Вчера незадолго до минуты молчания памяти жертв терактов в Нью-Йорке, Вашингтоне и в Пенсильвании неизвестный по телефону сообщил, что в 12 часов здание Генконсульства США в Петербурге будет взорвано. Угроза оказалась ложной, никакого взрывного устройства сотрудники Главного управления ГО и ЧС Петербурга не обнаружили, и персонал консульства вернулся на свои рабочие места. Кроме описанного выше происшествия, вчерашний день в Генконсульстве шел в обычном режиме. Необычно было то, что происходило у стен здания.
Любой горожанин, если ему случится в эти дни пройтись по Фурштатской улице, не сможет не заметить некоторые перемены во внешнем облике здания Генконсульства США. Над входом приспущен государственный флаг Соединенных Штатов. У стен лежат сотни букетов - больше всего красных гвоздик. Теми же гвоздиками усеяна аллея по середине Фурштатской улицы - напротив здания. Горят свечи. Это дань памяти жертвам чудовищных терактов в США. Ее отдают не только соотечественники погибших, оказавшиеся в Петербурге, а прежде всего простые жители нашего города.
Еще два с половиной года назад, когда американские бомбардировщики наносили удары по Югославии, некоторые наши земляки забросали Генконсульство США бутылками с черной краской (кстати, темные пятна до сих пор видны на стене). Теперь петербуржцы приходят сюда не для того, чтобы возмущаться политикой США, а чтобы выразить слова сочувствия, поддержки. На столике у стен консульства лежит Книга скорби, в которой свои соболезнования и слова поддержки родственникам и соотечественникам пострадавших может оставить каждый.
Чтобы оставить запись, люди стоят в очереди. Вчера днем Книга была заполнена наполовину. Практически в каждой строчке - слова боли, переживания, скорби. Кто-то желает, чтобы бог дал сил американцам пережить страшную беду.
Люди в очереди совершенно разные - и по возрасту, и по профессии, и по социальному статусу. Объединяет их то, что они не могут оставаться равнодушными тогда, когда в мирное время в одно мгновение погибают тысячи людей. И они не видят разницы - будь то русские или американцы.
Подходит мальчик-школьник и кладет букетик гвоздик. Он говорит, что никогда не был в США, в принципе не собирается туда, но то, что он увидел по телевизору - жуткие кадры падения башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, - потрясло его до глубины души.
В очереди стоит пожилая женщина. Ее внук, оставаясь российским гражданином, работает в Нью-Йорке. Хотя она и знает, что он живет не в Манхэттене, а в Бруклине, она всю ночь не могла спать, когда стало известно, что происходит в США. Связи с Нью-Йорком не было. Только к утру внук дозвонился до нее.
Здесь же в очереди муж и жена средних лет. Они провели свой медовый месяц в Нью-Йорке. В частности, поднимались и на смотровую площадку одной из башен Всемирного торгового центра, фотографировались. Сегодня башни нет...
Подъезжает машина консульства Канады. Коллеги сотрудников консульства США тоже хотят оставить запись в Книге скорби. Охранник у входа не теряет бдительности и тщательно проверяет автомобиль на наличие взрывчатки.
Вчера же исполняющий обязанности генконсула США Майкл Клечески выразил благодарность правительству России, губернаторам Петербурга и Ленобласти Владимиру Яковлеву и Валерию Сердюкову и, конечно же, всем петербуржцам за поддержку, сочувствие, за предложение помощи.
Как и россияне, американцы столкнулись лицом к лицу с бесчеловечностью международного терроризма. Более чем когда либо народы России и США сейчас понимают друг друга.
Евгений Лурье, Санкт-Петербургские ведомости ,
14.09.2001