Неоднозначная фигура главкома ВМФ Владимира Куроедова продолжает находиться в центре внимания СМИ. Благо поводов адмирал предоставляет предостаточно. В последнее время практически не было ни одного скандала, связанного с ВМФ, в котором не была бы замешана фигура Куроедова. Последний такой скандал разгорается вокруг крупнейшего в истории Российского флота экспортного контракта с Китаем. По его условиям Россия должна построить для Поднебесной два эсминца общей стоимостью более 1 млрд. долларов.
Как известно, правительственная комиссия назвала исполнителем заказа Балтийский завод. Однако не все умеют достойно проигрывать. По словам нашего источника, такое решение вызвало бурную реакцию у главкома Куроедова. Он в резкой форме высказался против передачи контракта от «Северной верфи», проигравшей борьбу за заказ. Причем адмирал не стал утруждать себя и искать хоть какую-то более или менее разумную аргументацию.
Занимательная арифметика
В чем истинные причины подобного поведения Владимира Куроедова и почему государственный чиновник с таким рвением отстаивает интересы «Северной верфи» — коммерческой, по сути, структуры? Чтобы понять эмоциональный порыв адмирала, который, будучи на государственной службе, обязан оставаться беспристрастным, надо учитывать следующее. Совсем недавно глава депутатской фракции «Единство» Владимир Пехтин послал главкому ВМФ депутатский запрос о судьбе государственных средств, затраченных на постройку эсминцев по первому контракту с китайцами. (Напомним, что строительство миноносцев осуществляло ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» и для строительства были вьделены средства федерального бюджета соответствующим распоряжением правительства РФ.)
«Учитывая, что общая сумма, за которую эти эскадренные миноносцы были поставлены в КНР, составила ориентировочно $610 млн, а их строительная готовность на момент передачи от Минобороны России на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» составила соответственно 70% одного и 30% второго, можно полагать, что размер средств, причитающихся федеральному бюджету в счет оплаты за переданные эскадренные миноносцы, составляет до $300 млн», — отмечается в депутатском запросе. Однако в своем ответе Пехтину адмирал Куроедов называет совершенно другие цифры и утверждает, что «Северная верфь» должна государству всего чуть более 180 млн. рублей, то есть $6 млн. В тексте ответа главкома черным по белому написано, что именно эта сумма согласована с «Северной верфью». Не надо быть Лобачевским, чтобы понять, что цена такого согласования может составлять энное количество миллионов долларов государственных средств.
Мечтать не вредно?
Еще одна забавная история произошла с адмиралом Куроедовым в самом конце 2001 года — и опять словосочетание «Северная верфь» и Куроедов стало гулять по страницам газет и журналов. 21 декабря на верфи был заложен первый за последнее время боевой корабль, который будет построен не для иностранного заказчика, а для Российского флота. И пусть речь шла не о большом корабле, а всего лишь о корвете, тем не менее факт на первый взгляд отрадный. Однако радость главкома была существенно омрачена тем, что прессе стало известно: в тендере на строительство корветов для ВМФ победил Балтийский завод. Так, стоимость изготовления одного корвета на «Северной верфи» оценивается в $1,8 млрд. рублей, а на Балтийском заводе — $1,6 млрд. рублей соответственно. Однако с помощью неких шагов адмиралу удалось добиться размещения оборонного заказа именно на «Северной верфи», и на закладке корабля Куроедов дал волю чувствам, поэтично заявив: «год назад я мечтал в этом здании, — обратился он к работникам «Северной верфи», — и вы поддержали меня в моих мечтах. Значит, в России можно мечтать, в России нужно мечтать».
После чего Куроедов пообещал, что Военно-морской флот разместит на «Северной верфи» заказ на изготовление еще 20 подобных корветов. Если принимать во внимание, что строительство каждого корвета на «Северной верфи» обходится на 200 миллионов дороже, чем на Балтийском заводе, то становится ясно: мечты адмирала Куроедова обойдутся России в 4 миллиарда рублей.
Служили два товарища
Из вышеописанного становится очевидно: адмирал Куроедов неравнодушно относится к предприятию «Северная верфь», активно лоббируя ее интересы даже в ущерб экономике России. В чем же истоки такой неподдельной любви? Не секрет, что владельца «Северной верфи» Бориса Кузыка и главкома ВМФ Владимира Куроедова связывают не только профессиональные, но и дружеские связи. Чем же скреплена эта дружба и почему в любой ситуации отзывчивый главком спешит на выручку своему другу? Чтобы непредвзято ответить на этот вопрос, надо углубиться в новейшую историю и отследить, где могли пересекаться интересы этих уважаемых господ.
Третья Цусима русского флота
Талантливым исполнителем чужой воли господин Куроедов стал, когда в ранге командующего Тихоокеанским флотом за короткий срок под видом реформы подогнал флот под какое-то безумным образом определенное в Москве количество личного состава и кораблей.
В ходе так называемой военной реформы Тихоокеанский флот России с 240 тыс. человек был усечен до 30 тыс. личного состава, а по корабельному составу изничтожен в 8 раз!
И как недавно заявил генерал армии Андрей Николаев, председатель Комитета Государственной Думы РФ по обороне: «Если еще немного сократить наш Военно-морской флот, то он вообще не сможет проводить морские операции».
Из 270 надводных и подводных кораблей, судов обеспечения в составе ТОФа уцелело немногим более трех десятков! Причем оставшиеся корабли 1-го и 2-го рангов, атомные субмарины можно пересчитать по пальцам, а готовых среди них к бою и походу в полном смысле этого слова сыскать вообще проблематично. Под чутким руководством реформатора Куроедова Тихоокеанский флот дошел до того, что на День ВМФ России оказался не в состоянии выставить для традиционного морского парада в Амурском заливе ни одного корабля!
А между тем под шумок военной реформы на металлолом списывались корабли, не выслужившие и половину отведенного им срока. Вспомним уникальный корабль космической связи и разведки «Маршал Неделин» и большой десантный корабль 1-го ранга «Иван Рогов», досрочно списанные и проданные за рубеж группой высокопоставленных флотских и армейских чинов, имевших в этом деле свой коммерческий интерес. Новейший универсальный танкодесантный корабль-док «Анадырь» в результате аферы флотского чиновного люда тоже навсегда остался у чужих берегов. Денежки же, и немалые, вырученные от сей распродажи, осели в основном в карманах ловких, предприимчивых военных и государственных чиновников разного ранга. Кстати, уголовное дело по этой махинации так и зависло. Видимо, у похитителей были сильные покровители в Москве из так называемой оружейной мафии.
Скорее всего, именно в те времена и зародилась крепкая дружба адмирала Куроедова и генерала Кузыка. В ту пору Кузык был еще видной фигурой и мог решать большие задачи. В результате деятельности адмирала Куроедова Тихоокеанский флот России стал представлять собой не флот в полном понимании этого слова, а группу потешных кораблей. Интересно, что даже сам адмирал перед отъездом в Москву признался во всеуслышание в региональной телепрограмме «Местное время»: «Ситуация на Тихоокеанском флоте не просто кризисная, а катастрофическая... Тяжелее, чем сегодня, ни одному поколению военных моряков еще не было...»
За истекшие годы после этой печальной констатации, как известно, к возрождению флота никто не приступал, и незавидное положение военных моряков только усугубилось. А Куроедов, видно не без помощи своих влиятельных друзей в Первопрестольной, из кресла командующего Тихоокеанским флотом плавно переместился в кресло главкома ВМФ Российской Федерации. Переместился — вопреки мнению многих. У штурвала военно-морских сил страны впервые встал офицер, не участвовавший ни в одном боевом походе. И если подобных генералов в армии называют «паркетными», то, по аналогии, моряки за глаза прозвали Куроедова «адмиралом в джакузи».
Долг платежом красен
Адмирала Куроедова при всех его минусах глупым человеком назвать никак нельзя. Посему, учитывая факты странной любви Владимира Ивановича к «Северной верфи» Бориса Кузыка, можно сделать логичный вывод: главком амнезией не страдает и отдает авансы сполна. Однако хочется напомнить адмиралу, что присягая он не своему партнеру и товарищу Борису Кузыку, а своей стране.
Новая газета-СПб ,
31.01.2002