|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Летний сад сообразили на троих
28.12.2001 00:01
Летний сад ликвидируют. Эта сенсационная новость еще не облечена в форму чиновничьего приказа, но уже озвучена публично. Следовательно, решение принято. Нет-нет, не подумайте, что воспетые поколениями классиков вековые липы будут спилены, а летний дворец Петра I пойдет под снос. Речь идет о том, что в ближайшие месяцы прекратит свое существование как юридическое лицо музей, который носит официальное название Государственное учреждение «Летний сад и Дворец-музей Петра I». Недолгая эпопея борьбы за независимость самого известного сада Петербурга, а то и России закончилась его полным поражением. Наследие поделят между тремя старшими братьями - Эрмитажем, Русским музеем и Музеем истории Петербурга. Особых восторгов по этому поводу питерские музейщики не испытывают. Что касается чиновников и бизнесменов, то они еще не сказали своего слова. Но ждать осталось недолго.
По сведениям из хорошо информированных источников, собственно Летний сад со всеми скульптурами и постройками отходит Русскому музею. При этом императорский дворец, расположенный «на углу» Невы и Фонтанки, будет либо сдан в аренду Эрмитажу, либо отдан ему насовсем. Принадлежащий ликвидируемому музею Домик Петра на Петровской набережной на противоположном берегу Невы поступает в полное распоряжения Музея истории города. Можно было долго обсуждать плюсы и минусы такой реорганизации. Но ей предшествовали некоторые события, которые однозначно свидетельствуют - чисто музейные проблемы имеют мало отношения к предстоящему разделу Летнего сада. Налицо сделка между бизнесом и городской администрацией. Около года назад питерская ресторационная фирма «Конкорд» предлагала руководству Летнего сада передать в ее распоряжение Чайный и Кофейный домики для организации там двух точек питания, одной - элитной и второй - попроще. После нескольких раундов переговоров с директором музея Татьяной Козловой стороны так и не пришли к согласию. Как объясняла позже «заведующая» архитектурными шедеврами (оба здания построены по проекту Карла Росси), она не возражала против такого использования. Тем более что домики и сооружались с этой целью, о чем говорят их названия. Но, помимо обещанной реставрации зданий, музею необходимы были новые помещения для хранения фондов и для выставочной деятельности. Не надо быть экспертом, чтобы понять, насколько сложно и дорого строительство в Летнем саду. Такие расходы, видимо, не входили в планы создателей ресторанов. Но мощную идею было грех бросать. В одном из интервью несколько месяцев назад директор Русского музея Владимир Гусев заявил, что экспансия этого музея закончилась, ему выше крыши хватает четырех огромных дворцов. Недавно ему напомнили об этих словах, реакция была такой: от этого предложения невозможно было отказаться. Никто особенно не скрывал, что инициатива исходит от Смольного. Причина активности городской администрации лежит на поверхности - это желание сбросить с плеч городского бюджета хлопотный объект (то старые деревья падают, то нежной скульптуре носы отбивают) и переложить его на более мощные федеральные плечи. Как известно, Эрмитаж и Русский музей кормятся непосредственно из «общенациональной кормушки». Но, возможно, существуют и иные причины. Например, заинтересованность в хороших отношениях с «Конкордом». Который, кстати, является деловым партнером музея и держит во дворе Строгановского дворца одноименный ресторан. И куда только подевалась музейная солидарность, так громко провозглашенная на учредительном съезде Союза музеев России в октябре? Да, дела в Летнем саду шли не блестяще. Чайный и Кофейный домики используются под маловыразительные выставки малоизвестных художников, летние концерты и другая деятельность на свежем воздухе проходили стихийно. Сама марка «Летний сад» не защищена и активно используется в рекламных целях совершенно посторонней публикой. Но значит ли это, что надо решать все вопросы простым разделом имущества? Тем более что укрупнение часто ведет к потере управляемости. Чиновники же направились по своей, давно накатанной, колее. В конце концов государство вольно решать судьбу своих учреждений, но вместо внятных объяснений они насылали на строптивого директора Козлову комиссии с целью доказать ее профнепригодность. Как хорошо известно, в нашей стране здорового абсурда все законы, распоряжения и нормативы выполнять одновременно невозможно, так что найти те или иные нарушения у любого руководителя - не проблема. Самое печальное, что о своей дальнейшей судьбе и планах по реорганизации Летнего сада его директор, возможно, узнает только из печати. Очевидно, что «Конкорд» вернется к своей затее. И хотя мы не против ресторанов, в том числе даже расположенных в зданиях, являющихся архитектурными памятниками (об этом свидетельствует, в частности, деятельность самого «Конкорда»), но Чайный и Кофейный домики находятся в глубине сада. Можно предположить, что небедные посетители не захотят добираться до элитного ресторанного зала пешком, да и парковаться у ограды негде... Впрочем, еще есть время найти другие варианты. Директор - против "Новая газета" обратилась за разъяснением к участникам событий - директору Государственного Русского музея Владимиру Гусеву и директору Летнего сада Татьяне Козловой. Владимир Гусев от комментариев отказался, сказав, сто пока "сад не наш", говорить не о чем. (Правда, когда он будет "наш", говорить тоже будет не очем - поздно.) Так что ограничимся комментарием Татьяны Козловой: - Мне мало что известно о будущей судьбе Летнего сада, меня никто об этом не информирует, доносятся лишь обрывочные сведения, слухи. С Владимиром Гусевым разговор о том, что Русский музей собирается взять Летний сад под свое крыло, был. Не уверена, что это будет на пользу: у Русского музея до Летнего сада могут просто не дойти руки - своих забот хватает. Еще меня очень тревожит то, что ансамбль собираются расчленять, я - категорически против этого. Говорить о том, что мы бесконечно убыточны, неверно. Конечно, город выделяет нам деньги - на зарплату, охрану, оплату коммунальных услуг. Но что-то мы зарабатываем сами - за счет платного входа, продажи билетов во дворец Петра. За этот год у меня цифр еще нет, но, к примеру, в прошлом году город дал нам 1 миллион 800 тысяч рублей, а заработали мы 2,5 миллиона. С фирмой "Конкорд" у нас переговоры были, но они ничем не кончились. Ничего конкретного, кроме того, чтобы забрать под ресторан Чайный и Кофейный домики, они нам не предложили, правда, вроде обещали что-то Комитету по культуре. Из-за этого с прежним руководством комитета у нас возник конфликт, поскольку Евгений Колчин настаивал на том, чтобы мы отдали павильоны "Конкорду". Проверки у нас тоже были, вернее, одна - тоже Комитета по культуре. Ничего серьезного не нашли, но мне дали строгий выговор, а как же: какая бы иначе это была проверка?
Новая газета-СПб ,
28.12.2001
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |