На прошедшем заседании правительства был в целом одобрен Кодекс корпоративного поведения – свод правил, которых должно придерживаться каждое акционерное общество.
Кодекс был разработан главой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) Игорем Костиковым. Независимые участники рынка утверждают, однако, что Костиков намеренно не включил в кодекс важнейшие ограничения, поскольку сам он тесно связан с офшорными компаниями, через которые контролирует значительную часть долговых обязательств муниципалитетов страны...
После заседания кабинета министров глава ФКЦБ Игорь Костиков, не скрывая радости, заявил: «Решение правительства в обсуждении кодекса является одним из решающих факторов в становлении корпоративных отношений в России». И добавил, что «участники заседания отметили высокое качество представляемого документа». По словам главы ФКЦБ, премьер Михаил Касьянов даже предложил начать внедрение принципов кодекса в первую очередь с компаний, среди акционеров которых есть государство.
Однако непосредственные участники рынка ценных бумаг относятся к кодексу без энтузиазма. «Цивилизованный рынок уже давно определил правила игры, по которым живут акционерные общества, — считает координатор Ассоциации по защите прав миноритарных акционеров Сергей Карпов. – Среди обязательных стандартов – полная открытость информации об акционерах, менеджменте и органах управления эмитента, а также положение о недопустимости работы через аффилированные структуры. Эти положения практически не нашли отражения в предложенном тексте кодекса отнюдь не случайно».
По мнению Ассоциации по защите прав миноритарных акционеров, эти важнейшие положения не вошли в кодекс потому, что Игорь Костиков составлял его не только как глава ФКЦБ, но и как владелец инвестиционной компании «Александр В. Костиков и партнеры», создателем и полноправным хозяином которой он был с 1993 г. до своего ухода на чиновничью должность в марте 1999 г.
Представители Ассоциации убеждены, что госслужащий Костиков так и не расстался со своим коммерческим детищем и контролирует группу АВК через сеть подставных офшорных компаний.
До марта 1999 г. Игорю Костикову и его ближайшей родственнице принадлежало 90% акций компании. Но в 1999 г. Костиков был назначен зампредом комитета финансов администрации Петербурга. По закону о госслужбе госчиновник не может участвовать в коммерческих предприятиях. Сначала акции компании были распределены между ее менеджерами с запретом на их оборот. Обычно подобное условие налагается на владельцев акций тогда, когда они являются чисто номинальными хозяевами, а реально акции принадлежат некоему другому лицу, которое не желает себя афишировать.
Затем воспользовались услугами компании Simpson Froud, специализирующейся на создании офшоров. Небезынтересная деталь: одно из слов в названии компании фонетически созвучно с английским fraud — подлог, мошенничество. Вероятно, это странный английский юмор.
Так вот: Simpson Froud учредила в английском городке Орпингтон компанию Bishopsgate UK Investment Limited, которой и был передан в конце концов контрольный пакет акций АВК. Как будто по волшебному совпадению вскоре после назначения Костикова зампредом комитета финансов мэрия Санкт-Петербурга отказалась от идеи проводить тендер на генерального агента по размещению городских облигаций. Таким образом, АВК получила практически бессрочное эксклюзивное право от имени городских властей размещать на аукционах эти ценные бумаги.
Видимо, неслучайно еще при назначении Костикова бывший вице-губернатор и председатель комитета финансов Петербурга Игорь Артемьев сравнил это с «назначением лисы сторожем курятника» и заметил, что тем самым «созданы идеальные условия для коррупции». Время показало, что Артемьев был прав.
В отчете Контрольно-счетной палаты Петербурга за 1999 г. говорится, что ею были вскрыты серьезные нарушения в деятельности городского комитета по финансам: в своей бухгалтерской документации он отражал не все средства, которые город привлек на рынке внешних заимствований. В частности, отчетность комитета финансов не в полной мере учитывала операции, проводимые компанией АВК. Однако ответа, почему так произошло, ревизоры так и не получили.
Наверное, излишне говорить, что с дальнейшим продвижением Костикова по служебной лестнице группа АВК также набирала обороты. В марте 2000 года Игорь Костиков был назначен главой ФКЦБ. Не прошло и полгода, как АВК стала обладателем совершенно уникального по своему ассортименту для России набора лицензий на фондовом рынке. Решение о целесообразности выдачи лицензий, как известно, принимает ФКЦБ, а значит, не в последнюю очередь Костиков. АВК стала генеральным агентом государственных займов и финансовым консультантом администраций Свердловской, Оренбургской, Омской, Калининградской областей и Ханты-Мансийского АО.
И сейчас, по информации самой АВК, эта структура контролирует более 40% муниципальных займов России.
Однако формально, по документам, АВК является собственностью не Игоря Костикова, а офшора Bishopgate. Получается, что 40% муниципальных займов России контролирует одна никому не известная иностранная фирма.
Это не мешает госчиновнику Костикову разрабатывать Кодекс корпоративного поведения России. Задача действительно непростая. Нужно, чтобы и премьер кодекс похвалил, и самому в убытке не остаться. Вот и нет в документе практически ничего про аффилированные структуры.
Правда, шансы на изменения кодекса пока остаются. Окончательная редакция Кодекса корпоративного поведения будет представлена в правительство в конце января 2002 года. Сейчас, как признал сам Костиков, в ФКЦБ находится достаточно большое количество поправок, предложенных организациями, участвующими в обсуждении.
Удастся ли Костикову-чиновнику забыть об интересах своего детища – компании АВК? От этого зависит, каким будет Кодекс корпоративного поведения. Будет ли он служить интересам только аффилированных, карманных компаний или же принесет реальную пользу российской рыночной экономике.
Новая газета ,
3.12.2001