Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Оксана Дмитриева: конструктивная сказка о бюджете
20.09.2001 00:01
Свои заключения на главный финансовый документ подготовила Счетная палата. А министр финансов Алексей Кудрин провел встречу с руководителями всех комитетов Думы. Один из главных аргументов правительства - социальная направленность проекта бюджета-2002. Насколько силен этот аргумент? Своим мнением с "ОГ" делится заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Госдумы Оксана Дмитриева.
Передавая проект бюджета в Думу, правительство уже заявило, что в нем увеличены расходы на социальные нужды. Однако если детально проанализировать их структуру, то предстанет абсолютно иная картина. Дело в том, что расходы на социальные цели (а это наука, образование, здравоохранение, культура и искусство, СМИ и социальная политика) финансируются и из федерального бюджета, и из бюджетов субъектов федерации, и из федеральных внебюджетных фондов. С формальной точки зрения расходы на социальные цели действительно увеличены. Но как это достигнуто? Единый социальный налог теперь частично пойдет через федеральный бюджет, а затем транзитом будет переходить в Пенсионный фонд. За счет этих 257 миллиардов формально и происходит увеличение расходов на социальную политику.
На самом деле обнаруживается прямое сокращение социальных расходов по сравнению с нынешним финансовым годом. В 2001 году доля всех социальных статей в федеральном бюджете - 17,3 процента. В предлагаемом проекте она сократилась до 16,5 процента. Причем частично расходы, которые идут сейчас по разделу "Социальная политика", проходили по другим статьям. Например, в прошлом году субвенции территориям на исполнение закона о ветеранах, на социальное обслуживание инвалидов и детские пособия проходили по статье "Финансовая помощь регионам". Теперь они переброшены в социальный раздел. Раньше социальные выплаты чернобыльцам проходили по статье "Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций". В будущем году они тоже пойдут по разделу социальной политики. Немного увеличивается только доля расходов на высшее образование, а финансирование федеральных социальных программ, таких как "Старшее поколение", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Профилактика правонарушений среди детей и подростков", сокращено. Программа "Одаренные дети" вообще сведена до 200 тысяч рублей, хотя в прошлом году она стоила 11 миллионов.
В проекте бюджета намечено дополнительно выделять средства на обслуживание профессиональных льгот, хотя механизм их распределения пока до конца не отработан. По действующему Бюджетному кодексу социальные расходы на здравоохранение и образование идут в основном за счет субъектов Федерации. В федеральном бюджете расходы на образование составляют 4 копейки с рубля, а в бюджетах субъектов - 22 копейки. На здравоохранение в федеральном бюджете отводится 1,5 копейки с рубля, а в бюджетах субъектов - 14 копеек. Именно поэтому основное бремя социальных расходов ложится на плечи территорий. В этой связи следует упомянуть, что в консолидированном бюджете в последние годы идет резкое сокращение доли местных бюджетов. Раньше соотношение региональных расходов к федеральным составляло 60 к 40. Сейчас, наоборот, на федеральную долю приходится 58 процентов, а на долю субъектов - 42. Тому, кто в третьем классе изучал дроби, сразу станет ясно, что если сократить долю тех, кто больше платит за школы и больницы, и одновременно увеличить долю того, кто за образование и здравоохранение платит по минимуму, то общая доля социальных расходов в целом сокращается,
Самый пикантный вопрос по бюджету будущего года - индексация заработной платы бюджетникам. Правительство продекларировало, что рост произойдет в 1,89 раза. Но фонд оплаты труда работников, которые финансируются из федерального бюджета, увеличен только в 1,4 раза. Выходит, что добиться увеличения зарплаты в 1,89 раза можно либо за счет сокращения количества бюджетников, либо за счет сокращения нетарифной части выплат - премий и всевозможных надбавок. Между тем тарифная часть в целом составляет 60 процентов всей зарплаты. Если помнить об этом, то можно наверняка предположить, что бюджетники получат не на 89, а всего лишь на 40 процентов больше.
Что же касается тех работников, кто получает зарплату из региональных бюджетов, а таких у нас порядка семи миллионов, то тут перспективы еще печальнее. По моим расчетам, для того чтобы только учителям и врачам повысить зарплаты хотя бы на 40 процентов, необходимо дополнительно 70 млрд рублей. А фонд субвенций региональным бюджетам увеличен лишь на 43 млрд. Но даже эти деньги вряд ли целиком пойдут на повышение зарплаты бюджетников. Растут тарифы на топливо и энергоносители, и местным бюджетам волей-неволей приходится хотя бы как-то компенсировать расходы части населения на жилье и транспорт. Скорее всего регионы пойдут на то, чтобы вместо надбавок, которые получали учителя и врачи, платить тариф. За счет этого можно формально выполнить задачу индексации тарифной сетки.
На мой взгляд, забирать у региональных бюджетов средства в пользу федерального центра - крайне неправильно. Правительству нужно было вести переговоры с Парижским клубом о реструктуризации нашего внешнего долга. Нужно было доказывать, что у нас огромные социальные обязательства. Вместо этого бюджет будущего года ориентирован на выплату внешнего долга.
По моим оценкам, доходная и расходная базы бюджета занижены где-то на 300 млрд рублей. И речь тут не о ценах на нефть, а о реальной инфляции, которая недоучитывается. Нормальный парламент при таких огромных расхождениях цифр не стал бы голосовать за бюджет. Но у нас все это проходит. Нынешняя Дума у правительства считается "конструктивной". Поэтому утвердить могут все что угодно.
Общая газета , 20.09.2001

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru