Завод «Русский дизель» в последнее время часто упоминается в связи с различными скандалами. И почти все эти скандалы имеют финансовый окрас. Нельзя сказать, имеют ли какое-то отношение к творящимся махинациям председатель совета директоров «Русского дизеля» Юрий Пахомовский и финансовый директор завода Иван Аатунин, но в том, что они в курсе, вряд ли приходится сомневаться.
По имеющейся в правоохранительных органах информации, проблемы на «Русском дизеле» начались в 1991 году. Именно тогда контроль над заводом, по мнению следствия, установил некий Константин Полянцев. Новый акционер учредил при заводе несколько компаний, в том числе и внешнеторговую компанию «Русский дизель», которую возглавил Валерий Мешанов. Следствие установило, что только через мешановскую фирму с завода было похищено около 40 миллионов долларов США. Почувствовав, что тучи над ним сгущаются (это случилось в 2000 году), Мешанов скрылся за границей. Однако вскоре по запросу Интерпола его арестовали на Кипре, и в настоящее время решается вопрос о его экстрадиции в Россию.
Что расскажет Мешанов следствию — неизвестно. Но его показания могут ударить по интересам тех, кто стоит сейчас у руля на «Русском дизеле». И в первую очередь в этом контексте всплывает фигура небезызвестного Александра Сабадаша.
Преуспев в водочном бизнесе, Александр Витальевич Сабадаш с некоторых пор стал уделять внимание и другим сферам промышленности. Влечет его, к примеру, гостиничный бизнес. Говорят, что стать фактическим хозяином гостиницы «Карелия» Сабадашу вряд ли удалось бы без активной поддержки авторитета Владимира Колесникова (Колесо). Также иногда имя Сабадаша связывают и с другим авторитетным человеком — Андреем Маленьким. В борьбе за «Асторию» в августе 1998-го Сабадаш столкнулся с интересами могущественного Михаила Мирилашвили. И этот «кусок» оказался Александру Витальевичу не по зубам. Впрочем, последующий арест Мирилашвили заставляет задуматься: а не мог ли водочный король быть возможным заказчиком этого дела.
Так или иначе, но в Петербурге дела у Сабадаша шли не столь успешно — и он обратил свой царственный взгляд на предприятия области, в том числе и на «Русский дизель». Став практически полновластным хозяином завода в июне 2001 года, Александр Витальевич активно «проталкивает» проект строительства на «РД» алюминиевого завода. А пока проект проходит повторную экологическую экспертизу, налаживает на заводе — по устоявшейся традиции (кому что ближе) — выпуск водки.
Сам предприниматель живет в США. Но здесь, в Питере, ему весьма нужны свои люди в законодательной и исполнительной властях. Хотя бы просто для лоббирования интересов. Но не только для этого. Депутатство — штука полезная. Ведь даже обычный депутатский запрос имеет массу преимуществ перед иными способами получения информации. Для правоохранительных органов такой запрос что-то вроде приказа, не выполнить который они не могут — закон обязывает. А кто владеет информацией...
Немаловажен и фактор возможного рычага воздействия на налоговые органы. Тот же «Русский дизель», как подозревают налоговики, пытался получить из бюджета 47 миллионов долларов США по схеме возврата НДС. По словам сотрудников УБЭП сейчас в Санкт-Петербурге стало модным представлять подложные документы на возврат НДС. На сегодня уже в отношении руководителей организаций, пытавшихся заработать на «лжеэкспорте», возбуждено 16 уголовных дел.
Оперативники считают, что схемы, по которым действуют коммерсанты, весьма схожи. Для незаконного получения бюджетных средств создается цепочка из ряда фирм, одна из которых находится в офф-шорной зоне и чаще всего является «однодневкой». Товар по этой цепочке перепродается — разумеется, исключительно на бумаге, становясь с каждым разом все дороже. На последнем этапе махинации последняя фирма «продает» товар за границу и предъявляет государству претензии на возмещение НДС.
По какой схеме действовали хозяева «Русского дизеля» и участвовали ли в этой афере господа Пахомовский и Алтунин, покажет следствие. Думается, что много интересного расскажет Валерий Мешанов, когда его экстрадируют. Но если некоторые господа пройдут на выборах в Законодательное собрание Ленинградской области, то призвать их к ответу будет довольно трудно. И не только потому, что они депутаты и имеют неприкосновенность (опыт показал, что если обвинение «железобетонное», никакая неприкосновенность не помешает арестовать народного избранника), а скорее потому, что, находясь у власти они получают возможность влиять на следствие.
Так или иначе, но становится понятно, почему на нынешних выборах так много кандидатов в депутаты, за спинами которых явственно просвечивает водочный король. Если Сабадашу удастся продвинуть хотя бы половину своих кандидатов в Законодательное собрание Ленинградской области, а похоже, что и Пахомовский, и Алтунин — в их числе, то саму область можно будет смело переименовывать в Сабадашевскую.
Известия-СПб ,
14.12.2001