|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Дискаунтер на Неве
1.10.2001 00:01
Все перечисленные успехи сетей в конкуренции с рынками, «точечными» магазинами и собственными коллегами были бы чрезвычайно затруднены при отсутствии у них принципиально важного в городских условиях фактора: административной поддержки.
Дело здесь не только в том, что надежная «административная крыша» сокращает расходы предприятия — не приходится отстегивать крыше традиционной. Куда важнее то, что при наличии должного административного ресурса магазинный бизнес — как, впрочем, и любой другой — развивается куда проще и быстрее. Весьма характерно, что оба лидера среди петербургских «магазинов для бедных» - «Пятерочка» и «Дикси», — судя по всему, располагают весьма серьезной административной поддержкой. В 1998 году свет увидело специальное распоряжение Владимира Яковлева, высочайше одобряющее предложение о «расширении сети социальных магазинов «Пятерочка» в целях снабжения малообеспеченных слоев населения Санкт-Петербурга недорогими продовольственными товарами». Впрочем, как нас заверило руководство сети, «никаких льгот распоряжение губернатора нам не дает. Это, скорее, моральная поддержка». Однако эта самая «моральная поддержка» выразилась в несколько неожиданной форме: к обеспечению деятельности сети были привлечены сразу несколько комитетов городской администрации. Комитетам по внешним связям, потребительскому рынку и управлению продовольственного комплекса было вменено в обязанность «оказание содействия в заключении договоров поставки с региональными, а также санкт-петербургскими организациями — производителями социально значимых товаров». Более того, комитету по градостроительству и архитектуре было поручено подготовить предложения о свободных от застройки участках «для строительства социальных магазинов», а все тому же комитету по потребительскому рынку — «предложения об условиях взаимоотношений между администрацией и торговой организацией». Любопытно, кстати, что контроль за выполнением этого распоряжения был возложен на вице-губернатора, отвечающего за международные связи, Геннадия Ткачева. Выяснить, в чем причина такого всемерного благорасположения к одной отдельно взятой сети мы попытались в комитете по потребительскому рынку. Однако здесь нам сообщили, что «этот документ трехлетней давности уже перестал быть актуальным». Пришлось прислушаться к слухам, согласно которым столь пристальное внимание Смольного к реализации этого проекта связано с тем, что его куратором выступает супруга петербургского губернатора Ирина Яковлева. Характерно, что представители сетей-конкурентов вовсе не в обиде на «административно поддержанных» счастливчиков — они даже не пытаются скрыть свое желание пойти по аналогичному пути. По словам Александра Удымовского, «"Дикси" ведет работу в этом направлении в Петербурге, однако пока без определенных результатов». От объяснений, каким именно образом сеть рассчитывает добиться высочайшего благоволения, г-н Удымовский благоразумно воздержался. Его оптимизм было бы трудно понять тому, кто не знает, что в Москве у «Дикси», опять таки по слухам, есть свои высокопоставленные покровители. Говорят, что эту функцию на себя взяла столичная мэрия, даже закрывшая для удобства сетевиков в столице несколько рынков. По оценке директора СНИЦ Сергея Исаева, степень воздействия административного ресурса на деятельность сетевых магазинов в Петербурге действительно сложно переоценить, однако характеризовать его влияние только со знаком «минус» тоже не стоит: «Это ведь стимулирует сети к укрупнению. Если вы придете просить поддержки с одним магазином, на вас не обратят внимания. Если с ассоциацией, то реакция будет другой. Это действия в общих правилах — если все идут по этому пути, почему бы мне не сделать так же». Неподведенные итоги Какие выводы можно сделать на основании первых трех лет существования в Петербурге «магазинов для бедных»? Очевидно, что нынешнее состояние этих сетей, в первую очередь, определяется состоянием самого городского рынка. Как уже отмечалось, потребительские запросы различных социальных групп петербуржцев достаточно размыты, а потребительское поведение в целом не социально. Именно это заставляет дискаунтеров приходить к некоему усредненному типу обслуживания и предоставляемой корзины продуктов, а также их стоимости. В таких условиях совершенно естественным выглядит стремление сетевиков радикально расширить собственный бизнес путем организации предприятий, существенно отличающихся от первоначальной концепции. «Магазины для бедных», благодаря этому, оказываются способными успешно конкурировать не только с «дворовыми магазинами», но даже и с «супермаркетами» — что по западным понятиям является совершенным нонсенсом. В этой связи весьма любопытно, что в Петербурге пока не выявлен «наилучший способ» организации и расширения дискаунтерного бизнеса. Два лидера представляют диаметрально противоположные рецепты. «Пятерочка», как мы уже отмечали, очевидно, следует от дискаунтера к «улучшенному типу магазинов», фактически — к супермаркету. «Дикси» же, наоборот, является производной от изначально существовавшего оптового («Юниленд») и мелкооптового (центры cash & carry «Мегамарт») проекта компании «Юнилэнд». Впрочем, в любом случае один общий фактор, способствующий развитию дискаунтерных сетей, сейчас очевиден. Фору «магазинам для бедных» сегодня дает неравномерное распространение в городе обычных продуктовых магазинов. Особенно это касается окраинных районов. Сети же спешат заполнить — и успешно заполняют — образовавшиеся продовольственные пустоты. Однако вечно этот процесс продолжаться не может. Когда количество продуктовых магазинов в Петербурге приблизится к среднеевропейскому, в городе неизбежно появится и четкая «магазинная иерархия», определяющая позицию каждой конкретной торговой точки на городском рынке. И именно к этому моменту большинство традиционных магазинов-«точек» будет вынуждено искать собственную специализацию. Иначе они просто не выживут. Ведь сегодня многие из них, хотя бы по ассортименту предлагаемых покупателям товаров, очень близки к «сетевым магазинам», а в прямой конкурентной борьбе потенциал последних окажется просто несравнимо выше. Только тогда, очевидно, уйдет в прошлое та психологическая ниша, которую сегодня еще занимают многие «точки», — ниша «советского магазина». И только тогда понятие «магазин для бедных» будет обозначать лишь русскую редакцию термина «дискаунтер». И ничего более.
Дело ,
1.10.2001
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |