«Новая газета» уже писала о сезонном летнем всплеске интереса к теме переноса столицы из Москвы в Петербург. Сегодня эта тема, похоже, получила на берегах Невы новый импульс. На прошлой неделе петербургский сенатор Сергей Миронов заявил, что им разработан специальный законопроект, в котором затрагивается эта щекотливая для петербуржцев проблема.
Название законопроекта вряд ли многое скажет непосвященному - «О выполнении некоторых государственных функций городом Санкт-Петербургом». А речь в документе идет как раз о наболевшем - о выполнении городом представительских функций, присущих, как известно, в первую очередь столичному городу, и главное - о компенсации затрат по выполнению этих самых функций.
По словам сенатора Миронова, идея его законопроекта принадлежит не ему, а губернатору Яковлеву. Кстати, еще во время своего первого избрания на пост городского головы в 1996 году Владимир Яковлев говорил о том, что будет добиваться от Москвы выделения средств на исполнение северной столицей особых государственных функций. Впрочем, вскоре эта идея была благополучно забыта.
Сегодня она вновь восстала из небытия. Основания к тому - налицо. За прошедшие 5 лет ситуация в стране и в городе резко изменилась. Не в том смысле, что мы вдруг зажили припеваючи. А вот число правительственных и дипломатических кортежей на дорогах северной столицы увеличилось до невозможного - с тех самых пор, как президент взял за традицию встречать заморских гостей в Павильонном зале Эрмитажа или близ хрустальных струй петергофских фонтанов.
Вскоре зарубежные визитеры уже сами, без президента, стали подтягиваться на берега Невы, считая хорошим тоном именно отсюда начать свой визит в Россию, а то и вовсе миновать белокаменную.
За последние два года город испытал прямо-таки нашествие руководителей иностранных держав и членов королевских домов. Вот только что Путин пригласил того же Джорджа Буша не куда-то, а именно в Петербург, в романтическую пору белых ночей.
Любой петербуржец на собственной шкуре ощутил последствия иноземного дипнашествия. Особенно когда в очередной раз, опаздывая на работу, был вынужден лишние полчаса простоять в переполненном автобусе стиснутым со всех сторон озлобленными согражданами. И все из-за того, что дороги были перекрыты для продвижения очередного кортежа. Словом, действительно впору требовать от Москвы компенсаций.
О компенсациях в мироновском законопроекте сказано. По словам автора, предусмотрено, что «расходы, которые будут нести Санкт-Петербург и Ленинградская область на проведение международных встреч, симпозиумов и международных мероприятий общегосударственного значения, будут компенсироваться из федерального бюджета».
Но прежде надо, чтобы закон был принят. Чтобы верить в то, что это произойдет в ближайшем будущем, надо быть изрядным оптимистом. Это понимает и сам Миронов. «Нельзя просто так вбрасывать такой закон, - считает он, - поскольку это может встретить неоднозначную реакцию депутатов и сенаторов, необходимо предварительно прозондировать почву».
Но даже если закон примут, рассчитывать на то, что городу легко удастся получить денежные компенсации, вряд ли приходится. Во-первых, деньги придется требовать от Москвы. Во-вторых, опыт самой Москвы свидетельствует о сложности этого процесса. Как утверждает Юрий Лужков, начиная с 1999 года столица не получила ни копейки субвенций - компенсаций затрат на выполнение столичных функций.
В прошлом году российское правительство решило даже передать в муниципальную собственность Москвы пакеты акций более двух десятков предприятий, находящихся в госсобственности, чтобы так рассчитаться со столицей за выполнение ею столичных функций. Суммы фигурируют, скажем, прямо, немалые. Прошлогодние субвенции, к примеру, оценивались в 6 миллиардов рублей.
Отчасти из-за этого, отчасти по другим понятным причинам московский мэр отвергает горячо полюбившуюся петербуржцам идею переноса столицы на невские берега. Лучше заботиться об улучшении жизни людей, - считает Лужков, - а не рассуждать о переносе столицы государства, что потребует «грандиозных затрат».
Но что Лужков. Несколько дней назад управляющий делами президента «московский петербуржец» Владимир Кожин словно ушатом холодной воды облил земляков, заявив, что не будет никакого переноса столицы в Петербург, никто этого делать не собирался и не собирается.
В Петербурге Кожин был по делам службы: проводил совещание по ходу реставрации Константиновского дворца в Стрельне, поскольку госзаказчиком работ является именно его ведомство. Ведь после реставрации (она должна в основном закончиться к 2003 году) дворец получит гордое имя «государственный дворец конгрессов». Предполагается использовать его для представительских целей и проведения крупных международных встреч на высшем уровне.
Но все это, по словам Кожина, ровным счетом ничего не значит. Реставрация дворца, как и представительских дач на Каменном острове, «никакого отношения к статусу города не имеет» и вовсе не свидетельствует о возможном переводе сюда хотя бы части столичных функций.
Словом, о переносе столицы речи нет, «президент никому такой задачи не ставил», и столица не переедет из Москвы в Петербург «ни в ближайшее время, ни в последующем»...
Ах, горько нам, петербуржцам. Остается вспомнить пушкинское и тем утешиться: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад». Ну что ж, не будем о грустном. А вот компенсации, думается, не помешали бы.
Новая газета - СПб ,
23.11.2001