В самое ближайшее время между двумя предприятиями петербургской "оборонки" -- ОАО "Балтийский завод" и ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" -- начнется война. Без бомбометания судостроители еще кое-как обойдутся, но боевые действия от этого не станут менее жесткими. Ведь война-то самая современная -- информационная.
Решение о начале войны связано с результатами тендера на строительство двух эсминцев для ВМС Китая. В конкурсе кроме двух названных компаний принял участие судостроительный завод "Янтарь" из Калининграда. Заказ на сумму более $1 млрд. получил Балтийский завод. Еще полгода назад в качестве исполнителя заказа называлась только "Северная верфь". Других конкурентов не было.
Как положено говорить в таких случаях, ничто не предвещало беды. Сначала как гром среди ясного неба прогремело заявление "Рособоронэкспорта" о проведении конкурса на китайский заказ. Раньше ни о каких подобных конкурсах в "оборонке" не слыхали. Затем -- неожиданное решение тендерной комиссии.
Конфликт пока не вырвался на поверхность, но страсти кипят.
Участники конкурса и сотрудники "Рособоронэкспорта" избегают официальных комментариев до публикации протокола заседания конкурсной комиссии, но горят желанием поделиться своим знанием неофициально. После публикации протокола недостатка в комментаторах тем более не будет. Используя радио, телевидение и печатные СМИ, стороны сообщат читателю много нового как о самом конкурсе, так и о своих конкурентах и их злоупотреблениях.
Все дело в том, что российская "оборонка" теряет экономическую невинность значительно позже гражданских предприятий. Раньше страна тратила на "войну" достаточно, чтобы директора заводов и верфей не задумывались о сбыте своей продукции. Сняв с себя функцию заказчика, государство поставило предприятия ВПК перед выбором -- или осваивать производство гражданской продукции, или поставлять оружие за рубеж. И в том, и в другом случае нужно привыкать к конкуренции. Директора предприятий тем не менее всякий раз удивляются, что действовать приходится в жесткой рыночной среде, где конкуренты стремятся предложить потенциальному покупателю лучшие условия. В данной ситуации решение может быть одним -- прозрачность тендера в той мере, насколько может позволить секретность темы. В противном случае за дело возьмется черный PR.
Деловой Петербург ,
24.01.2002