|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Питер закрыт
22.11.2001 00:01
Помните километровые очереди из фур у московских таможенных терминалов в начале этого года? Теперь такие же проблемы с растаможкой возникли в Северной столице. По оценкам участников рынка и мытарей, поток грузов, проходящих через посты Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) , за последний месяц сократился примерно на 20% : многие компании теперь предпочитают оформлять грузы в Москве и Подмосковье, опасаясь парализовавших Петербург тотальных проверок.
Проверки эти начались в середине октября, когда Государственный таможенный комитет отстранил от должностей начальника СЗТУ Владимира Шамахова, главу службы собственной безопасности управления Михаила Прокофьева и начальника Балтийской таможни - крупнейшей в регионе - Александра Пучкова. Временно исполнять обязанности главы СЗТУ прислали из Москвы Николая Сапьяника. Он взялся за дело всерьез. На Балтийской таможне, которая обслуживает петербургский морской порт, введен 100% -ный досмотр контейнеров. А разные виды оборудования, а также бытовую технику нужно доставлять на два специально указанных склада временного хранения и сопровождать дополнительными документами. Увеличилось количество согласований, которые приходится проходить при ввозе так называемых товаров прикрытия. В эту категорию попало около 100 наименований, в том числе продукты питания. По оценкам участников рынка, из-за этих строгостей срок растаможки увеличился с двух-трех дней до двух-трех недель. В результате петербургский порт забит грузами, а на въезде из Финляндии на многие километры растянулась череда фур. Однако главное - не потери времени. Импортеров, которые используют серые схемы ввоза, больше смущает ужесточение условий. По словам бизнесмена, занимающегося таможенным оформлением грузов, импорт через московский регион сейчас обходится в несколько раз дешевле, чем через петербургский порт. С приездом комиссии ГТК, возглавляемой Сапьяником, на Балтийской таможне стали строже относиться к установлению таможенной стоимости товаров. "Если раньше нержавеющую сталь можно было ввезти по 33 цента за килограмм, то теперь ее таможенная стоимость на Балтийской таможне составляет не меньше $1,5, - говорит он. - Ничего не остается, как идти на одну из подмосковных таможен". По оценке представителя таможенного брокера "Гринвэй", в последний месяц около 20% грузов, проходивших раньше через СЗТУ, идут в Москву и Подмосковье. С этой оценкой согласен сотрудник крупного финского стивидора. "От 10% до 15% компаний, которые возили грузы морем, теперь доставляют их трейлерами через Белоруссию, еще около 5% предпочли финские порты", - говорит он. Пресс-служба СЗТУ не предоставила официальной статистики по грузообороту. Однако в неофициальных разговорах таможенники подтверждают наблюдения брокеров. "Мы потеряли как минимум 25% грузов", - говорит представитель Санкт-Петербургской таможни. По его словам, в августе - сентябре Санкт-Петербургская таможня обрабатывала по 6000 деклараций в месяц, а в октябре их было не больше 4500. Представители околотаможенного бизнеса наотрез отказываются называть своих клиентов, которые вынуждены корректировать направление грузопотоков. Как правило, речь идет о небольших и малоизвестных компаниях, которые ввозят несколько партий товара, а затем закрываются. А ведь еще совсем недавно Петербург был Меккой для таких компаний. Здесь активно делили рынок околотаможенных услуг, чем объясняются и недавние громкие убийства представителей этого бизнеса. По официальной статистике, в первом полугодии 2001 г. через СЗТУ прошли импортные грузы на сумму $2,8 млрд - объем импорта увеличился на 39% по сравнению с первым полугодием 2000 г. , при том что в целом по стране импорт вырос лишь на 22%. Теперь этот бум - уже достояние истории.
Ведомости ,
22.11.2001
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |