|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Долги наши тяжкие, а история их темная
27.09.2001 00:01
Связана она с бюджетными дискуссиями в Думе, когда правительство, изначально занижая основные параметры бюджета, готовит "заначку" именно для расплат с западными кредиторами, а депутаты настойчиво этому сопротивляются, требуя хотя бы предоставить полную официальную статистику по долговым обязательствам. Вчера на "правительственном часе" Дума в очередной раз попыталась заглянуть в "долговую яму" и прояснить ситуацию. Вопрос был поставлен предельно четко: о природе внешних долгов России, их происхождении и прохождении по финансовым институтам. Причем депутаты жестко требовали "огласить весь список": где, у кого, сколько, на какие нужды, через кого, кому и какова отдача от использования кредита, наличие правильно оформленных документов, подтверждающих законность этих кредитов? Все эти конкретные вопросы, кстати, обозначенные в официальном приглашении высокопоставленным чиновникам, тянули как минимум на полномасштабное заседание.
За правительство отдувался вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин. Он, как водится, сразу же начал "за международное положение" и прочитал парламентариям лекцию об элементарных принципах денежно-кредитной политики. Однако, как ни крути, а от конкретных цифр в этом вопросе не уйти. Они не только удручили и поразили депутатов, но и вызвали массу вопросов. По состоянию на 1 января нынешнего года объем государственного внешнего долга России (без учета гарантий) составляет 143,3 миллиарда долларов. В том числе новый российский долг, возникший после января 1992 года, 50 миллиардов. Кстати, сегодня только наши процентные платежи, правда, и по внешнему, и по внутреннему долгам, выливаются почти в пятую часть федерального бюджета. И хотя Алексей Кудрин так и не ответил на все вопросы депутатов (где, у кого и сколько?..), однако сделал ряд важных заявлений. Средства внешних займов, скромно заметил вице-премьер, использовались для финансирования текущих потребностей государства. Кредиты брались под закупки технологического оборудования для нефтегазового комплекса, автомобильной промышленности, станкостроения, судостроения, перерабатывающей промышленности. Как заметил Алексей Кудрин, "с нарастанием экономических трудностей в стране" инвалюта была пущена на покупку продовольствия, медикаментов и товаров повседневного спроса. То есть попросту проедена. Хотя, наверняка, далеко не вся. - Основным фактором создания или накопления этого долга стало нарастание кризисных тенденций в экономике бывшего СССР. Это происходило на общем фоне либерализации внешнеэкономической деятельности и децентрализации экспортных и импортных операций. Структурные преобразования явились главными причинами того, что к началу 90-х годов российская экономика оказалась на грани долгового кризиса, - признал вице-премьер концептуальную ошибочность приснопамятной перестройки. Кстати, оказалось, что за время горбачевского правления с 1985-го по 1991 год внешний долг увеличился более чем в три раза - с 31,3 миллиарда долларов до 96,6. Существует также и некая "коммерческая задолженность", образованная предприятиями бывшего СССР перед десятками иностранных фирм-экспортеров, в сумме около 5,5 миллиарда долларов. Чтобы не пострадали наши зарубежные друзья, обязательства по ее погашению осенью 1994 года специальным постановлением приняло российское правительство. Ко всему прочему есть и так называемый внутренний валютный долг, появившийся в результате использования по решению Совмина СССР валютных средств предприятий во Внешэкономбанке. На январь 1992 года эта цифра составляла 10 миллиардов долларов, из которых 1,7 миллиарда приходилось на юридические лица - нерезиденты России. По-прежнему существуют недоразумения в дележе внешнего долга бывшего Советского Союза между его братскими республиками. Еще 28 октября 1991 года 10 республик-правопреемниц СССР подписали меморандум о взаимопонимании, подтверждающий солидарную ответственность по погашению этого долга. Это соглашение, что интересно, рассматривалось на "большой семерке" как необходимое условие для утверждения пакета финансовой помощи. Однако время шло, нарастали иные проблемы, и о меморандуме соседи как-то призабыли. - В настоящее время не существует каких-либо государственных или межправительственных документов, регламентирующих взаимоотношения независимых государств - субъектов бывшего СССР по внутреннему валютному долгу бывшего Союза, - печально констатировал Алексей Кудрин. Хотя отметил, что некоторые страны, например Белоруссия и Азербайджан, сами урегулировали данную проблему. В докладе вице-премьера было много цифр, но, к сожалению, мало фактов, интересующих парламентариев. Тем более что некоторое время назад Счетная палата пыталась разобраться в этом вопросе. Однако смогла официально подтвердить сумму внешнего долга лишь в 37 миллиардов долларов. - Как вы прокомментируете это заключение? - поинтересовался у вице-премьера инициатор вопроса коммунист Николай Коломейцев. Алексей Кудрин не согласился с выводами Счетной палаты. И заявил, что по всему долгу имеются соответствующие документы, протоколы и меморандумы, являющиеся основанием для такого долга. В свою очередь некоторые парламентарии, в частности Александр Фомин и Валерий Дорогин, попытались выяснить, есть ли у кабинета намерения реструктурировать долг, обменять на другие или выкупить самим. Однако Алексей Кудрин никаких секретных планов правительства депутатам не выдал. - Я должен сказать, что Россия в настоящее время - платежеспособная страна! - гордо заявил вице-премьер. - И Россия платит в полном объеме по всем графикам и тем обязательствам, которые она приняла на себя. Впрочем, дело-то ведь не в том: платить или не платить? Да и вопрос так не стоял. Дело в точно выверенной и официально подтвержденной инвентаризации (по выражению самого Кудрина) долга. В связи с этим глава думской комиссии по госдолгу Владимир Никитин предложил совместно провести "выверку первичных документов", которые подписывались органами власти бывшего СССР в конце 80-х - начале 90-х годов. Но на это предложение Алексей Кудрин уклончиво заметил, что подобной "чрезвычайной необходимости" нет и такая инвентаризация кабинетом уже практически завершена. Такая уклончивость и секретность истории внешнего долга просто возмутила депутатов. - Даже если учесть заявление вице-премьера о 143 миллиардах долларов долга и о том, что мы будем ежегодно системно платить не менее 6 миллиардов, хотя есть заявления, что значительно больше, то совокупная нагрузка на бюджет до 2020 года будет примерно 260 миллиардов долларов, - окатил всех ушатом холодной воды Николай Коломейцев. - Всем понятно, что в нынешней ситуации это фактически нереальное дело. Однако депутата беспокоит и другое. В связи с последними терактами в США и резким укреплением евро позиции доллара начинают пошатываться. И, по его мнению, вся наличная необеспеченная "зелень" придет в Россию и "будет питаться за наш счет". При этом еще большее беспокойство у Думы вызывает тот факт, что правительство и Счетная палата имеют какие-то совершенно различные методики подсчетов. Кстати, та же Счетная палата просто не "прорвалась" ко всем необходимым документам в Минфине. И ее глава Сергей Степашин был вынужден даже обратиться к Председателю Госдумы Геннадию Селезневу с письмом, что "на основании материалов, предоставленных Минфином по итогам проведения инвентаризации, не представляется возможным подкрепить цифровые показатели объемов государственного внешнего долга". - Это пренебрежение не к депутатам, это пренебрежение к населению, которое, не занимая, должно выплачивать или нести все тяготы выплаты внешнего долга, - возмущенно констатировал Николай Коломейцев. И напомнил, что во всем мире подобные вопросы решаются только через парламент. В итоге депутат заявил, что эта проблема требует не только специального разбирательства, но и внимания со стороны парламентской комиссии по борьбе с коррупцией, правоохранительных органов, потому что это вопрос национальной безопасности страны. Поражает и тот факт, что так называемая "книга долгов" бывшего СССР и России до 1994 года сегодня почему-то находится в сейфе некоей германской консультационной фирмы, а не в российском Минфине. - Если вы не наладите конструктивного сотрудничества с нашей комиссией по внешним долгам, то это хорошим не кончится, - грозно предупредил вице-премьера Николай Коломейцев.
Подготовили Александр ЛИНЬКОВ и Сергей ТРУСЕВИЧ, Парламентская газета ,
27.09.2001
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2025, Ленправда info@lenpravda.ru |