Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
На выборах согласья нет
25.02.2002 00:01
Утихнувшие было дискуссии о сроке проведения выборов Законодательного собрания в ближайшее время, видимо, разгорятся с новой силой. Причем если раньше в качестве возможного срока обсуждались апрель 2002-го (этот вариант, впрочем, уже отпал), декабрь 2002-го, апрель 2003-го, то нынче к ним добавился еще и декабрь 2003 года. И не исключено, что именно последний вариант окажется самым вероятным... Нынешний состав городского парламента, напомним, избирался в декабре 1998 года, а работать начал в январе 1999-го. «По уму», провести перевыборы следовало бы через четыре года после прежних, то есть в декабре 2002 года. Или, в крайнем случае, - в начале января 2003-го, чтобы «новые» депутаты начали работу сразу после окончания полномочий прежнего состава Законодательного собрания. Этому, однако, мешает городской устав, «отцы-основатели» которого заложили в него выборы в апреле «последнего календарного года полномочий». И, согласно решению Уставного суда, которое никаким иным судом не может быть пересмотрено, единственным законным сроком выборов является 6 апреля 2003 года. А потому провести выборы в декабре-2002 без изменения устава невозможно. Изменения эти давно подготовлены - но их не удается проголосовать в третьем чтении, поскольку «в товарищах согласья нет», и набрать нужные две трети голосов пока что нереально... Между тем апрель 2003 года в качестве даты выборов страдает многими недостатками. Главнейший из них - в том, что возникает трехмесячный перерыв между «смертью» нынешнего ЗС и «рождением» нового. Ведь по решению того же Уставного суда с 7 января 2003 года полномочия Собрания второго созыва прекращаются. А Собрание третьего созыва начнет работать лишь в середине апреля 2003-го. И получается, что предвыборная кампания придется на период, когда Собрания как легитимного органа не будет, а единственной властью в городе будет губернатор Владимир Яковлев. Понятно, что в этой ситуации действующие депутаты, желающие переизбираться (практика показывает, что такое желание испытывают почти все), окажутся четко разделенными на два «слоя». Те, кого будет поддерживать губернатор, получат в свое распоряжение его административный ресурс, а оппозиция окажется отрезанной не только от трибуны Собрания, но и от всех, собственно, «депутатских» ресурсов - помещений, связи, оргтехники, возможности подавать запросы, вносить законы, проводить встречи с избирателями... В общем, декабрь-2002 хорош - но незаконен. Апрель-2003 законен - но нехорош. Что делать? Возможный выход отыскался в федеральном законе, разрешающем переносить региональные выборы (и, соответственно, менять срок полномочий выборных органов) в ту или другую сторону, если это позволяет провести их одновременно с федеральными выборами. Единственное условие - срок выборов должен переноситься не более чем на год. Как выясняется, «подходящие» федеральные выборы имеются: в декабре 2003 года должны пройти плановые выборы в Государственную Думу четвертого созыва. Если свериться с федеральным законом, то плановые выборы Государственной Думы назначаются президентом на первое воскресенье после истечения конституционного срока ее полномочий. Иначе говоря - на 21 декабря 2003 года. «Люфт» между окончанием полномочий Законодательного собрания и указанной датой - меньше года, можно совмещать. Все, что необходимо, согласно специально подготовленной справке комитета ЗС по законодательству - принять «разовый» закон, продлевающий полномочия Собрания и соответственно «сдвигающий» выборы. Тем самым решается сразу несколько задач. Во-первых, минимум на восемь месяцев продлевается срок пребывания нынешних депутатов в Мариинском дворце. Что представляет для них немалую ценность - особенно для тех, кто не уверен в переизбрании. Во-вторых, выборы в Государственную Думу обычно проходят при достаточно большой явке избирателей (в полтора-два раза выше, чем при выборах Законодательного собрания). Это снижает действенность как «административного ресурса», так и отработанных технологий массового подкупа избирателей путем «прикормки» округа, как при рыбной ловле. В-третьих, выборы в ЗС в декабре 2003 года наверняка пройдут с использованием партийных списков, в чем заинтересованы практически все городские отделения федеральных партий. А вот общественные объединения, не имеющие федерального партийного статуса, выдвигать кандидатов уже не смогут: период, когда им это разрешено, завершается в июле 2003 года. Так что никаких «союзов работников жилищно-коммунального хозяйства» и блоков имени Юрия Болдырева или Оксаны Дмитриевой на выборах не будет. Плюсов, как мы видим, немало. Но есть и очевидные минусы. Перенос выборов на декабрь 2003 года - как ни крути, а продление полномочий депутатов, избранных на четыре года. Да, федеральный закон позволяет это сделать. Но не обязывает. И оценка избирателями такого способа поведения может оказаться достаточно жесткой. А кроме того - назначение выборов на декабрь-2003 может быть оспорено в суде. Проблема в том, что выборы Госдумы (с которыми предлагается совместить выборы ЗС) еще не назначены! И соответствующий срок - 21 декабря - существует лишь в теории. Точно так же, как и единственно законный на сегодня срок очередных выборов ЗС - 6 апреля 2003 года. Выборы Государственной Думы должен будет назначить президент за четыре месяца до их проведения. Иначе говоря, в конце августа 2003 года. И лишь тогда они будут считаться назначенными и с ними можно будет чего-то совмещать, принимая соответствующий петербургский закон. Но к тому времени выборы ЗС уже пройдут! Ведь если само Законодательное собрание до 6 февраля 2003 года (самое позднее - за 60 дней) не назначит их на апрель 2003 года, городская избирательная комиссия будет обязана назначить их на первое воскресенье мая 2003-го... В итоге может случиться так, что срок выборов станет предметом длительной судебной тяжбы. Ситуация может еще усугубиться, если вдруг случится роспуск Госдумы и ее выборы пройдут досрочно. Вот тогда-то юристам придется поломать голову. Как развязать «гордиев узел» питерских выборов, сегодня не знает никто. Решатся ли его разрубить - мы скоро узнаем.
Новая газета-СПб , 25.02.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru