премьера. Программа реформирования оборонки получила полную поддержку президента, и Илье Клебанову был выдан карт-бланш на ее проведение. Именно тогда Илья Иосифович впервые публично выступил против инициатив Михаила Касьянова. В конце октября прошлого года премьер после беседы с президентом рассказал, что Владимир Путин поручил ему "внимательно проанализировать" ситуацию, связанную с возможностью создания при президенте органа, регулирующего деятельность ОПК. Реакция Клебанова последовала незамедлительно. В интервью агентству "Прайм-ТАСС" он заявил буквально следующее: "Зачем создавать какой-то новый орган, который буду курировать все равно я". Не менее жестко Клебанов отозвался и о другой идее Касьянова: создать в правительстве новое министерство - оборонной промышленности. "Ничего дополнительно создавать не надо, это только дестабилизирует ситуацию в оборонке". Торговец оружием Впрочем, позиции Клебанова не были такими уж непоколебимыми. Первый крупный просчет вице-премьер совершил в феврале 2001 года во время визита Владимира Путина в Австрию. Лоббируя интересы корпорации "МиГ", Клебанов посоветовал президенту поднять на переговорах с канцлером Вольфгангом Шюсселем вопрос о закупке Австрией истребителей МиГ-29 в счет погашения долга России перед этой страной. В это время Австрийская Республика как раз объявила тендер на переоснащение своего парка военных самолетов. Ранее Клебанов практически договорился о продаже "МиГов" с руководителем победившей на выборах Партии свободы и премьером земли Каринтия Йоргом Хайдером. Ожидалось, что Хайдер станет новым канцлером Австрии, но этого не произошло. Тем не менее Илья Клебанов думал, что "МиГи" все-таки удастся продать, даже несмотря на то что министр обороны Австрии Херберт Шайбнер накануне визита Путина прямо заявил, что о приобретении "МиГов" не может быть и речи, поскольку они не удовлетворяют требованиям ВВС Австрии. В результате немало удивленный предложением Путина г-н Шюссель не знал, что ответить российскому президенту. Вторую ошибку Илья Клебанов совершил летом прошлого года, когда убедил Владимира Путина в необходимости интеграции всех разработчиков и производителей систем противовоздушной обороны дальнего радиуса действия, прежде всего комплексов С-300, - НПО "Алмаз", концерн "Антей" и компанию "Оборонительные системы" (ОС) - в Концерн ПВО. Получив от президента распоряжение подготовить соответствующий указ, вице-премьер начал действовать, но наткнулся на яростное сопротивление руководителей "Алмаза" и "Антея". Генеральные конструкторы этих предприятий, создавшие практически все российские комплексы ПВО, - академики Борис Бункин и Вениамин Ефремов - обвинили Клебанова в неприкрытом и контрпродуктивном лоббировании интересов ОС. Г-н Ефремов заявил тогда, что включение ОС в Концерн ПВО обусловлено желанием Клебанова вывести управление финансовыми потоками предприятий из-под контроля государства и сосредоточить их в руках топ-менеджеров частной компании - ОС. При этом Бункин и Ефремов выразили готовность объединиться в Концерн ПВО, но без "Оборонительных систем", о чем и написали в письме Владимиру Путину. В результате президент принял сторону академиков и делегировал в советы директоров этих предприятий заместителя главы своей администрации генерала ФСБ Виктора Иванова. Концерн ПВО будет создан в ближайшее время, но без "Оборонительных систем", а возглавит его Виктор Иванов. Это стало однозначным проявлением недоверия президента к вице-премьеру. Третью ошибку Клебанов совершил в январе этого года, когда неожиданно для всех объявил внутренний тендер на определение головного исполнителя по контракту, подписанному 3 января между "Рособоронэкспортом" и Народно-освободительной армией Китая (НОАК) на строительство двух эсминцев проекта 956 ЭМ (класс "Современный") общей стоимостью 1,4 млрд долларов. По его результатам победителем было признано петербургское ОАО "Балтийский завод", с которым "Рособоронэкспорт" должен заключить соответствующий договор. Решение комиссии у большинства наблюдателей вызвало шок. Вплоть до вскрытия конвертов с заявками почти никто не сомневался в победе другого участника конкурса - судостроительного завода "Северная верфь", который контролируется президентом компании НПК Борисом Кузыком. Участие этой компании в исполнении китайского контракта было делом решенным. Еще на этапе заключения предконтрактных соглашений в соответствии с указом президента N1953 от 1 декабря 2000 года "О военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами" 4 апреля 2001 года Российское агентство по судостроению приняло решение назначить исполнителем работ по будущему контракту именно "Северную верфь". Решение агентства было вполне логичным. Во-первых, потому, что это единственное в России предприятие, строящее эсминцы проекта 956, а во-вторых, оно уже имело успешный опыт работы с Китаем. Наконец, хорошо известно, что г-на Кузыка активно поддерживает Михаил Касьянов. Тем не менее Илья Клебанов все-таки решился пойти и против Кузыка, и против премьера. Основания для этого у него были. Во-первых, "Балтийский завод" запросил за свою работу на 80 млн долларов меньше, чем "Северная верфь". Соответственно, эти деньги пойдут в бюджет России. Во-вторых, "Балтийский завод" может выполнить всю работу по постройке эсминцев самостоятельно, тогда как "Северная верфь" вынуждена привлекать "Балтийский завод" в качестве субподрядчика (он монополист в России по ряду производств комплектующих для кораблей). Наконец, в-третьих, есть большие сомнения в чистоплотности руководителей "Северной верфи". 25 декабря прошлого года лидер фракции "Единство" в Государственной думе Владимир Пехтин направил министру обороны Сергею Иванову, гендиректору "Рособоронэкспорта" Андрею Бельянинову и председателю Счетной палаты Сергею Степашину депутатские запросы, в которых попросил разобраться, почему "Северная верфь" до сих пор не вернула госбюджету средства, израсходованные до 1997 года на строительство корпусов двух эсминцев, ранее проданных Китаю, и проценты за пользование этими средствами. "Учитывая, что общая сумма, за которую эсминцы были проданы в КНР, превысила 610 млн долларов, а их строительная готовность на момент передачи от Минобороны России на 'Северную верфь' составила у одного 70%, а у другого - 30%, можно предположить, что размер средств, причитающихся федеральному бюджету, составляет до 300 млн долларов", - написал в запросах депутат. Представители НПК тут же поспешили прояснить ситуацию. По словам пресс-секретаря этой компании Валерия Погребенкова, "Северная верфь" выплатит государству компенсацию в размере 182,6 млн рублей в конце первого квартала этого года, когда истечет срок гарантийной эксплуатации второго из переданных Китаю эсминцев. Именно такая сумма компенсации определена в 2000 году по соглашению между Минобороны, главкоматом ВМФ, "Росвооружением" (бывшее название "Рособоронэкспорта") и "Северной верфью". Но эти разъяснения малоубедительны. Цифра 300 млн долларов, конечно, явно завышена просто потому, что в цене эсминца 956-го проекта, проданного Китаю, примерно половина приходится только на вооружение. Но и сумма компенсации 182,6 млн рублей (около 6 млн долларов) выглядит смешной - она могла бы считаться справедливой в том случае, если бы речь шла не о фактически готовом эсминце, а о груде металла весом три тысячи тонн (столько весит эсминец без вооружения). В результате вокруг китайского контракта разразился крупный скандал. Руководители бюро закупок НОАК намекнули правительству России, что могут аннулировать соглашение о покупке эсминцев, если российские власти не найдут способ быстро урегулировать ситуацию. Наконец, четвертую ошибку Илья Клебанов совершил накануне отставки во время своей поездки в Индию, где встречался с министром обороны этой страны Джорджем Фернандесом. Ожидалось, что в ходе этого визита будут подписаны новые контракты в сфере ВТС, в частности, будет продан авианосец "Адмирал Горшков" вместе с двадцатью пятью палубными истребителями МиГ-29К и пятью вертолетами фирмы Камова. Этот авианосец индусы ждут уже три года, но продать его г-н Клебанов не смог. Дело в том, что Илья Иосифович "в нагрузку" к крейсеру предложил Индии подписать целый "пакет из нескольких десятков контрактов", связанных, по его мнению, с продажей "Адмирала Горшкова" Индии. В их числе договор на сооружение инфраструктуры для обеспечения функционирования крейсера, договор на продажу систем залпового огня "Смерч", договор на создание комплексной системы ПВО, контракт на продажу субмарин класса "Амур-1650", договор аренды Индией стратегических бомбардировщиков Ту-22М3 и многое другое. Индусы на это не согласились. После отъезда Клебанова г-н Фернандес отправился в США, где заявил, что Индия намерена расширить партнерство в сфере ВТС с Америкой. В частности, Фернандес предложил американским военным концернам создавать в Индии совместные с местными компаниями производства. Президент США Джордж Буш незамедлительно воспользовался предложением и тут же выдал двадцать экспортных лицензий на продажу вооружений Индии, тем самым открыв ей путь, например, для закупок и производства авиационных двигателей GE-404 для легких боевых истребителей. Новый карт-бланш Как ни странно, в Минпромнауке понижение своего шефа в должности восприняли с плохо скрываемой радостью. "Наконец-то Илья всерьез займется нашими делами, - сказал нам один из высокопоставленных сотрудников министерства. - Для инновационных секторов российской экономики, в том числе для ОПК, это шанс". Действительно, судя по последнему интервью Ильи Клебанова нашему журналу (см. "Эксперт" N1 за 2002 год), в последнее время национальная модель управления НТП его интересовала едва ли не больше, чем экспортные контракты в сфере ВТС, тем более что здесь у него мало что получалось. Илья Клебанов говорил нам, что России нужно сосредоточиться на восьми-десяти критических технологических кластерах, которые станут локомотивом как для гражданской, так и для военной индустрии. Если это правда, то согласие Путина на отставку Клебанова можно считать вполне обоснованным управленческим решением. Выпускнику питерского политеха и бывшему удачливому советскому инженеру естественней заниматься не запутанными и крайне политизированными вопросами международной торговли оружием, а реформой высокотехнологичных отраслей и запуском инновационного механизма в российской промышленности. По нашей информации, часовой разговор Путина с Клебановым во многом был посвящен именно этой теме, и питерский технократ получил от президента новый карт-бланш.
Эксперт ,
26.02.2002
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |