|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Миллер не отдает трубу
30.08.2001 00:01
Надежды инвесторов на то что смена предправления "Газпрома" ускорит реформы в газовой монополии, не оправдались. Хотя правительство и объявило о намерении разделить газовую монополию на добывающую и транспортную составляющие, глава "Газпрома" Алексей Миллер, как и его предшественник, противится радикальным переменам и хочет сохранить трубопроводную систему в составе компании.
О плане реформирования "Газпрома" 12 июля объявил премьер-министр Михаил Касьянов. "Как только у нас будет полная информация, как и в отношении других монополий, мы планируем отделить транспортировку от производства для увеличения прозрачности и эффективности, - сказал тогда премьер. - Каждый производитель, у которого есть газ, должен иметь возможность отправить его и иметь свободный и прозрачный доступ к газотранспортной системе" Через неделю Касьянов подписал среднесрочную программу социально-экономического развития РФ, согласно которой финансовое и организационное разделение "Газпрома" на транспорт и добычу должно состояться до конца 2004 г. После этого в Минэкономразвития была создана рабочая группа, которая уже до конца этого года должна подготовить концепцию реформы газовой отрасли. Существующий вариант этого документа, с которым удалось ознакомиться "Ведомостям", предполагает выделение из состава "Газпрома" специальной газотранспортной компании (ГТК). В собственность этой компании предлагается передать все имущество, связанное с эксплуатацией транспортной инфраструктуры. "Это позволит четко определить затраты на транспортировку газа. И на их основе установить справедливые тарифы, которые поставят "Газпром" и независимых производителей газа в равные коммерческие условия, - пояснил "Ведомостям" один из членов рабочей группы. - Кроме того, мы глубоко убеждены, что только так может быть реализована идея равного доступа производителей газа к трубе", Министерство Грефа предлагает несколько схем разделения "Газпрома" Первый вариант газотранспортная компания будет создана в виде одного или нескольких открытых акционерных обществ со 100%-ным участием "Газпрома". При этом число госпредставителей в совете директоров ГТК должно соответствовать числу чиновников в совете самого "Газпрома" Второй вариант предусматривает пропорциональное распределение акций ГТК среди акционеров "Газпрома" с последующим увеличением доли государства в ее уставном капитале. Кроме того, рассматривается схема, при которой сам "Газпром" станет только транспортной компанией, а все другие виды деятельности будут из него выделены, Но оказалось, что в "Газпроме" по-прежнему не разделяют реформаторских идей правительства. В начале августа Алексей Миллер заявил журналистам, что единая система газоснабжения должна сохраниться в составе "Газпрома". "Эта система создавалась годами и должна быть сохранена для будущих поколений", - сказал новый глава "Газпрома". А на прошлой неделе компания направила в Минэкономразвития свои официальные предложения по этому вопросу. Как удалось выяснить "Ведомостям", "Газпром" согласился с необходимостью создания единой компании, занимающейся транспортировкой газа. Но предлагает отказаться от идеи акционирования трубопроводов и создать ГТК в форме общества с ограниченной ответственностью. При этом транспортная компания должна остаться в 100%-ной собственности "Газпрома", а основные фонды -сохраниться на балансе газового монополиста. Вновь созданная компания не получит их в собственность, а всего лишь возьмет в аренду. "Только так мы сможем по-прежнему обеспечивать надежные поставки газа потребителям как в России, так и на экспорт, - пояснил вчера "Ведомостям" представитель "Газпрома". - Не случайно неделимость единой системы газоснабжения, в которую входит и добыча, и транспорт, и продажа, предусмотрена нынешним российским законодательством". "Фактически компания предлагает ничего не менять - так расценил суть предложений "Газпрома" аналитик United Financial Group Дмитрий Авдеев. - Чтобы создать реальный конкурентный рынок газа в России, необходимо отделить действительно монопольный вид деятельности, каким является транспортировка, от потенциально конкурентных добычи и сбыта". По мнению Авдеева, предложенные "Газпромом" меры способны только отдалить реформы в отрасли. Его коллега из "Тройки Диалог" Валерий Нестеров считает, что в "Газпроме" пока просто не осознали, что в последние годы нынешняя система, успешно работавшая раньше, начала давать сбои. "Поэтому пока что в компании не родилось осознанное стремление к переменам, - говорит Нестеров. -Возможно, этому могла бы поспособствовать смена менеджмента, но Миллер пока что не привел своей команды, способной по-новому посмотреть на этот вопрос" *** Кому принадлежат газовые трубы? В состав "Газпрома" входит 17 региональных газотранспортных компаний. Все они созданы в форме обществ с ограниченной ответственностью и на 100% принадлежат газовой монополии. Все магистральные газопроводы, а также компрессорные и насосные станции принадлежат "Газпрому" и переданы этим транспортным компаниям в аренду. Помимо профильной деятельности транспортные компании в составе "Газпрома" занимаются хранением газа в подземных хранилищах, а также переработкой газа и газового конденсата. Магистральные газопроводы составляют 70% в общей структуре основных средств "Газпрома".
Юлия Бушуева, Ведомости ,
30.08.2001
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |