На прошлой неделе — неожиданно для всех — Министерство транспорта РФ распространило пресс-релиз по ситуации вокруг строительства порта в Усть-Луге. Авторство большей части обтекаемых формулировок приписывают одному из «московских петербуржцев» — заместителю министра транспорта Владимиру Якунину. Из этих осторожных фраз следует неожиданный вывод: государство — в лице правительства РФ и Минтранса — практически отказывается от участия в грандиозном проекте.
Это тем более неожиданно, что, по официальной информации ОАО «Компания «Усть-Луга», Владимир Якунин по-прежнему возглавляет совет директоров акционерного общества. По простой логике, замминистра должен был бы сохранить свой интерес к новому порту, которому еще в прошлом году отводилась роль не меньшая, чем нефтеналивным терминалам в Приморске.
В официальном сообщении Минтранса уделено внимание частным моментам строительства порта. И только в финале появляется осторожная фраза: «Минтрансом России не принималось решение о приостановке финансирования строительства угольного терминала и порта Усть-Луга». Вроде бы все в порядке: государство деньги давать будет. Но последние предложения определяют, на что именно пойдет федеральное финансирование: только на безопасность мореплавания и навигационные системы. Впрочем, все это и так предусмотрено «старой» программой все того же Минтранса по развитию навигационных систем в Финском заливе.
При этом в Москве и Петербурге ходят упорные слухи о том, что безусловным фаворитом федеральных властей стал порт в Приморске. В доказательство своих слов влиятельные бизнесмены приводят тот факт, что 27 декабря 2001 года президент Владимир Путин не приехал в Усть-Лугу на официальное открытие первого угольного терминала, а направился в Приморск. По словам очевидцев, 27-го числа известие о том, что президента на церемонии не будет, повергло всех присутствовавших едва ли не в траур. Бодрое расположение духа сохранила только Любовь Совершаева — заместитель полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе. У некоторых гостей церемонии создалось впечатление, что она была готова к такому повороту событий.
Одновременно в двух столицах живо обсуждают «утечку» из Министерства путей сообщения: якобы железнодорожники — вместе с другими инвестиционными проектами — отказались от строительства ветки Кингисепп — Усть-Луга, без которой невозможно развитие порта. Источник в правительстве Ленобласти сообщил корреспонденту «Известий», что вопрос с новой — мощной — автомобильной дорогой от Кингисеппа к Усть-Луге также «завис». Власти Кингисеппского района надеялись построить ее в 2002 году на налоги, полученные от работы порта.
Невнятная позиция Минтранса ставит под угрозу срыва другой грандиозный проект — «Балтийский паром», которым еще в прошлом году активно заинтересовались немецкие бизнесмены. Этот вопрос обсуждали 10-11 января 2002 года во время визита в Германию губернатора области Валерия Сердюкова. Значительная часть переговоров российской и германской сторон касалась именно проекта паромной линии, который предусматривает создание паромной переправы Усть-Луга — Калининград — порты Германии. На встречах отмечалось, что «Балтийский паром» отрезает Прибалтику от транзита российских грузов по железной дороге.
Вскоре после визита Сердюкова в Германию стало известно, что немцы готовы вложить в проект свои деньги — наравне с российской стороной. И здесь случилось странное совпадение: неофициальные источники в администрации Петербурга сообщили, что комитет финансов и комитет по управлению городским имуществом практически решили вопрос об участии города в проекте парома «скандинавского направления». Цена вопроса — около 30 миллионов долларов на 5-7 лет. В Смольном считают, что партнерство со Швецией, Финляндией и странами Прибалтики сейчас в большей степени отвечает государственным интересам. При этом ссылаются на заявления неких высокопоставленных чиновников федерального уровня.
Справка «Известии»
27 декабря 2001 года первое судно с углем отошло от причалов угольного терминала Морского торгового порта Усть-Луга. По официальной информации ОАО «Компания Усть-Луга», первый пусковой комплекс угольного терминала в 2002 году отгрузит на экспорт миллион тонн угля. К концу 2004 года общие перегрузочные мощности порта должны достигнуть 13-14 млн тонн в год, а к концу 2005 года — 17-19 млн тонн.
Известия-СПб ,
21.01.2002