|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Кому на Руси учиться хорошо?
31.10.2001 00:01
Пока многие рассуждают о реформе высшей школы, здесь ее можно увидеть воочию. Здесь - это в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов, которому недавно исполнилось 75 лет. Последние десять лет его возглавляет Александр ЗАПЕСОЦКИЙ. Именно с именем этого человека связаны те кардинальные перемены в вузе, которые одни считают революционными, другие - авантюрно-меркантильными. Ректора (а заодно с ним и университет) либо хулят и резко критикуют, либо любят чуть ли не до обожествления.
Запесоцкий - личность и впрямь яркая и неординарная. В юности был чемпионом страны по плаванию, теперь, уже в солидном возрасте, на равных играет с молодежью в теннис, катается на роликовых коньках, увлекается горными и водными пыжами. В День знаний ректор университета десаитировался из вертолета, чтобы поздравить своих студентов с праздником. Александр Сергеевич стал первым в России доктором культурологических наук, хотя по образованию физик, на счету которого ряд крупных изобретений в области оборонной космической техники. По ироничному выражению самого Запесоцкого, маленькая планетка Солнечной системы, кусочек скалы километров этак десять в диаметре, названа Международным астрономическим союзом его именем. Он - автор более 200 научных работ, не считая множества журналистских публикаций. Тем, наверное, и интереснее его взгляд на проблемы высшего образования. - Александр Сергеевич, недоброжелатели утверждают, что гуманитарный университет профсоюзов "закоммерциализировался". Мол, простому смертному сюда во веки вечные не попасть... - А давайте вначале вспомним историю. Университет возник на базе Высшей профсоюзной школы культуры. ВПШК была замечательным вузом, слыла элитным заведением. Абитуриентов с улицы сюда никогда не брали. Набор на курсы был очень жестким - максимум 150 человек в год. Все они направлялись на учебу исключительно ВЦСПС. Даже крупные руководители из регионов ждали своей очереди иногда по пять лет. В 1992 году мы перестали получать разнарядки на студентов из Москвы и, соответственно, прекратилось финансирование вуза. Альтернатива была такая: или закрываться, или выходить на образовательный рынок с принципиально иной системой подготовки кадров. - И что на этих, пожалуй, самых трудных порах было предпринято? - Преподаватели ВПШК всегда подбирались поштучно, и их отличал высокий интеллектуальный потенциал. Так, профессор Владимир Триодин в то сложное время предложил концепцию подготовки кадров по специальности "социально-культурная деятельность". На ее основе мы стали готовить менеджеров туризма, шоу-бизнеса, рекламной и выставочной деятельности, специалистов по связям с общественностью. Наша программа была одобрена Министерством культуры и Министерством образования, а затем "растиражирована" по всем вузам культуры страны. Так же было и с некоторыми другими нашими начинаниями. Причем тогда специалистов готовили совершенно бесплатно. А вот так называемые реформы сверху довели до того, что известным ученым-преподавателям зачастую не на что было даже пообедать - настолько зарплата стала мизерной. В этих условиях мы совершенно на законной основе стали постепенно вводить плату за обучение. Кстати, замечу, я на дух не переношу понятие "коммерция". Признаюсь, были опасения: а не отпугнет ли платное обучение абитуриентов и их родителей? Нет, репутация вуза оказалась настолько высокой и безупречной, что люди с материальным достатком спокойно вкладывали деньги в образование детей. Переход на платную систему обучения давал возможность, с одной стороны, привлекать к учебному процессу ведущих ученых и специалистов Петербурга, а с другой - существенно улучшать инфраструктуру университета. Вот лишь некоторые цифры. За последние десять лет профессорско-преподавательский состав вырос вдвое. Сегодня со студентами работают 42 академика и действительных членов академий, 105 докторов наук и профессоров, 29 народных артистов и заслуженных деятелей науки, культуры и искусства. Среди них Зиновий Корогодский, Светлана Крючкова, Роман Громадский, Юрий Громов и многие другие. -Те, кто побывал в университете, поразились его материальной базе: компьютеризированный учебный центр, богатейшая библиотека, отличный спортзал, студенческое общежитие, которое будет покомфортабельнее иных городских гостиниц. На фоне многих других вузов, где, извините, и в туалет войти страшно, все это выглядит прямо-таки как сказка. - Так это все и есть реальные плоды реформы. Или, как я иногда говорю, экономическое чудо в отдельно взятом учебном заведении. Вы понимаете, сейчас в вузах идет резкое расслоение, в основном по финансовым параметрам. Одни ректоры стремятся реформировать вверенное им хозяйство, другие не хотят менять ровным счетом ничего. Их устраивает статус-кво, когда идет настоящая борьба буквально за каждое бесплатное студенческое место. Вы, очевидно, не раз видели рекламные объявления в газетенках, где репетиторы открытым текстом гарантируют стопроцентное поступление своему подопечному в тот или иной вуз. Вот где теневая экономика, вот где благодатная почва для коррупции! - Коль скоро вы заговорили о наборе студентов, как отработана система вступительных экзаменов у вас? И как вы относитесь к тому, чтобы их вообще отменить, заменив собеседованием или тестированием, о чем в последнее время идут жаркие дискуссии? - Вы заметили, как оборудовано помещение нашей приемной комиссии? - Это трудно не заметить - кругом прозрачные стекла. - Вот-вот, это относится и ко всей системе приемных экзаменов в университете. Как только они начинаются, мы привлекаем к их проведению преподавателей из школ трех соседних районов, чтобы была полная объективность: достоин или нет абитуриент звания студента. Что же касается тестирования, то, полагаю, это дело будущего. Для сильных вузов, скорее всего, ближайшего будущего. К этому в принципе отношусь положительно. Однако я категорически против замены экзаменов на простое собеседование, поскольку здесь возможны различные злоупотребления. - Не секрет, что в последние годы дети крестьян и рабочих не имеют возможности получить высшее образование по одной простой причине - у их родителей нет денег. Таким образом, за бортом вузов оказываются будущие Ломоносовы, которые могли бы помочь возрождению России. Что вы думаете по этому поводу? - Вы, быть может, намекаете на то, что и у нас в университете правит бал толстый кошелек? Спешу вас разубедить. У нас на четырех факультетах учатся более 10 тысяч студентов со всей России и стран ближнего зарубежья. Так вот, по 30 процентов приходится на долю детей интеллигенции и административных руководителей разного уровня, 15 процентов составляют юноши и девушки из рабочих семей. Дети из семей "новых русских" с тремя процентами занимают по этой социальной статистике лишь шестое место. 107 человек обучаются на бесплатной основе. Это - своеобразная льгота для малообеспеченных. Правда, для них существует такое жесткое условие: если человек получает на экзамене хотя бы одну тройку, дальше ему придется платить за весь курс обучения самому или уйти. Лучшие студенты по результатам учебной, научной и общественной деятельности впоследствии полностью освобождаются от платы за учебу вне зависимости от материального достатка. Чем не стимул? Нам государство не выделяет ни копейки. Хотя на Западе именно оно берет на себя 30 процентов затрат на подготовку специалиста с высшим образованием. Так что если бы наше государство последовало этому примеру, приток будущих Ломоносовых, как вы говорите, мог бы увеличиться даже в платные вузы. По моему глубокому убеждению, вуз - это уникальная возможность молодому человеку самому сформировать себя. Ведь подавляющее большинство ребят приходят к нам, как бы это помягче выразиться, инфантильными. Они психологически не готовы к рыночной системе. Жажды знаний - вот чего сегодня, по моему мнению, недостает нашему студенчеству. Знаю, что очень многие студенты сейчас рвутся на производство, иногда стараются в ущерб учебе где-то подработать, считая, что чем раньше они займутся практической деятельностью, тем лучше. Я в этом сильно сомневаюсь. За студенческие годы они должны приобрести большой общекультурный багаж, чтобы потом было легче адаптироваться к любому изменению ситуации. - Тем более что в вашем вузе закладываются в этом плане новые интересные традиции. Я имею в виду и встречи с выдающимися отечественными современниками - деятелями культуры и искусства, учеными и политиками. Они так и называются - "Университетские встречи". - Нобелевский лауреат физик Жорес Алферов, примадонна Галина Вишневская, шахматист Гарри Каспаров, писатель Даниил Гранин, кинорежиссер Алексей Герман - вот далеко не полный перечень замечательных людей, с которыми наши студенты общались напрямую. Здесь, как я убежден, рождается новая студенческая общность с добрым умом и умным сердцем. Общность, способная смотреть на жизнь по-государственному. Мы ни для кого не делаем никаких поблажек. При поступлении в университет студент подписывает контракт, где обязуется выполнять все предъявляемые к нему требования. В их числе - не пропускать занятий без уважительной причины, не пьянствовать, не употреблять наркотиков, не вести аморальный образ жизни. Злостных нарушителей отчисляем безжалостно - будь то дочка высокопоставленного чиновника или сын богатого бизнесмена. - Вскоре в Петербурге на базе вашего университета планируется провести выездные парламентские слушания по реформированию высшей школы в России. Что вы ожидаете от них? - Наш университет посещали многие депутаты Государственной Думы - Геннадий Зюганов, Жорес Алферов, Иосиф Кобзон, Елена Драпеко, Георгий Боос, Станислав Говорухин и другие. По их признанию, в вузе апробирован целый ряд перспективных идей, которые могут быть плодотворно использованы для развития высшего образования в России. Мы готовы поделиться нашими достижениями без утайки. Готовы детально рассказать о новой модели подготовки высококлассных специалистов, которые почти на сто процентов востребованы обществом.
Парламентская газета ,
31.10.2001
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |