|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Церетели: петербургская охота
16.01.2002 00:01
Странно, но до сих пор охотничьими трофеями, добытыми в Петербурге, Зураб Константинович похвастаться не мог. В 1995 году, когда праздновали 50-летие Победы, хотел было поставить памятник маршалу Жукову прямо на Марсовом поле: конь из белого каррарского мрамора, блестящего, как колотый сахар, черный бронзовый маршал верхом... Жаль, что это не реализовалось, была бы "кичуха ХХ века", которая опустила бы и классику, и неоклассику сложившегося ансамбля, как сейчас говорят, ниже плинтуса. Кстати, и Маргарита Георгиевна, дочь маршала, очень поддерживала: именно в это время готовилась установка памятника Жукову работы Яна Неймана в Московском парке Победы, и дочь резонно полагала, что два памятника папе ровно в два раза лучше, чем один. Но звезды были против: проект не состоялся.
Провалилась и затея поставить памятник графу Ивану Шувалову, хотя идея была исключительно красивой: нынешний президент Российской академии художеств (РАХ) создает монумент самому первому президенту РАХ. Закладной камень давно лежит на Малой Садовой (150 м от Невского пр.), уже и так пострадавшей от новорусского ремонта и перенасыщенной собачками и кошечками. Но сначала идея памятника скукожилась до проекта большого бюста, потом бюст стал "бюстиком", а под конец и он был похоронен: губернатор Петербурга во время одного из визитов в столицу прямо заявил: "А Шувалова своего поставьте лучше в Москве". Мэтр даже не нашел что возразить, только заметил, что никому ничего не навязывает. Шутку оценили по достоинству. Попутно стало ясно, что скульптурный огород в центре Петербурга будут возделывать исключительно местные умельцы. Впрочем, есть и успешные проекты: например, З. Церетели финансирует через РАХ установку скульптурной группы "Минерва" на куполе здания Академии художеств. В XIX веке эта скульптурная группа, выполненная скульптором А.Р. фон Боком, стояла на куполе в 1885 - 1901 гг., но сгорела, так как была деревянной. В центре композиции фигура Минервы с лицом Екатерины II (как тогда было принято), вокруг нее путти, символизирующие архитектуру, скульптуру и живопись. Восстановил эту красоту скульптор Владимир Горевой, а оплатил Церетели: где-то в Европе у него, как говорят, заводик, изготавливающий металлопластиковые оконные рамы. Дело хорошее, так что сейчас "Минерву" уже отливают на заводе "Монументскульптура". Кстати, если в прежние годы завод носил имя Матвея Манизера, то нынче по праву должен был бы называться именем З. Церетели: знающие люди говорят, что все основные заказы именно от него. Однако чем ближе 300-летие Петербурга, тем заметнее, что "тлеющий" режим работы завершается и готовится реванш. 12 октября прошлого года при личном участии Церетели состоялось избрание-назначение на пост ректора Института живописи, скульптуры и архитектуры Альберта Чаркина, который до этого был (и сейчас остается) председателем правления Союза художников Санкт-Петербурга. Кандидатуру Чаркина поддержали все члены выездного заседания президиума РАХ и ученый совет института. Решение парадоксальное и компрометирующее Институт живописи, скульптуры и архитектуры, если учесть, что Чаркин практически обделен талантом художественным, хотя и является одним из самых активно работающих петербургских скульпторов. Я уже писал как-то про его беломраморного Есенина в Таврическом саду и бронзового Остапа Бендера в 100 метрах от Пушкина на площади Искусств, которые пока удерживают пальму первенства в Петербурге по разряду "кич". Особо можно было бы написать о той скорости, с какой Чаркин - ученик знаменитого в свое время Пинчука - адаптировался к новой ситуации и переключился с "Лукича" и другой коммунистической символики на символику посткоммунистическую - Петров, Александров Невских, Сергиев Радонежских и Андреев Первозванных. Нетрудно догадаться, что если такой человек вдруг резко повышен при личном участии З. Церетели, то неспроста. Другим знаковым актом, состоявшимся тогда же, 12 октября, стало создание представительства РАХ в Петербурге. Его возглавил вице-президент РАХ заслуженный деятель искусств России Геннадий Степанов, более известный как директор завода "Монументскульптура", исключительно по недоразумению не носящего имени Церетели. Характеризовать творческую личность г-на Степанова тем легче, что, несмотря на звания и вице-президентство, он творческих работ не имеет, а в прошлом занимался работой технической - увеличивал по точкам модели, созданные скульпторами. Нетрудно догадаться, что и его новое назначение сделано на перспективу. И действительно, минувшей осенью во всей полноте раскрылся План. Первый намек сорвался с уст Церетели еще на церемонии открытия памятника Тургеневу. Зураб Константинович вдруг сообщил о проектируемой им аллее монументов, отражающих 300-летнюю историю Петербурга и России в целом. Число объектов на аллее потом называли разное - от 9 до 18. Стало понятно также, почему речь идет об "аллее". Оказалось, что Церетели присмотрел на окраине города Петербурга улицу Турку (когда-то она именовалась Бассейной, но в один из приступов побратимства с Финляндией часть Бассейной улицы была брошена в жертву дружбе народов), известную своей бескрайностью. Если, не выезжая за пределы города, захочется понять, что такое русская степь, прочувствовать этот феномен до конца, достаточно, вдоволь намучившись, просто доехать до Турку и здесь на какое-то время остаться (что несложно, так как выехать отсюда тоже непросто). Именно на этой улице, коль скоро Марсово поле и Малая Садовая заняты, Церетели и решил поставить вереницу бронзовых памятников персонажам русской истории, материализованную энциклопедию, по которой граждане смогут изучать или освежать в памяти ключевые события. Наваять тут можно столько, сколько окажется в запасе бронзы. Скажем, штук сто - столько, сколько поставлено в Ленинграде-Петербурге за последние 15 лет. Но почему эта Турку? Оказалось, что "степную" улицу Церетели присмотрел не только за бескрайность. Расположена она во Фрунзенском районе, а главой территориального управления Фрунзенского района является Анна Маркова, полковник милиции в отставке, которая помимо этого является родной супругой Геннадия Степанова, который возглавляет, как мы помним, "Монументскульптуру" (кстати, также расположенную во Фрунзенском районе). То есть просторов много, а Анна Маркова одна. Тут, как говорится, круг замыкается, все звенья цепи получают объяснение, и все встает на свои места. Ибо вряд ли г-жа Анна Маркова найдет в себе силы отказать Церетели в установке любого количества статуй на контролируемой ею территории, если ее супруг на своем заводе сможет получить от Церетели крупный заказ. В итоге назначение Степанова на пост главы представительства РАХ в Петербурге уже не выглядит непродуманным или случайным. Равно как и назначение Чаркина, которое, весьма вероятно, позволит укрепить его позиции (и увеличить число его единомышленников) в Градостроительном совете, согласующем установку новых памятников. Впрочем, всех выгод так сразу и не вообразить. Между прочим, идея Церетели получила развитие: главный архитектор Петербурга, вместо того чтобы категорически воспротивиться всей этой затее, включился в игру и придумал упаковать собрание бронзовых истуканов в специальное здание-башню со спиральным пандусом внутри наподобие гаража. Поднимаясь по этой спирали, можно будет разглядывать фигуры, изготовленные Церетели. И сами эти изделия будут целее (по заготовке бронзы и прочего цветмета Петербург на одном из первых мест в стране), и плату за вход можно будет взимать, и количество монументов можно не ограничивать. Что же касается финансовой стороны проекта, то о ней пока ходят разные слухи. Говорят, например, о том, что Церетели подарит городу свою бронзу, а в ответ город подарит ему какой-то домик, но только отнюдь не на улице Турку, а гораздо, гораздо ближе к центру.
Московские новости ,
16.01.2002
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |