Строчка в официальной табели о рангах - далеко не то же самое, что реальный вес политического деятеля. Егор Строев в ноябрьском рейтинге "НГ" занимал лишь 33-е место среди 100 ведущих политиков. Другое дело, что никакого Миронова в этом списке просто не было. А теперь Сергей Миронов стал третьим человеком в государстве Российском, председателем верхней палаты парламента, то есть, если провести аналогию с Англией, палаты лордов.
Однако после 31 декабря 1999 года и 26 марта 2000-го этим никого не удивишь. А теоретическое обоснование под практику назначения мало кому известных людей на любые, даже самые высокие государственные посты подведена еще Козьмой Прутковым: "Чиновник не должен бояться незнания, ибо каждое новое дело он прочтет".
Назначение доселе безвестного Сергея Миронова "главным лордом" российского парламента говорит о том, что с прежним поколением "лордов" - каковы бы они ни были, хороши или плохи, - в этом парламенте покончено. Верхняя палата, оставаясь таковой по статусу и конституционным полномочиям, стала (разумеется, не в день назначения спикера, а постепенно) еще одной нижней палатой - по своему реальному весу в государственной системе, по степени политической самостоятельности - или, скорее, по ее отсутствию. А зачем государству две нижние палаты? Одну и упразднить можно. Для российской провинции еще существеннее то, что Совет Федерации в значительной степени, если не полностью, утратил свою роль палаты "от регионов". Места губернаторов и региональных президентов, самовластных (порой до самодурства), но зато и самостоятельных, заняли назначенцы-представители, не имеющие губернаторского веса и уверенности да зачастую и не очень-то заинтересованные в делах региона, который имеют честь представлять. Прежние "лорды", может быть, слишком увлекались лоббированием интересов своих республик, краев, областей, округов. Пришедшие им на смену "разночинцы" просто вряд ли в состоянии заниматься серьезным лоббированием.
И дело вовсе не в местнических интересах. Вполне может оказаться, что некому будет отстаивать принципиальные интересы всей российской провинции - то есть, короче говоря, всей страны. Поэтому если дойдет в ближайшее время дело до пересмотра Конституции, то не худо было бы внести в нее уточнение, что вопреки детскому стишку советского времени земля начинается все-таки не от Кремля.
Независимая газета ,
11.12.2001