В рамках прошедшего недавно в Бостоне 5-го Симпозиума по инвестициям в Россию состоялось заседание, посвященное состоянию нашей банковской системы и грядущей банковской реформе. Оно было отмечено открытыми выступлениями представителей крупнейших коммерческих банков с солидарным требованием реформировать Сбербанк как монополиста на рынке частных вкладов. На лицах выступающих ясно читалось: уберите Сбербанк, нам тоже нужны эти деньги… И если в США конфликт не стали скрывать, то в нашей стране последний месяц он принял формы традиционной для новой России тайной борьбы и лоббистских кампаний. Не осталось в стороне и МАП. Анализ его деятельности наводит на мысль, что пока это орган все-таки скорее политический, нежели экономический
Что такое МАП и с чем оно борется
Главные составляющие деятельности любого антимонопольного ведомства по определению: содействие формированию конкурентной среды в национальной экономике плюс содействие же развитию мелкого и среднего предпринимательства…
Но иногда складывается впечатление, что министерство специально существует для того, чтобы в случае острой необходимости оправдываться, почему мелкий и средний бизнес пробивается, как нежный росток сквозь асфальт, а крупные корпорации становятся еще крупнее. Сегодня для того, чтобы открыть булочную или, скажем, обувную мастерскую, необходимо обойти не менее двадцати инстанций и собрать порядка семидесяти документов!
Есть ли в активе МАП что-нибудь конкретное на тему о реальной помощи «мелкотравчатым» предпринимателям, кроме деклараций о «необходимости противодействия административным барьерам» и заявлений о «создании условий для максимально эффективного расходования» средств из специальных фондов поддержки?
Кого люблю, тому даю
Преобладающим мотивом действий МАП вообще и Ильи Южанова в частности должны быть служебный долг и интересы государства. Эти интересы требуют объективного контроля антимонопольного ведомства над совершением сделок, предполагающих смену собственника крупных и стратегически значимых компаний. Трактовка тезиса нынешним руководством МАП производит несколько иное впечатление.
Пару лет назад министр почему-то «забыл» или «не успел» рассмотреть документы, поданные группой «Интеррос» на участие в тендере по Тюменской нефтяной компании. И лакомый кусок достался Альфа-банку.
Еще одна история. МАП удовлетворило иск Сбербанка против Банка Москвы. О коллизиях этого дела «Новая газета» писала не так давно. До 60% акций «БМ» Московской же мэрии и принадлежат. Соответственно очень многие столичные предприятия и организации вполне разумно предпочитали иметь дела именно с «БМ», тем более что средства в итоге в московский же бюджет и поступали. Прочие банки, главным образом Сбербанк и, по некоторым сведениям, МДМ-банк, при таком раскладе оставались практически не у дел. В судебной дискуссии МАП становится на сторону истца, столичной мэрии предписывается отменить решение о передаче обслуживания бюджетных счетов Банку Москвы. Понятно, кому в итоге выгодны такие результаты.
Зато МАП не спешит «власть употребить» в отношении монополиста по продаже инсулина — датской фирмы «Ново-Нордиск», стремительно вторгающейся на отечественный рынок с препаратами значительно дороже российских.
Особенности антимонопольного темперамента
Антимонопольная избирательность министра Южанова удивительна.
В 2000 году Илья Артурович санкционирует операцию «РУСАЛ». Новообразование, по его мнению, призвано было помочь отечественной алюминиевой промышленности противостоять экспансии зарубежного капитала.
И вообще, если последствия такого слияния конструктивны и перспективны с экономической точки зрения, то новых монополистов можно даже поддержать. А то, что один (!) холдинг сосредоточил в своих руках до 80 (!) процентов активов отрасли, можно во внимание не принимать. Есть польза для державы – значит, так тому и быть. Примерно то же самое произошло с СИБУРом. Худого слова не услышал от Ильи Артуровича «Газпром», прикупивший по случаю фирму, контролирующую до 60% отечественного нефтехимического рынка. Наверное, боссы упомянутых корпораций умеют находить аргументы посильнее закона.
Илья Южанов и призрак упразднения
Федеральный министр по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства — питерец. Южанов любит напоминать окружающим, «чьего гнезда он сын». В основном когда возникает необходимость продемонстрировать спасительную близость к сильным мира сего. Общая слабость, впрочем.
…Министерству по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства — десять лет. С 1999 года им руководит Илья Артурович, поочередно в кабинетах Степашина, Путина и Касьянова. Что дает ему немалые основания для гордости: удержаться в правительстве при трех премьерах надо суметь. Хотя все это время МАП постоянно рассматривается как главный кандидат на упразднение. Последняя по времени история: вновь созданный Единый тарифный орган, судя по своим приоритетным функциям, вполне способен решать вопросы, до сих пор подведомственные МАП.
Вероятно, именно призрак упразднения заставляет министра Южанова проявлять особую активность. Чего ранее не замечалось. По сути, всю свою недолгую историю МАП было обречено ждать политического решения «наверху» по важнейшим вопросам (см. выше), которые решались другими людьми. Он никогда и не был реальным и независимым органом экономического строительства. И сегодня, когда назревает новая волна кадровых перестановок, Южанов вынужден делать движения, к которым не приучен. А именно: демонстрировать самостоятельность.
Новая газета ,
19.11.2001