|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Пора взяться за чиновников
22.08.2001 00:01
О том, что бюрократ душит всякую инициативу, что чиновничество погрязло в коррупции, развращено взятками, говорят все: политики, "рядовые" граждане, пресса, да и сами чиновники. И это, к сожалению, в основном соответствует действительности. Необходимость реформы государственной службы давно назрела, без нее трудно двигаться вперед, проводить другие преобразования.
Своим распоряжением Владимир Путин создал комиссию по реформированию госслужбы РФ во главе с премьером Михаилом Касьяновым и межведомственную рабочую группу, которую возглавил первый заместитель руководителя президентской администрации Дмитрий Медведев. Эта группа непосредственно и займется подготовкой проектов программы реформы, федеральных законов и других нормативно-правовых документов о госслужбе. Концепция реформы уже есть. Но это - идеология, которая требует конкретных документов. Как стало известно "Труду", программу реформирования госслужбы рабочая группа представит на рассмотрение комиссии к концу года. Проведение реформы должно занять несколько лет, но, по мнению высокопоставленного работника кремлевской администрации, скорее всего, может растянуться надолго. Как сократится количество чиновников? На этот раз никаких цифр в Кремле не называют, что свидетельствует о настрое на серьезную работу, а не на дешевый эффект. Ведь попытки просто сократить госаппарат предпринимались уже не раз. Результат известен. Нынешняя реформа, конечно, тоже предполагает сокращение чиновников, но не формальное, не по разнарядке. Главный критерий - повышение эффективности госслужбы вообще и отдельного чиновника - в частности. Всего их у нас 2,5 миллиона, по количеству чиновников Россия находится во второй десятке стран мира. Например, во Франции их в два раза больше, но там к госслужащим относятся и учителя, и врачи... Есть более серьезные изъяны нашей госслужбы. Во-первых, эксперты указывают на "корпоративность" - чиновник служит не государству, а своему министерству, ведомству, департаменту. Во-вторых, низкая эффективность, во многом не соответствующая современным требованиям. И это понятно. Старая советская система госслужбы, формировавшаяся из партийной номенклатуры, сломана, а новая только создается. Очень важен престиж государственной службы. Сейчас талантливые молодые люди на нее не стремятся - зарплата маленькая, подталкивающая ко всяким "комбинациям", перспективы карьеры туманны. Какой уровень зарплаты привлекателен для госслужащего? Таких расчетов пока нет. Один из вариантов отсчета - 5 тысяч долларов в месяц для федерального министра. По мнению кремлевского источника, это, конечно, "не парализовало бы коррупцию, но ситуацию может изменить существенно"... А для стабильности, карьеры, предсказуемости профессионального роста чиновника предлагается ввести классные чины. Существующие сегодня разряды ( их 16) присваиваются в соответствии с должностью, а прямой увязки с зарплатой не имеют. Если все это упорядочить да обеспечить финансами, то государство, очевидно, смогло бы рассчитывать, что служить ему придут молодые, квалифицированные кадры. Но создание нормативной базы, проведение эффективной кадровой политики - только часть реформы. Очень важно, считают в Кремле, "обеспечить режим открытости" госслужбы, повысить доверие к ней граждан. И если на федеральном уровне, по мнению экспертов, сделать прохождение бумаг "прозрачным" вполне возможно, то с регионами - сложнее. "Скоро все мои друзья выбьются в начальство, и, наверно, мне тогда станет легче жить". Булат Окуджава шутил. Но зависимость от чиновника даже он ощущал - и нешуточную. Конечно, и престиж госслужбы надо поднимать, и аппарат сокращать, но главное - та самая "прозрачность", высокая компетентность, деловая заинтересованность... Как все это обеспечить у нас в России? - вот вековечный вопрос.
Труд ,
22.08.2001
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |