|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Юрий Рыдник: "Город - самая крупная корпорация в Петербурге"
24.12.2001 00:01
Холдинг "Интеррос" в октябре этого года продал контрольный пакет одного из крупнейших городских банков - БалтОНЭКСИМбанка - структурам Юрия Рыдника, президента банка. По времени это решение совпало с появлением законопроекта "О некоторых вопросах исполнения бюджета Санкт-Петербурга", предусматривающего создание городского банка, в котором у Петербурга будет контрольный пакет и в котором будут держать свои счета бюджетополучатели. Юрий Рыдник не скрывает своего желания работать с бюджетом.
- С чем связан выход "Интерроса" из капитала банка? - За пять лет совместной работы с "Интерросом" мы смогли решить свои задачи. Это и создание сильного банка, ориентированного на Петербург и Северо-Западный регион, и установление контроля над промышленными предприятиями или целыми отраслями, как, например, энергомашиностроение. За пять лет мы выработали партнерский ресурс, который у нас был. "Интеррос" создал себе достаточно мощные позиции в городе. Однако у холдинга есть Росбанк, который развивается в рамках группы как федеральный банк. Наша задача - БалтОНЭКСИМбанка - заключалась в наращивании клиентской базы и капитала. И мы хотели ориентироваться в первую очередь на город - я имею в виду не городскую администрацию, а городские предприятия. То есть мы были заинтересованы в дополнительных клиентах и акционерах. В этой ситуации выход "Интерроса" из Балт-ОНЭКСИМбанка был самым правильным решением. Инициатива исходила с моей стороны. И она была полностью принята "Интерросом". 28 декабря пройдет собрание акционеров банка, на нем будет избран новый состав совета директоров, будет озвучен план действий на ближайшее время. Планируем принять решение об увеличении капитала до 1 млрд руб. через новую эмиссию, которая должна быть проведена в первой половине 2002 г. Я уже вижу первые результаты состоявшихся изменений: с переносом центра принятия решений в Петербург банк стал более мобилен и оперативен. В ноябре валюта баланса выросла на 1,5 млрд руб. То есть мы сразу же видим результат наших решений и чувствуем, что они сделаны были правильно. - А в чем состояла проблема капитализации в рамках "Интерроса"? - Когда банк развивает собственную сеть, ресурсы этой сети считаются в балансе банка. А в нашем случае, когда "Интеррос" был акционером, его вложения - просто инвестиции, которые никак не отражаются на балансе. Но у "Интерроса" нет такой специализации, как инвестиции в банковский бизнес. К тому же у него есть такой инструмент, как Росбанк. А инвестируют они в промышленные активы, которые понимают, например "Норильский никель". - За сколько "Интеррос" продал контрольный пакет банка? - Мы просто договорились не называть цифры. Но это существенные деньги, миллионы долларов. - Как вам удавалось регулировать отношения с "Интерросом", у которого был контрольный пакет банка? - У нас были достаточно паритетные отношения с "Интерросом". Я имею в виду себя. Поэтому, несмотря на то что "Интеррос" контролировал более 80% , у нас было равное партнерство и почти все решения принимались единогласно. Если бы наши отношения не были паритетными, сделка выглядела бы иначе. - Кто же является сейчас акционером БалтОНЭКСИМбанка? - Сейчас мною и дружественными мне структурами контролируется более 75%. Там нет предприятий с громко звучащими именами. Можно сказать, что банк выкупил сам себя. - Но структуры, аффилированные с "Интерросом", - ЛМЗ, "Электросила", ЗТЛ, "Энергомашэкспорт" - сохранили пакет. Он составляет около 12%. - Эти предприятия относятся к холдингу "Силовые машины", отношения с которым развиваются на горизонтальном уровне: мы их кредитуем, продолжается кооперация. Небольшие пакеты - до 5% - принадлежат "ЛОМО", Леноблкомимуществу, ОАО "Ленэкспо", В/О "Внешторглес", ЗАО "Геосырье". После собрания мы будем абсолютно открыты для того, чтобы рассматривать предложения возможных новых акционеров. Дело в том, что работа с крупными городскими предприятиями и возможность их участия в капитале банка могли рассматриваться только после того, как контрольный пакет был выкуплен у "Интерроса". До этого трудно было говорить об этих сделках. - А что, "Интеррос" бы не продал свой пакет городским предприятиям? - Трудно синхронизировать сразу несколько сделок. Сейчас банк стал городским, самостоятельным, и сейчас он может сам решать, кто и на каких условиях сможет стать акционером банка. - Связаны ли новые акционеры с городской администрацией? - Это вы намекаете на вопрос о городском банке? Конечно, город - один из наших крупных клиентов. Естественно, мы были бы заинтересованы, чтобы какие-то подразделения городской администрации или, может быть, какие-то ГУП и были бы участниками банка. Но пока вопрос остается открытым. Город - крупный клиент не только для нас, но и для других банков. Вообще, город - самая крупная корпорация, находящаяся на территории Петербурга. Это огромный объем бизнеса - не только деньги на счетах, но и хозяйственная деятельность, которую ведут город, подрядчики, организации, выполняющие городской заказ. Поэтому привлечение его как партнера и клиента крайне интересно для нас. Лукавит тот банкир, который говорит, что ему неинтересна работа с городом. Что же касается городского банка, то, по сути, это неплохая идея. Потому что, будучи акционером в банке, город - напрямую или через подотчетные ему предприятия - мог бы определять финансовую политику более жестко. - В Законодательное собрание внесен проект закона, предусматривающий создание городского банка. Этот документ кажется вам достаточным основанием для реализации ваших планов? - Я не считаю, что даже принятие этого закона автоматически приведет к созданию такого банка. Тем более что пока он не принят, и наверняка будет еще много дебатов и поправок. Одним законом не описать те основания, на которых банк должен создаться. Но работа идет в правильном направлении, мы будем участвовать в ней, мы готовы. Я не могу сказать, что у нас есть некий план, который должен подписать губернатор. Плана нет, но этот процесс пошел. Все определяет рынок. Думаю, что создание городского банка определится по чисто рыночным критериям. Одна из причин, по которой мы договаривались с "Интерросом" и покупали акции, был настрой на создание такой структуры. Чтобы была возможность передать достаточный пакет своих акций городу в случае, если такой закон будет принят. - Почему БалтОНЭКСИМбанк претендует на роль городского банка? - Мы с 1995 - 1996 гг. были ориентированы на крупных городских клиентов, очень активно работали с городской администрацией, городским бюджетом и бюджетополучателями. У нас большой опыт. Когда я говорю о городском банке, я имею в виду еще концентрацию инвестиционных ресурсов, создание городской инвестиционной корпорации. В мировой практике есть примеры, когда под развитие инфраструктуры создаются инвестиционные корпорации, привлекающие на каждый вложенный доллар еще $4 - 5. Многие проекты, связанные с городским хозяйством - Водоканалом, энергетикой, - ориентированы на потребление и являются как бы гарантированными. В рамках их осуществления получаешь миллионы гарантированных потребителей. Единственным слабым местом является тарифная политика, которая законодательно не определена. Если законодатели, исполнительная власть и монополисты найдут общий язык, осуществят системные изменения в тарифной политике, эти проекты станут крайне привлекательными для инвесторов. Инвесторы должны знать, что если они построили завод по сжиганию мусора, то плата, которую они получают от города, в будущем не превратится в нулевую цифру. Сейчас много денег привлекается под гарантии городского бюджета на разных условиях. И часто город оказывается прямым инвестором в те или иные проекты. А мне кажется, под те деньги, которые инвестируются городом, можно было бы привлекать дополнительные частные инвестиции - наши или зарубежные. - От кого вы рассчитываете привлекать инвестиции? Если речь идет о западных деньгах, то что является гарантией прозрачности? У БалтОНЭКСИМбанка нет, например, аудиторского заключения западного образца. - У нас раньше был аудит Deloitte & Touche. Последние годы мы работаем с "Росэкспертизой", потому что она дешевле. Зачем платить в пять раз больше Deloitte & Touche, если имеешь то же, что от "Росэкспертизы"? Результаты аудита никак не отражались на наших взаимоотношениях с клиентами. Они же вообще по другим критериям судят. Клиент должен знать больше, чем просто аудит. Он должен знать внутреннее состояние банка по существу. Тем более нужно еще уметь прочесть аудиторское заключение. Так или иначе мы ожидаем крупных институциональных инвесторов, связанных с государством, компании, работающие в городской инфраструктуре. - Как мог бы город расплатиться за контрольный пакет в городском банке? - Мы никогда не говорили, что городская администрация могла бы напрямую взять 51% банка. Город может войти через подконтрольные ему предприятия. Они ведут хозяйственную деятельность, могут распоряжаться своими активами. Думаю, что наверняка для этих предприятий покупка акций была бы оправданной инвестицией. Покупка акций банков - это, как правило, не вынужденное, но мотивированное действие. Создание городского банка, в том числе и вхождение в число акционеров городских предприятий, должно быть таким же действием. - Председатель комитета финансов городской администрации Виктор Кротов оценил стоимость участия города в этом проекте в $20 млн. Вы согласны с этой оценкой? - Не могу ответить на этот вопрос. Все зависит от того, какие полномочия будут у банка. Какие шаги предпримет город для поддержки этого финансового института. Цена акций - лишь маленький элемент. Те, кто будет их покупать, должны понимать, зачем они это делают. - Какой пакет новой структуры вы оставите за собой? - Мне пока непонятно, какой именно пакет - контрольный, блокирующий. Нужна возможность жестко влиять на бизнес, и мы рассматриваем себя как управляющую структуру. Как людей, которые внутри банка принимают решения. Акционеры, представляющие городские интересы, могут влиять. Но определять, готовить эти решения, вести всю деятельность должны мы. - Нельзя недооценивать и роль административного ресурса, который приобретает партнер городской администрации. .. - Я не недооцениваю. Просто административный ресурс должен лечь на естественную, адекватную, реальную схему. Тогда он поможет. Если такой схемы не будет, то административным ресурсом ничего не решить. По Бюджетному кодексу доходные счета городской администрации должны находиться в ЦБ, а уже оттуда - расписываются по бюджетополучателям. Деньги приходят в тот банк, где держат свои счета бюджетополучатели. Причем это далеко не всегда городские или госпредприятия. И без реальных рыночных оснований и выгод их никакими административными методами не сосредоточить в том или ином банке. Ошибочно думать, что создание городского банка - это [инициатива] ряда лоббирующих лиц, которые хотят подписать ряд распоряжений, протолкнуть законы, чтобы отхватить бюджетные средства через административный ресурс. Это не получится. - Но существует и личностный фактор. В качестве акционеров БалтОНЭКСИМбанка называют компании, связанные с сыном губернатора Игорем Яковлевым. Так ли это? - Я с ним, конечно, знаком как с самостоятельным бизнесменом. Но он не является акционером, иначе я бы сказал: "Он - наш акционер". Потому что он самостоятельное лицо, хотя его всегда связывают с губернатором. - Стать городским банком стремится не только "БалтОНЭКСИМ", но и "Санкт-Петербург". Возможен ли компромисс? - Не факт, что городской банк может быть сделан на основании только одного банка. Мы готовы работать в партнерстве с другим банком. Сегодня мы очень открыты к тому, чтобы договариваться. Но пока мы являемся конкурентами.
Ведомости ,
24.12.2001
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |