Как Путин с «мигарями» пролетел
Конфуз тогда вышел первостатейный. В феврале 2001 года Президент РФ нанес визит в Австрию и во время оного предложил австрийцам в счет погашения долгов СССР поставить в Альпийскую республику русские истребители МиГ-29. Благо как раз тогда Вена решила переоснащать свои военно-воздушные силы на более современные машины.
Шутка ли: поставить русские истребители в страну, которая со всех сторон окружена государствами-членами НАТО! Об этом Владимиру Владимировичу вдохновенно говорил вице-премьер Илья Клебанов, главный руководитель отечественной «оборонки». Но когда Путин выступил в роли «толкача», у австрийцев глаза на лоб полезли. Ведь конкурс (тендер) на закупку новейших машин для ВВС Австрии к тому времени уже был объявлен, и Россия в ней не значилась. Борьба шла между американскими ф-16, французскими «миражами» и шведским «Грипеном». Естественно, что Москва осталась с носом. В Европе не принято на ходу менять условия тендеров - обвинений в коррупции потом не оберешься.
В общем, над нами тогда смеялся весь мир. Но Илья Иосифович при этом отделался только легким испугом.
А дело было вот как. В феврале 2000 года в Австрии прошли выборы, в итоге которых канцлером страны мог стать вождь ультраправой Партии свободы Йорг Хайдер, премьер-министр земли Каринтия (по-нашему - губернатор). Вся Европа объявила его неонацистом и антисемитом, в конце февраля вынудив добровольно отказаться от власти и оставить пост главы партии. По опыту своему этот политик не был готов к роли руководителя страны и многого просто не знал-не ведал. Но именно тогда на Хайдера вышел друг Путина, Сергей Чемезов - глава тогдашнего «Промэкспорта». Мол, есть у нас истребитель, пригодный для действий в ваших Альпах. На самом деле то была неправда: МиГ-29 к горным условиям не приспособили. Да и характеристики его никак не соответствовали условиям тендера. Но несведущий Хайдер предложению обрадовался.
Без пяти минут канцлера Австрии в середине февраля тайно привезли в Россию и повели на секретный завод в Луховицах. Да вот незадача: Хайдер отказался от поста канцлера, а тендер объявили без участия «МиГа». Но Клебанов этого почему-то не знал. Уговорив Путина стать «толкачом» давно сорвавшейся сделки, он поставил Президента в глупое положение.
Тем не менее ему это сошло с рук. И не случайно. Ведь он - питерец, и этим сейчас многое сказано.
Назначать Илью Иосифовича на вице-премьерский пост было весьма опрометчиво. Директор Ленинградского оптико-механического объединения (ЛОМО) в 1992-1997. годах, он пришел не из военного, а из второстепенного, гражданского производства. Ну, побыл он в 1998-м вице-мэром Петербурга, не оставив после себя каких-то славных дел. Разве что сдружился в мэрии с будущими путинскими сановниками - Грефом и Козаком. Никто Клебанова к занятию высокого поста не готовил, в кадровом резерве не держал и делом не проверял. Впрочем, сие в эпоху демократии творится сплошь да рядом. Ведь шла настоящая революция «вечно вторых», выносившая к вершинам власти отнюдь не ярких творцов и пламенных подвижников.
Может быть, в головокружительном взлете Ильи Иосифовича сыграл роль Владимир Путин, который в это же время как раз стал из второстепенного чиновника президентской администрации главой ФСБ? Очевидно, уже в мае 1999-го готовилась смена Ельцина, уже был назначен его преемник, а последний, как известно, питает слабость ко всем, кто работал в мэрии Санкт-Петербурга.
С мая 1999-го быстро пролетели два с половиной года, и теперь уже можно делать выводы о способностях Ильи Иосифовича на этом посту.
Экспортные мечтания
О щедрых оборонных заказах государства в нищей Российской федерации может мечтать лишь законченный идиот. Весь оборонный заказ-2002 составляет 79 миллиардов рублей -чуть более 2,5 миллиардов долларов, большая часть которого уходит на горючее, оплату тепла и электричества, на хлеб и тушенку для людей в форме. Зато у нашего государства каждый год вшестеро больше уходит на выплату внешних долгов, которые наделали и Горбачев, и Ельцин.
Поэтому с таким оборонным бюджетом можно забыть обо всех прекрасных планах перевооружения нашей армии на современные виды техники. Любой порядочный человек, назначенный в таких условиям курировать ВПК, должен грохнуть кулаком об стол и заявить: «Я в этой комедии не участвую!» Но г-н Клебанов этого не сделал. Как, впрочем, и все чиновники нынешней России в подобном положении. В моде сейчас иное: уверенный вид, бодрые заявления, блеск в глазах...
Илья Иосифович нашел «гениальный выход»: будем финансировать перевооружение страны, продавая оружие за рубеж. Тем самым мы, де, и ВПК загрузим, и военную науку подкормим.
Профессионалы и плакали, и смеялись. Ни одна страна мира, кроме обломков СССР, такую схему не использует. Слишком тесен мировой рынок оружия, чтобы восполнить нехватку казенных заказов. Например, нашим ВВС нужны минимум полторы сотни новых истребителей. Если финансировать их выпуск за счет экспорта, нужно продать за рубеж втрое больше таких же машин. Это - из разряда ненаучной фантастики. Не было и нет внятного механизма перекачки выручки от торговли оружием в военный бюджет страны. Вдобавок для успешной продажи оружия надо вкладывать в сей бизнес значительные деньги все из той же казны, которая у нас больше смахивает на кошелек попрошайки.
Да и чем торговать-то? Запас советских новинок и разработок почти исчерпан: мы уже все показали в 1990-е годы. Нового практически не создается, а то, что имеется, устаревает. Любой профессионал знает о том, что невозможно торговать марками оружия, которых нет на вооружении в армии страны-торговца. Ведь тогда нет опыта ни боевого применения, ни длительгого использования.
В начале 2000 года Илья Иосифович заговорил о том, что Россия вот-вот продаст Индии авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» с тремя эскадрильями несравненных истребителей МиГ-29К (палубный вариант машины со складными крыльями), получив за это 900 миллионов долларов. Дело, к сожалению, тоже сопровождалось конфузом. От скандала Россию спасло лишь то, что сам крейсер признали неготовым к продаже. Оказалось, что корпорация «МиГ» без помощи из бюджета не в состоянии построить полсотни МиГ-29К из-за серьезных трудностей на заводе в Луховицах. Второй завод, который делал «мигари» в СССР -это московский «Знамя труда». Но там обстановка оказалась еще хуже. Люди, умевшие собирать самолеты, за 1990-е годы ушли, умерли или спились. Илья Иосифович, готовя «сделку века», просто-напросто забыл поинтересоваться состоянием производственной базы.
Способ активизировать наш оружейный бизнес имелся. Когда началась вторая война в Чечне, руководители ряда оборонных предприятий и Генштаб предложили: давайте создадим небольшой отряд из новейших видов оружия. Пусть повоюет в Чечне, и мы, таким образом, убьем сразу нескольких «зайцев». Испытаем оружие в реальном бою - раз. Опыт наработаем - два. Зарубежным клиентам с чистой совестью скажем, что эти образцы у нас в армии есть - три. Но Илья Клебанов эту идею похоронил.
Хирургия топора
Зато он страшно занят реструктурированием «оборонки». Внешне все выглядит разумно. РФ получила от покойного СССР огромный военно-промышленный комплекс, который невозможно ни содержать, ни обеспечить заказами. Илья Клебанов бодро обещает свести всю «оборонку» страны в максимум сорок укрупненных холдингов, сливая и реорганизуя предприятия. А лишнее, мол, отсечем и закроем безжалостно.
Да вот только в условиях, когда оборонный заказ в стране примерно вдвое меньше турецкого, можно сколько угодно сливать и укрупнять промышленность - все равно загрузка ее останется мизерной. Сегодня необходимо в несколько раз увеличивать расходы на новую технику. Уже сейчас. Любыми способами. Скажем, вести переговоры о списании части советских внешних долгов - чтобы меньше опустошать бюджет. Или, не боясь окриков США, идти на сотрудничество с Индией в создании ядерного подводного флота (прекращено Ельциным в 1992 г. по указке Вашингтона), брать больше военных заказов от Ирана. Только потом, увеличив расходы на государственный заказ, можно приступать к весьма болезненной «хирургии» - реструктуризации.
Илья Клебанов именно этим теперь и занимается, и занятие это напоминает хирургическую операцию с помощью плотницкого топора. Нужно отнять собственность у новых собственников и принудить их пойти на реструктуризацию? Илья Иосифович вспомнил об интеллектуальной собственности государства на технику, которая делается на приватизированных заводах. А она, по его словам, стоит столько, что вполне возможно вернуть предприятия в собственность государства. Можно представить себе, каким болезненным станет такое «раскулачивание».
Есть куда более умный путь, который предложен несколькими башковитыми директорами ВПК, добровольный. Государство не занимается насилием, а начинает ряд новых программ. Например, «Истребитель будущего», «Зенитно-ракетный комплекс нового века», «Дальнемагистральный самолет» и т.п. Под них ассигнуются реальные деньги из бюджета. Оно же отбирает победителей на конкурсе проектов. Затем даже фирмы-конкуренты объединяются для совместной работы по программам. Скажем, «МиГ» и «Сухой» сообща работают над истребителем, а «Туполев» и «Ильюшин» - над перспективным транспортным самолетом. Процесс идет совершенно естественно. И корпорации, созданные под государственные программы, складываются безболезненно, сами собой, на взаимной выгоде. Нет чиновника, который по произволу решает: какое предприятие закрыть, а какое - жить оставить, и в состав какого холдинга отдать.
Но Клебанов избрал типично чиновничий путь. Своя рука - владыка.
Эти сладкие экспортные доллары...
То-то еще будет! Злые языки утверждают, будто вся эта реструктуризация затеяна Ильей Иосифовичем для того, чтобы «оседлать» потоки экспортных долларов, поставить их под контроль нужных людей. А что там будет дальше - да хоть потоп.
Приведем очень яркий пример. Все знают о прекрасных качествах русских зенитных комплексов. С-300, «Тор», «Тунгуска» - эти имена у всех на слуху. Во второй половине 1990-х годов попытались было слить «Антей» и «Алмаз» под эгидой чисто управленческо-посреднической компании «Оборонительные системы», но все кончилось полным крахом. Предприятия, плюясь, вышли из этого «холдинга», занявшись делом самостоятельно. При этом «Антей», например, получил выгодные экспортные контракты на поставку комплексов «Тор-М1» в Грецию. У него - огромный рынок. «Алмаз» тоже продает свои С-ЗООПМУ, модернизирует старые комплексы С-75 и С-125. После разгрома Югославии авиацией НАТО рынок этих предприятий расширяется. Логика подсказывает: самое время начинать государственную программу создания комплекса С-400 в обоих вариантах, вовлекая в нее и «Антей», и «Алмаз».
Смотреть спокойно на все это Илья Иосифович не смог. Он решил силой слить всех «зенитчиков» в один холдинг. Само собой, со всеми их экспортными контрактами (а это -около двух миллиардов долларов).
Такой портрет
Таков неприглядный портрет Ильи Иосифовича Клебанова в интерьере его дел. Боже упаси объявлять его агентом врагов России! Он - типичный чиновник ельцинской поры, занятый все теми же «седланиями потоков» и бесконечными интервью, в которых гремят победные литавры. Он, как и все «наверху», грешен. Посади такого человека во главе дела - и он сотворит то, что не снилось и десятку джеймсов бондов.
Конечно, проблемы нашего ВПК порождены не одним Ильей Клебановым. «Феномен Клебанова» отражает всю убогость кадровой политики «трехцветной России», где все отдано на откуп выдвиженцам, где сломана разумная система отбора руководителей и нет никаких механизмов защиты от чиновничьего произвола. Клебанов есть порождение теперешней унылой поры и странного государства, похожего на студень, у которого нет ни официальных противников, ни осознанных национальных интересов, ни сколь-нибудь внятной политики. Он - дитя государства-медузы, безвольно дрейфующего по волнам.
Стрингер ,
12.02.2002