|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Верфи разобрали по банкам
8.04.1999 00:01
Программа "Верфи Санкт-Петербурга" предполагает модернизацию и перенос производства с Адмиралтейских верфей и Балтийского завода на базу Северной верфи, где должно быть построено новое судостроительное предприятие. На освободившихся площадях в центре города может быть воздвигнут деловой центр с гостиницами, офисами и новыми причалами для приема круизных судов. Сейчас на территории, занимаемой Адмиралтейскими верфями и Балтийским заводом, расположено всего четыре таких причала, а городу, по оценкам специалистов, нужно, как минимум, еще восемь. На трех судостроительных предприятиях работает 12 тысяч человек, после слияния верфей их число должно уменьшиться до 3,3 тысяч.
Освоение освободившихся площадей, по утверждению инициаторов проекта, может дать городу 40 тысяч новых рабочих мест. Подобная схема была реализована в Португалии, Бостоне и наконец - Лондоне, в котором на месте старых портовых сооружений построен современный деловой комплекс Докленд. В марте делегация Санкт-Петербурга во главе с вице-губернатором Ильей Клебановым специально ездила в британскую столицу для знакомства с опытом строителей Докленда и презентации проекта "Верфи Санкт-Петербурга". Визит был организован при участии Министерства торговли и промышленности Велико ритании. Желание ознакомиться с планами Петербурга выразили более 40 британских компаний, многие из которых имели самое непосредственное отношение к возведению Докленда. Интерес к проекту проявляют и немцы, и шведы. В основном это консалтинговые и проектные компании, готовые даже бесплатно разработать несколько вариантов градостроительного освоения освободившихся площадей в центре Петербурга. Все эти варианты будут изучаться при личном участии губернатора города, и тот, который признают наиболее отвечающим петербургскому духу и стилю, в том числе и по архитектурному решению (в Лондоне, к слову, над Доклендом работали более 100 архитекторов со всего мира), станет базовым, а его разработчик получит возможность более активно обращаться за деньгами в Евросоюз и к коммерческим инвесторам, а значит - и право на свой куш от общего пирога. Все это касается только градостроительной части программы "Верфи Санкт-Петербурга". Когда речь заходит о строительстве собственно объединенных верфей Санкт- етербурга, иностранцы заметно тушуются, так как понимают, что подобное производство может стать серьезным конкурентом их собственным судостроительным предприятиям. Понимают это и в Петербурге. Поэтому здесь по-прежнему надеются на то, что толчок проекту общей стоимостью, по разным оценкам, от 350 до 600 млн долларов, даст выделение средств, заложенных в нынешнем федеральном бюджете по линии государственных гарантий на наиболее крупные промышленные инвестиционные программы. Уже подготовлены все документы для представления в Министерство экономики заявки на включение в бюджет программы, которую некоторые федеральные чиновники называют чуть ли не самым интересным проектом в России. В том же Минэкономики предварительную экспертизу прошли и экономические просчеты проекта, доказывающие, что он может стать окупаемым в течение шести лет. Но основную долю финансирования - 80% - должны нести коммерческие инвесторы. Если иностранные в этом мало заинтересованы, значит остаются российские. Но они сегодня переживают не самые легкие времена. Особенно банки. Между тем, именно банковские учреждения активно участвуют в жизни всех трех судостроительных предприятий города, и без них реализация проекта практически невозможна. Как известно, с Северной верфью работает БалтОНЭКСИМбанк. До августовского кризиса конкуренцию ему пытался составить Инкомбанк. Сейчас уже известно, что акции Северной верфи, которыми владел Инком, оказались в распоряжении некоторых бывших сотрудников банка, создавших со ственные структуры. С ними ведутся переговоры о возможности участия не только в жизни судозавода, но и в проекте "Верфи Санкт-Петербурга". Адмиралтейские верфи, также активно работавшие с Инкомом, недавно подписали договор о стратегическом сотрудничестве с петербургским ПСБ, который стал опорным банком, финансовым консультантом предприятия, а также координатором кредитной линии объемом 30 млн долларов на судостроительные проекты адмиралтейцев. Сложнее всего ситуация на Балтийском заводе, который сначала выкупил, а потом продал и перезаложил по запутанной схеме контрольный пакет акций, принадлежавший ОНЭКСИМбанку, получив в результате новых хозяев. Каких конкретно - для многих остается тайной. Так же, как и результаты проверки Северо-Западной окружной инспекции Контрольного управления при президенте РФ, интересовавшейся деталями этой операции и, в частности, тем, на какие средства завод выкупал собственные акции. По словам одного из наших собеседников, пожелавшего остаться неизвестным, эти результаты есть, и они, скорее всего, не очень утешительны для руководителей Балтийского завода. Их положили на полочку, решив пока не мутить воду. Столкновение различных банковских интересов в судостроительном бизнесе города может стать основной проблемой при создании управляющей компании для реализации проекта "Верфи Санкт-Петербурга". После возвращения питерской делегации из Лондона в администрации проведено сразу несколько совещаний, в том числе у губернатора, на которых принято решение о создании подобной структуры. Контрольный пакет - 51% - в ней будет принадлежать городу. Кроме того, в компанию должны войти сами судостроители, а также один или несколько банков. Какие конкретно - пока неизвестно. Руководителям судозаводов предложили разобраться в своих взаимоотношениях с банковскими учреждениями, определить, кто им друг, а кто - враг, и с кем они смогут нормально работать.
Известия-СПб ,
8.04.1999
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |