|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Оксана Дмитриева: конструктивная сказка о бюджете
20.09.2001 00:01
Свои заключения на главный финансовый документ подготовила Счетная палата. А министр финансов Алексей Кудрин провел встречу с руководителями всех комитетов Думы. Один из главных аргументов правительства - социальная направленность проекта бюджета-2002. Насколько силен этот аргумент? Своим мнением с "ОГ" делится заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Госдумы Оксана Дмитриева.
Передавая проект бюджета в Думу, правительство уже заявило, что в нем увеличены расходы на социальные нужды. Однако если детально проанализировать их структуру, то предстанет абсолютно иная картина. Дело в том, что расходы на социальные цели (а это наука, образование, здравоохранение, культура и искусство, СМИ и социальная политика) финансируются и из федерального бюджета, и из бюджетов субъектов федерации, и из федеральных внебюджетных фондов. С формальной точки зрения расходы на социальные цели действительно увеличены. Но как это достигнуто? Единый социальный налог теперь частично пойдет через федеральный бюджет, а затем транзитом будет переходить в Пенсионный фонд. За счет этих 257 миллиардов формально и происходит увеличение расходов на социальную политику. На самом деле обнаруживается прямое сокращение социальных расходов по сравнению с нынешним финансовым годом. В 2001 году доля всех социальных статей в федеральном бюджете - 17,3 процента. В предлагаемом проекте она сократилась до 16,5 процента. Причем частично расходы, которые идут сейчас по разделу "Социальная политика", проходили по другим статьям. Например, в прошлом году субвенции территориям на исполнение закона о ветеранах, на социальное обслуживание инвалидов и детские пособия проходили по статье "Финансовая помощь регионам". Теперь они переброшены в социальный раздел. Раньше социальные выплаты чернобыльцам проходили по статье "Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций". В будущем году они тоже пойдут по разделу социальной политики. Немного увеличивается только доля расходов на высшее образование, а финансирование федеральных социальных программ, таких как "Старшее поколение", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Профилактика правонарушений среди детей и подростков", сокращено. Программа "Одаренные дети" вообще сведена до 200 тысяч рублей, хотя в прошлом году она стоила 11 миллионов. В проекте бюджета намечено дополнительно выделять средства на обслуживание профессиональных льгот, хотя механизм их распределения пока до конца не отработан. По действующему Бюджетному кодексу социальные расходы на здравоохранение и образование идут в основном за счет субъектов Федерации. В федеральном бюджете расходы на образование составляют 4 копейки с рубля, а в бюджетах субъектов - 22 копейки. На здравоохранение в федеральном бюджете отводится 1,5 копейки с рубля, а в бюджетах субъектов - 14 копеек. Именно поэтому основное бремя социальных расходов ложится на плечи территорий. В этой связи следует упомянуть, что в консолидированном бюджете в последние годы идет резкое сокращение доли местных бюджетов. Раньше соотношение региональных расходов к федеральным составляло 60 к 40. Сейчас, наоборот, на федеральную долю приходится 58 процентов, а на долю субъектов - 42. Тому, кто в третьем классе изучал дроби, сразу станет ясно, что если сократить долю тех, кто больше платит за школы и больницы, и одновременно увеличить долю того, кто за образование и здравоохранение платит по минимуму, то общая доля социальных расходов в целом сокращается, Самый пикантный вопрос по бюджету будущего года - индексация заработной платы бюджетникам. Правительство продекларировало, что рост произойдет в 1,89 раза. Но фонд оплаты труда работников, которые финансируются из федерального бюджета, увеличен только в 1,4 раза. Выходит, что добиться увеличения зарплаты в 1,89 раза можно либо за счет сокращения количества бюджетников, либо за счет сокращения нетарифной части выплат - премий и всевозможных надбавок. Между тем тарифная часть в целом составляет 60 процентов всей зарплаты. Если помнить об этом, то можно наверняка предположить, что бюджетники получат не на 89, а всего лишь на 40 процентов больше. Что же касается тех работников, кто получает зарплату из региональных бюджетов, а таких у нас порядка семи миллионов, то тут перспективы еще печальнее. По моим расчетам, для того чтобы только учителям и врачам повысить зарплаты хотя бы на 40 процентов, необходимо дополнительно 70 млрд рублей. А фонд субвенций региональным бюджетам увеличен лишь на 43 млрд. Но даже эти деньги вряд ли целиком пойдут на повышение зарплаты бюджетников. Растут тарифы на топливо и энергоносители, и местным бюджетам волей-неволей приходится хотя бы как-то компенсировать расходы части населения на жилье и транспорт. Скорее всего регионы пойдут на то, чтобы вместо надбавок, которые получали учителя и врачи, платить тариф. За счет этого можно формально выполнить задачу индексации тарифной сетки. На мой взгляд, забирать у региональных бюджетов средства в пользу федерального центра - крайне неправильно. Правительству нужно было вести переговоры с Парижским клубом о реструктуризации нашего внешнего долга. Нужно было доказывать, что у нас огромные социальные обязательства. Вместо этого бюджет будущего года ориентирован на выплату внешнего долга. По моим оценкам, доходная и расходная базы бюджета занижены где-то на 300 млрд рублей. И речь тут не о ценах на нефть, а о реальной инфляции, которая недоучитывается. Нормальный парламент при таких огромных расхождениях цифр не стал бы голосовать за бюджет. Но у нас все это проходит. Нынешняя Дума у правительства считается "конструктивной". Поэтому утвердить могут все что угодно.
Общая газета ,
20.09.2001
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |