Городские дороги — не только одна из главных бед Петербурга, но и самый перспективный источник финансирования неотложных нужд его администрации.
История особых дорожных фондов (должных «способствовать содержанию и устойчивому развитию сети автомобильных дорог общего пользования») берет свое начало в октябре 1991-го, когда на федеральном уровне был принят соответствующий закон. Согласно ему, фонды должны были создаваться как на федеральном, так и на региональном уровне. Первоначально все собранные в Петербурге «дорожные средства» перечислялись в Москву. Лишь в 1996-м после решения Конституционного суда дорожные деньги впервые остались в городе.
Судебный процесс затеял еще Анатолий Собчак, однако его плодами (порядка 2 млрд. рублей дорожных налоговых поступлений) воспользоваться довелось уже Владимиру Яковлеву практически сразу после победы на выборах. Именно на эти деньги в Петербурге развернулся первый массированный дорожный ремонт.
Доля Территориального дорожного фонда в общих доходах Петербурга неуклонно растет: если в 1997-м году она составляла 9 %, то в 2002-м уже достигнет 12 %. Доходы ТДФ растут и в абсолютных цифрах: 3,3 миллиарда рублей в 1999-м году против 6,8 миллиардов, запланированных в бюджете-2002. Наибольший удельный вес (около 80 %) в доходах Фонда занимают поступления от налога на пользователей автодорог.
Естественно, у городских чиновников периодически возникала острая необходимость потратить эти — весьма значительные — средства куда более рационально, чем просто зарывать их в землю. Неслучайно, что с первых лет функционирования в Петербурге Фонда за ним тянется шлейф скандальности. Официально подтверждены далеко не все подозрения, однако и их хватает для того, чтобы заподозрить Смольный в весьма вольном обращении со средствами налогоплательщиков.
Так, в 1999-м году часть средств ТДФ была направлена на подготовку чемпионата мира по хоккею. $ 9,7 млн. с элегантной формулировкой «расходы на реконструкцию территории, прилегающей к Тучковой дамбе» ушли на реконструкцию дворца спорта «Юбилейный». Сейчас в эти расходы вникает городская прокуратура, но характерно, что отчет об исполнении бюджета-99, содержащий потенциально убийственную для любой политической карьеры информацию, был утвержден городскими депутатами несмотря на все протесты аудиторов из Контрольно-счетной палаты.
В 2000-м году история со средствами Фонда приключилась еще более занятная: на неопределенные нужды ушло около одного миллиарда рублей. По данным петербургского комитета финансов, остаток всего городского бюджета за 2000-й год составлял 1,15 млрд. рублей (источник - смета об исполнении бюджета за 2000-й год). В то же время, остаток ТДФ (лишь одного целевого бюджетного фонда) за тот же период составил 2,06 млрд. рублей (источник — отчет об исполнении сметы Фонда). Нетрудно догадаться, что остаток части бюджета по итогам года вряд ли может превышать остаток всего бюджета.
Председатель КСП Дмитрий Буренин делает из этого смелый, но очень неопределенный вывод: «Администрация в лице комитета финансов активно использовала этот остаток в качестве оборотных средств, причем я даже догадываюсь, в каком направлении, но без документального подтверждения сказать ничего не могу. У комитета финансов было два выхода - дать объяснения, куда делся почти миллиард рублей, или сделать вид, что ничего не произошло. Они пошли по второму пути».
Притом самое удивительное даже не это, а то, что сама сумма в 2,06 миллиарда рублей была официально озвучена лишь осенью текущего года. А в течение полутора лет до этого Смольный упорно стоял на том, что остатки средств ТДФ по итогам 2000-го составляли вполне смешную сумму в 111 млн. рублей. Так, например, еще 28 августа этого года губернатор подписал распоряжение № 686-ра, в котором говорилось о все тех же 111 миллионах.
Вероятно, эти самые неучтенные два миллиарда рублей, перешедшие в бюджет 2002-го года, частично пошли в ход во время той дорожно-благоустроительной лихорадки, которая наблюдалась в Петербурге минувшим летом. А частично могли быть направлены на какие-либо не менее актуальные чиновничьи проекты.
Не стоит удивляться, что бесконтрольность порождает желание повторить пройденное. В свежепринятом проекте бюджета-2002 остатки средств ТДФ на 1 января 2002-го года опять превышают общие остатки бюджета Санкт-Петербурга почти на миллиард рублей (первые -1,951 млрд. рублей, вторые -1,012 млрд.).
Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что из средств ТДФ финансируются расходы, вообще не относящиеся к его профилю. В частности, в 1999-м — 2000-м гг. из ТДФ частично были профинансированы работы по «Размыву», а в этом году нашлись средства на почти повсеместную в центре города укладку тротуарной плитки. Все последние годы за счет ТДФ велись работы по «озеленению города» и реконструкции садов и парков.
Обнаруживаются и некоторые совсем уж необычные бюрократические вольности. Так, согласно приказу губернатора №45-п от 1996-го года, «содержание Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству осуществляется за счет средств ТДФ».
Впрочем, ТДФ приносит пользу не только городской администрации, но и дружественным ей бизнес-структурам. Скажем, «БалтонэксимБанку», который практиковал выдачу вексельных кредитов под 10 % годовых для ремонта наиболее разрушенных участков дорог города. Необходимость привлечения кредита обосновывалась просто фантастически -«отсутствием денежных средств на ремонт дорог в бюджете ТДФ».
Схема получается великолепная: бюджетные средства используются, мягко говоря, не по прямому назначению, из-за этого возникает дефицит, для покрытия которого привлекаются кредиты, а проценты по ним выплачиваются опять-таки бюджетными деньгами.
И не стоит удивляться, почему это качество дорог в Петербурге все никак не
улучшится.
Дело ,
26.11.2001