|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Сети высокого напряжения
11.09.2001 00:01
Конфликт, возникший в конце прошлой недели между "Ленэнерго" и "СПб Электрические сети" является частью общероссийской войны за влияние на энергетическую отрасль. Причем сейчас в эту борьбу активно вступили местные власти во многих регионах страны. Петербург - не исключение.
Изначально идея реформировать монопольные отрасли - железнодорожный транспорт и энергетику - была высказана международными финансовыми организациями: МВФ и Мировым банком. Точнее, собственно идея уже давно носилась в воздухе, но зарубежные кредиторы оформили ее в виде требования. И в прошлом году правительство России начало продвигаться в этом направлении. С реформой железной дороги больших проблем не возникло: министр путей сообщения Николай Аксененко в старом номенклатурном стиле нарисовал реформу своего ведомства "под себя", то есть с расчетом на то, что именно он получит наибольшую выгоду от реструктуризации. Такой вариант большого сопротивления ни в правительстве, ни у губернаторов не вызвал. И вот реформа железнодорожного хозяйства уже готова покатиться по бескрайним российским просторам. С энергетикой ситуация сложилась иная. Эта отрасль во многом отвечает за нормальное жизнеобеспечение регионов страны. Достаточно вспомнить энергетические проблемы Приморья, перешедшие в хроническую стадию, что привело к политическому кризису в крае. По большому счету на этапе подготовки документов по реформированию энергетики столкнулись интересы руководства РАО "ЕЭС России", которое контролирует энергоснабжение большей части территории страны, и местных властей, вполне оценивших прелести контроля региональных АО-энерго - дочерних предприятий РАО. Правительство долго стояло над этой схваткой интересов, но в конце концов приняло решение, устраивающее больше губернаторов, хотя согласительная комиссия из представителей РАО, правительственных специалистов и региональных властей сумела найти определенные компромиссы. Фактически речь идет о том, что создавать рынок энергии будут в России на основе конкуренции ее производителей, а передающие сети, выделенные в Единую сетевую компанию, останутся едиными и неделимыми. Это необходимо, чтобы потребители могли покупать энергию от любого из производителей, а вот условия ее транспортировки были бы для всех общими. В принципе, и сейчас существует федеральный оптовый рынок - ФОРЭМ, но по замыслу реформаторов отрасли после преобразований вся российская энергетика стала бы по-настоящему рыночной. Конечно же, основным камнем преткновения стало право распоряжения акциями производителей энергии и сетевых компаний. В Петербурге возникла особая ситуация. В принципе делать бизнес на сети нельзя. Между собой могут конкурировать лишь производители энергии, а сеть должна быть единой. В таком случае предприятие-потребитель само определяет, с кем из генерирующих компаний заключать договора. А с кем конкурировать компаниям, транспортирующим энергию на конкретное предприятие? Правда, в нашем городе существуют компании-перепродавцы, которые получают энергию от основного производителя "Ленэнерго" по оптовым ценам, а продают своим потребителям по розничным. Но величина обслуживаемых ими сетей невелика. "Ленэнерго" борется с ними, но терпит. Скандал разгорелся, когда губернатор Петербурга 16 марта этого года издал распоряжение ь 315-р о создании полностью подконтрольной местным властям (100-процентный пакет акций у города) компании "СПб Электрические сети". При этом вновь образованному предприятию передавались объекты снабжения, построенные инвесторами "Жиллетт", "Ригли", "Кока-кола" и рядом других. До сих пор энергетическое обеспечение этих предприятий осуществляло "Ленэнерго". По мнению заместителя генерального директора "Ленэнерго" по правовым вопросам Александра Пискарева, городские власти просто не имели права отбирать у иностранных инвесторов те коммуникации, которые те построили на свои средства. Со своей стороны два вице-губернатора, ставшие инициаторами создания новой фирмы-перепродавца, уверенно заявляют, что все энергетические коммуникации инвесторов, расположенные вне территории этих предприятий, - собственность города. Более того, они высказали мнение о желательности передачи в городскую собственность всего сетевого хозяйства. Естественно, для руководства "Ленэнерго" это стало шоком. Причем, что характерно, обе стороны пытаются перетянуть на свою сторону единственного человека, который мог бы вмешаться и разрешить проблему, - губернатора. Все они заявляют, что высшее должностное лицо в городе просто ввели в заблуждение. Вот в это верится уже с трудом. Ведь распоряжение о создании "Электрических сетей" подписывал именно он. И не мог не представлять всех последствий этого шага. Тем более что трения между "Ленэнерго" и администрацией города стали "притчей во языцех". Если верить Пискареву по поводу того, что два заместителя ввели губернатора в заблуждение, то возникают вопросы о принципах формирования им своей команды. Больше похоже на то, что вице-губернаторы действовали с ведома шефа, ведь перепродавец энергии - это прекрасная возможность саккумулировать средства, не проходящие по бюджету. От потребителей деньги собираются, а до "Ленэнерго" доходят не все, причем на законных основаниях. Так это или иначе - сейчас сказать трудно. Но то, что именно он должен тем или иным способом разрешить это противоречие, сомнений не вызывает. Ведь этот инцидент снижает его шансы повлиять на ситуацию в тот момент, когда начнется процесс реального реформирования системы РАО "ЕЭС" и соответственно "Ленэнерго". И как политик, он должен это понимать.
Андрей ДАВЛИЦАРОВ, Время & деньги (приложение к газе ,
11.09.2001
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |