|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Банковский пейзаж Северной столицы
29.10.1996 00:01
Прошел год с того момента, как банковская система Санкт-Петербурга - второго по величине финансового центра страны - познакомилась с понятием 'банковский кризис'. Впрочем, первый удар кризиса российской банковской системы, проявившийся наиболее зримо на московском рынке МБК, обошел петербургские банки. Их спасло то, что местный кредитный рынок достаточно инертен: скорость перечислений по городу превышает один день, и его значение для анков города не столь велико.
Тем не менее к весне 1996 года количество отозванных лицензий у банков Санкт-Петербурга было больше 10. Те, кто устоял тогда, должны были учесть изменения, произошедшие в российской экономике, и попытаться сформировать такую стратегию развития, которая позволила бы им по крайней мере избежать кризиса. Не обошла стороной Петербург и мода на межбанковскую войну в средствах массовой информации. Правда, в отличие от Москвы, где СМИ используются в основном для дискредитации банков по политическим мотивам, питерские банки более прагматичны: они проводят атаки на конкурентов в надежде выбить из-под них клиентскую базу. В остальном характер банковской системы Санкт-Петербурга, как ему и положено, "нордический, выдержанный". Изменения происходят не столь стремительно, как в столице. Тем не менее можно с уверенностью утверждать, что банковский пейзаж Петербурга за последние годы изменился весьма существенно. Старые, новые и московские Изначально, как и во всех крупных городах, доминировали бывшие специализированные государственные банки. В Петербурге это был Промстройбанк, который обслуживал отрасли столичного подчинения, т. е. крупные промышленные предприятия, Жилсоцбанк, позднее переименованный в 'Санкт-Петербург', а также вездесущий Сбербанк. За 1992-1994 годы на местном рынке появилась масса новых кредитно-финансовых учреждений, которые либо отхватывали клиентов у лидеров, либо работали с новыми, по преимуществу частными фирмами. Наиболее типичным примером является Балтийский банк, к которому перешла на обслуживание из Промстройбанка Октябрьская железная дорога (ОкЖД). Еще один банк, вырвавшийся из группы 'новых' кредитно-финансовых учреждений, - 'Петровский'. Его 'козырным' ходом стало создание разветвленной системы филиалов по городу, соединенных в единую информационную сеть. 'Петровский' получил в свое распоряжение многие почтовые отделения города и в придачу к ним - право выдачи пенсий и других социальных выплат большей части петербуржцев, которые перечисляются из пенсионного фонда через банк. При этом ставка, очевидно, делалась на то, что пенсионеры откроют в отделениях банка свои счета и не будут снимать всю сумму пенсии. В результате у 'Петровского' должны были резко возрасти остатки на счетах физических лиц. Но ожидания оправдались не в полной мере. И хотя банку удалось ощутимо увеличить объемы средств, привлеченных от населения, ресурс этот оказался достаточно дорогостоящим. Вместе со старыми - бывшими государственными - банками эта пара и образует пятерку петербургских лидеров. Одновременно с возникновением новых петербургских банков в город вошла целая когорта крупных иногородних кредитно-финансовых учреждений, некоторые из которых прочно утвердились на берегах Невы. Наиболее активно внедрялся в Петербург филиал Инкомбанка, получивший впоследствии статус Северо-западного агентства Инкомбанка. Этот банк с самого начала выбрал в качестве одного из своих основных направлений работу с высокодоходными слоями населения и ориентацию на крупных клиентов, нуждающихся в стабильных связях с иностранными партнерами. Это, пожалуй, один из немногих иногородних банков, которые смогли в Петербурге стать полностью 'своими'. Обычно создание в городе филиала крупного московского банка сопровождается переходом к нему на обслуживание предприятий из местного банковского учреждения. Поскольку ведущие российские банки стали втягивать в свою орбиту промышленность российского значения, то некоторые потери клиентской базы понес Промстройбанк. Так, например, произошло после открытия дочерней структуры ОНЭКСИМбанка - БалтОНЭКСИМбанка, а также банка 'Менатеп-Санкт-Петербург'. Стратегия старых петербургских лидеров за последние годы также претерпела ряд изменений. Промстройбанк (ПСБ) диверсифицировал отраслевую структуру своих клиентов и начал активно кредитовать наиболее экспортноспособные отрасли не только в городе, но и в регионе. Одновременно ПСБ возобновил сотрудничество с Лесопромышленным банком (ранее вышедшим из структуры того же ПСБ), обслуживающим лесную и деревообрабатывающую промышленность, а также с Витабанком, большую часть клиентов которого составляют предприятия пищевой промышленности. На базе последнего была создана первая из местных финансово-промышленных групп. Ну, а 'Санкт-Петербург' продолжает политику, направленную на кредитование городского хозяйства, предприятий легкой промышленности, малого и среднего бизнеса. Традиционно обслуживая счета местной промышленности, банк для упрочения своих позиций так сформировал свою клиентуру, что более 70% платежей, проходящих по отраслевой цепочке между предприятиями, не выходят за рамки банка. Кроме того, он является одним из крупнейших уполномоченных банков города, обслуживая 1300 бюджетных счетов и большую часть предприятий торговли. 'Санкт-Петербург' первым из местных банков подключился к сети SWIFT. Уполномоченные банки - новый заход Администрация Санкт-Петербурга проводит согласование распоряжения губернатора об уполномоченных банках города, которое должно быть введено в действие в конце этого года. В процессе согласования принимают участие комитет финансов, ГУ ЦБ по СПб. и местная банковская ассоциация, в которую буквально на днях вошли филиалы и дочерние структуры московских банковских организаций: БалтОНЭКСИМбанк, 'Менатеп-Санкт-Петербург', Мост-банка, 'Российского кредита', Промрадтехбанка и Импэксбанка. Спорам о необходимости введения специального института уполномоченных банков в городе уже более года. Весной прошлого года на рассмотрение законодательного собрания поступил проект закона об уполномоченных банках, в котором явно просматривались черты заказа со стороны одного из крупнейших кредитно-финансовых учреждений города, которое до тех пор почти не работало с бюджетными деньгами. Но поскольку закон был слишком 'сырой', его направили на доработку, которая длится до сих пор. Кроме того, в момент обострения банковского кризиса - осенью 1995 года - мэрия Санкт-Петербурга ввела мораторий на перевод бюджетных счетов из одного банка в другой. Причем предыдущее руководство города явно предпочитало хранить бюджетные счета исключительно в местных банках. Поэтому до сих пор счета бюджетных организаций раз росаны по 25 банкам города. Со сменой власти произошли изменения и в подходе к проблеме уполномоченных банков. Новое руководство комитета финансов взяло курс на концентрацию бюджетных счетов в 5-6 банках. Причем не ограничивая их круг лишь местными анковскими организациями. В результате появились первичные предложения администрации города по формированию группы уполномоченных банков. По мнению руководителей комитета экономики, эти банки должны отбираться на основе конкурса, к которому будут допущены все желающие независимо от того, местный ли это банк или филиал. Кроме того, есть несколько достаточно жестких условий. Во-первых, это, конечно, выполнение экономических нормативов Центробанка. Причем не исключено, что по согласованию с ним в условиях будут оговорены ужесточенные по сравнению с общероссийскими нормативы. Во-вторых, по остаткам на бюджетных счетах банк должен выплачивать городу 20% годовых. В-третьих, платежи с этих счетов должны проходить в течение 1 банковского дня, а в случае задержки банк будет выплачивать достаточно солидные штрафы. После получения этих предложений Главное управление ЦБ по Санкт-Петербургу начало формировать свои рекомендации. Полученный в результате всех согласований документ, судя по всему, ляжет в основу местного закона.
Сегодня ,
29.10.1996
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |