Утихнувшие было дискуссии о сроке проведения выборов Законодательного собрания в ближайшее время, видимо, разгорятся с новой силой. Причем если раньше в качестве возможного срока обсуждались апрель 2002-го (этот вариант, впрочем, уже отпал), декабрь 2002-го, апрель 2003-го, то нынче к ним добавился еще и декабрь 2003 года. И не исключено, что именно последний вариант окажется самым вероятным...
Нынешний состав городского парламента, напомним, избирался в декабре 1998 года, а работать начал в январе 1999-го. «По уму», провести перевыборы следовало бы через четыре года после прежних, то есть в декабре 2002 года. Или, в крайнем случае, - в начале января 2003-го, чтобы «новые» депутаты начали работу сразу после окончания полномочий прежнего состава Законодательного собрания.
Этому, однако, мешает городской устав, «отцы-основатели» которого заложили в него выборы в апреле «последнего календарного года полномочий». И, согласно решению Уставного суда, которое никаким иным судом не может быть пересмотрено, единственным законным сроком выборов является 6 апреля 2003 года. А потому провести выборы в декабре-2002 без изменения устава невозможно. Изменения эти давно подготовлены - но их не удается проголосовать в третьем чтении, поскольку «в товарищах согласья нет», и набрать нужные две трети голосов пока что нереально...
Между тем апрель 2003 года в качестве даты выборов страдает многими недостатками. Главнейший из них - в том, что возникает трехмесячный перерыв между «смертью» нынешнего ЗС и «рождением» нового. Ведь по решению того же Уставного суда с 7 января 2003 года полномочия Собрания второго созыва прекращаются. А Собрание третьего созыва начнет работать лишь в середине апреля 2003-го. И получается, что предвыборная кампания придется на период, когда Собрания как легитимного органа не будет, а единственной властью в городе будет губернатор Владимир Яковлев.
Понятно, что в этой ситуации действующие депутаты, желающие переизбираться (практика показывает, что такое желание испытывают почти все), окажутся четко разделенными на два «слоя». Те, кого будет поддерживать губернатор, получат в свое распоряжение его административный ресурс, а оппозиция окажется отрезанной не только от трибуны Собрания, но и от всех, собственно, «депутатских» ресурсов - помещений, связи, оргтехники, возможности подавать запросы, вносить законы, проводить встречи с избирателями...
В общем, декабрь-2002 хорош - но незаконен. Апрель-2003 законен - но нехорош. Что делать?
Возможный выход отыскался в федеральном законе, разрешающем переносить региональные выборы (и, соответственно, менять срок полномочий выборных органов) в ту или другую сторону, если это позволяет провести их одновременно с федеральными выборами. Единственное условие - срок выборов должен переноситься не более чем на год.
Как выясняется, «подходящие» федеральные выборы имеются: в декабре 2003 года должны пройти плановые выборы в Государственную Думу четвертого созыва. Если свериться с федеральным законом, то плановые выборы Государственной Думы назначаются президентом на первое воскресенье после истечения конституционного срока ее полномочий. Иначе говоря - на 21 декабря 2003 года. «Люфт» между окончанием полномочий Законодательного собрания и указанной датой - меньше года, можно совмещать. Все, что необходимо, согласно специально подготовленной справке комитета ЗС по законодательству - принять «разовый» закон, продлевающий полномочия Собрания и соответственно «сдвигающий» выборы.
Тем самым решается сразу несколько задач.
Во-первых, минимум на восемь месяцев продлевается срок пребывания нынешних депутатов в Мариинском дворце. Что представляет для них немалую ценность - особенно для тех, кто не уверен в переизбрании.
Во-вторых, выборы в Государственную Думу обычно проходят при достаточно большой явке избирателей (в полтора-два раза выше, чем при выборах Законодательного собрания). Это снижает действенность как «административного ресурса», так и отработанных технологий массового подкупа избирателей путем «прикормки» округа, как при рыбной ловле.
В-третьих, выборы в ЗС в декабре 2003 года наверняка пройдут с использованием партийных списков, в чем заинтересованы практически все городские отделения федеральных партий. А вот общественные объединения, не имеющие федерального партийного статуса, выдвигать кандидатов уже не смогут: период, когда им это разрешено, завершается в июле 2003 года. Так что никаких «союзов работников жилищно-коммунального хозяйства» и блоков имени Юрия Болдырева или Оксаны Дмитриевой на выборах не будет.
Плюсов, как мы видим, немало. Но есть и очевидные минусы.
Перенос выборов на декабрь 2003 года - как ни крути, а продление полномочий депутатов, избранных на четыре года. Да, федеральный закон позволяет это сделать. Но не обязывает. И оценка избирателями такого способа поведения может оказаться достаточно жесткой.
А кроме того - назначение выборов на декабрь-2003 может быть оспорено в суде. Проблема в том, что выборы Госдумы (с которыми предлагается совместить выборы ЗС) еще не назначены! И соответствующий срок - 21 декабря - существует лишь в теории. Точно так же, как и единственно законный на сегодня срок очередных выборов ЗС - 6 апреля 2003 года.
Выборы Государственной Думы должен будет назначить президент за четыре месяца до их проведения. Иначе говоря, в конце августа 2003 года. И лишь тогда они будут считаться назначенными и с ними можно будет чего-то совмещать, принимая соответствующий петербургский закон. Но к тому времени выборы ЗС уже пройдут! Ведь если само Законодательное собрание до 6 февраля 2003 года (самое позднее - за 60 дней) не назначит их на апрель 2003 года, городская избирательная комиссия будет обязана назначить их на первое воскресенье мая 2003-го...
В итоге может случиться так, что срок выборов станет предметом длительной судебной тяжбы. Ситуация может еще усугубиться, если вдруг случится роспуск Госдумы и ее выборы пройдут досрочно. Вот тогда-то юристам придется поломать голову.
Как развязать «гордиев узел» питерских выборов, сегодня не знает никто. Решатся ли его разрубить - мы скоро узнаем.
Новая газета-СПб ,
25.02.2002