Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Церетели: петербургская охота
16.01.2002 00:01
Странно, но до сих пор охотничьими трофеями, добытыми в Петербурге, Зураб Константинович похвастаться не мог. В 1995 году, когда праздновали 50-летие Победы, хотел было поставить памятник маршалу Жукову прямо на Марсовом поле: конь из белого каррарского мрамора, блестящего, как колотый сахар, черный бронзовый маршал верхом... Жаль, что это не реализовалось, была бы "кичуха ХХ века", которая опустила бы и классику, и неоклассику сложившегося ансамбля, как сейчас говорят, ниже плинтуса. Кстати, и Маргарита Георгиевна, дочь маршала, очень поддерживала: именно в это время готовилась установка памятника Жукову работы Яна Неймана в Московском парке Победы, и дочь резонно полагала, что два памятника папе ровно в два раза лучше, чем один. Но звезды были против: проект не состоялся.
Провалилась и затея поставить памятник графу Ивану Шувалову, хотя идея была исключительно красивой: нынешний президент Российской академии художеств (РАХ) создает монумент самому первому президенту РАХ. Закладной камень давно лежит на Малой Садовой (150 м от Невского пр.), уже и так пострадавшей от новорусского ремонта и перенасыщенной собачками и кошечками. Но сначала идея памятника скукожилась до проекта большого бюста, потом бюст стал "бюстиком", а под конец и он был похоронен: губернатор Петербурга во время одного из визитов в столицу прямо заявил: "А Шувалова своего поставьте лучше в Москве". Мэтр даже не нашел что возразить, только заметил, что никому ничего не навязывает. Шутку оценили по достоинству. Попутно стало ясно, что скульптурный огород в центре Петербурга будут возделывать исключительно местные умельцы.

Впрочем, есть и успешные проекты: например, З. Церетели финансирует через РАХ установку скульптурной группы "Минерва" на куполе здания Академии художеств. В XIX веке эта скульптурная группа, выполненная скульптором А.Р. фон Боком, стояла на куполе в 1885 - 1901 гг., но сгорела, так как была деревянной. В центре композиции фигура Минервы с лицом Екатерины II (как тогда было принято), вокруг нее путти, символизирующие архитектуру, скульптуру и живопись. Восстановил эту красоту скульптор Владимир Горевой, а оплатил Церетели: где-то в Европе у него, как говорят, заводик, изготавливающий металлопластиковые оконные рамы. Дело хорошее, так что сейчас "Минерву" уже отливают на заводе "Монументскульптура". Кстати, если в прежние годы завод носил имя Матвея Манизера, то нынче по праву должен был бы называться именем З. Церетели: знающие люди говорят, что все основные заказы именно от него.

Однако чем ближе 300-летие Петербурга, тем заметнее, что "тлеющий" режим работы завершается и готовится реванш. 12 октября прошлого года при личном участии Церетели состоялось избрание-назначение на пост ректора Института живописи, скульптуры и архитектуры Альберта Чаркина, который до этого был (и сейчас остается) председателем правления Союза художников Санкт-Петербурга. Кандидатуру Чаркина поддержали все члены выездного заседания президиума РАХ и ученый совет института. Решение парадоксальное и компрометирующее Институт живописи, скульптуры и архитектуры, если учесть, что Чаркин практически обделен талантом художественным, хотя и является одним из самых активно работающих петербургских скульпторов. Я уже писал как-то про его беломраморного Есенина в Таврическом саду и бронзового Остапа Бендера в 100 метрах от Пушкина на площади Искусств, которые пока удерживают пальму первенства в Петербурге по разряду "кич". Особо можно было бы написать о той скорости, с какой Чаркин - ученик знаменитого в свое время Пинчука - адаптировался к новой ситуации и переключился с "Лукича" и другой коммунистической символики на символику посткоммунистическую - Петров, Александров Невских, Сергиев Радонежских и Андреев Первозванных. Нетрудно догадаться, что если такой человек вдруг резко повышен при личном участии З. Церетели, то неспроста.

Другим знаковым актом, состоявшимся тогда же, 12 октября, стало создание представительства РАХ в Петербурге. Его возглавил вице-президент РАХ заслуженный деятель искусств России Геннадий Степанов, более известный как директор завода "Монументскульптура", исключительно по недоразумению не носящего имени Церетели. Характеризовать творческую личность г-на Степанова тем легче, что, несмотря на звания и вице-президентство, он творческих работ не имеет, а в прошлом занимался работой технической - увеличивал по точкам модели, созданные скульпторами. Нетрудно догадаться, что и его новое назначение сделано на перспективу.

И действительно, минувшей осенью во всей полноте раскрылся План. Первый намек сорвался с уст Церетели еще на церемонии открытия памятника Тургеневу. Зураб Константинович вдруг сообщил о проектируемой им аллее монументов, отражающих 300-летнюю историю Петербурга и России в целом. Число объектов на аллее потом называли разное - от 9 до 18. Стало понятно также, почему речь идет об "аллее". Оказалось, что Церетели присмотрел на окраине города Петербурга улицу Турку (когда-то она именовалась Бассейной, но в один из приступов побратимства с Финляндией часть Бассейной улицы была брошена в жертву дружбе народов), известную своей бескрайностью. Если, не выезжая за пределы города, захочется понять, что такое русская степь, прочувствовать этот феномен до конца, достаточно, вдоволь намучившись, просто доехать до Турку и здесь на какое-то время остаться (что несложно, так как выехать отсюда тоже непросто). Именно на этой улице, коль скоро Марсово поле и Малая Садовая заняты, Церетели и решил поставить вереницу бронзовых памятников персонажам русской истории, материализованную энциклопедию, по которой граждане смогут изучать или освежать в памяти ключевые события. Наваять тут можно столько, сколько окажется в запасе бронзы. Скажем, штук сто - столько, сколько поставлено в Ленинграде-Петербурге за последние 15 лет.

Но почему эта Турку? Оказалось, что "степную" улицу Церетели присмотрел не только за бескрайность. Расположена она во Фрунзенском районе, а главой территориального управления Фрунзенского района является Анна Маркова, полковник милиции в отставке, которая помимо этого является родной супругой Геннадия Степанова, который возглавляет, как мы помним, "Монументскульптуру" (кстати, также расположенную во Фрунзенском районе). То есть просторов много, а Анна Маркова одна. Тут, как говорится, круг замыкается, все звенья цепи получают объяснение, и все встает на свои места. Ибо вряд ли г-жа Анна Маркова найдет в себе силы отказать Церетели в установке любого количества статуй на контролируемой ею территории, если ее супруг на своем заводе сможет получить от Церетели крупный заказ. В итоге назначение Степанова на пост главы представительства РАХ в Петербурге уже не выглядит непродуманным или случайным. Равно как и назначение Чаркина, которое, весьма вероятно, позволит укрепить его позиции (и увеличить число его единомышленников) в Градостроительном совете, согласующем установку новых памятников. Впрочем, всех выгод так сразу и не вообразить.

Между прочим, идея Церетели получила развитие: главный архитектор Петербурга, вместо того чтобы категорически воспротивиться всей этой затее, включился в игру и придумал упаковать собрание бронзовых истуканов в специальное здание-башню со спиральным пандусом внутри наподобие гаража. Поднимаясь по этой спирали, можно будет разглядывать фигуры, изготовленные Церетели. И сами эти изделия будут целее (по заготовке бронзы и прочего цветмета Петербург на одном из первых мест в стране), и плату за вход можно будет взимать, и количество монументов можно не ограничивать.

Что же касается финансовой стороны проекта, то о ней пока ходят разные слухи. Говорят, например, о том, что Церетели подарит городу свою бронзу, а в ответ город подарит ему какой-то домик, но только отнюдь не на улице Турку, а гораздо, гораздо ближе к центру.
Московские новости , 16.01.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru