|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Экономика двойных стандартов.
16.08.2001 00:01
В Белом доме составили заключение о состоянии российской экономики и теперь предлагают наблюдать, как же будет складываться ситуация со здоровьем пациента. Минфин утвердил концепцию бюджета на 2002 год, ознакомил с ней президента и вносит готовый документ на рассмотрение правительства. Бюджет - это всегда некий прогноз экономических возможностей государства, который должен подтверждаться на практике. И именно по исполнению бюджета обычно судят об эффективности работы кабинета - такова классика жанра. Однако на этот раз здесь могут возникнуть затруднения, ибо при любом развитии экономической конъюнктуры правительство может спокойно развести руками: "Чему удивляться, мы же предупреждали..."
Наш случай уникален тем, что в рамках, казалось бы, единого и неделимого документа прекрасно уживаются сразу два бюджета - пессимистический и оптимистический. Более того, критерии, по которым можно судить об их исполнении, выглядят достаточно "плавающими". Виной тому опять же особенности национальной экономики. От чего может зависеть наполнение казны? Например, от энергичности работы налоговиков и налоговой полиции - это абсолютно очевидный фактор. Или от роста ВВП, который, впрочем, может составить в 2002 году только 4,3%. Экономический подъем немыслим в первую очередь без проведения структурных реформ, но с этим у правительства масса сложностей. Налоговая, пенсионная, банковская реформы, реструктуризация естественных монополий с формированием соответствующей тарифной политики и т. п. - это, похоже, "задание", которое не только переносится теперь на весеннюю сессию правительственно - думских трудов, но будет оставаться в повестке дня еще не один год. Между тем, из всего этого и складывается благоприятный экономический климат, при котором вряд ли будет считаться нормальным, к примеру, то, что в год отток капитала из страны составляет $10 млрд. (для сравнения: в 2002 году Россия должна выплатить $14 млрд. долга!). Единственная основа, на которой могут сейчас выстраиваться бюджет- ные проекты, - внешнеэкономическая конъюнктура, проще говоря, мировые цены на нефть. Фактор предсказуемый - в том числе в своей непредсказуемости. Пессимистический вариант предполагает, что цена на нефть не превысит $17 за баррель. Тогда собранных в бюджет денег не хватит и на обслуживание госдолга, не говоря уже о выплате его основной части (среди расходов она стоит на первом месте и составляет 289,7 млрд. руб.; вся же доходная часть - 1,9 трлн. рублей). Оптимистический вариант исходит из цены в $22. Средств тогда должно хватить почти на все, кроме погашения основной части долга, при этом первичный профицит достигнет не менее 128 млрд. руб. Понятно, одним лишь профицитом здесь не отделаться, нужно будет искать другие источники, перераспределять расходные статьи и т. д. Что же касается знаменитой идеи "стабилизационного фонда", предложенной Андреем Илларионовым и озвученной в бюджетном послании Путина, то она уходит в сферу ненаучной фантастики - ведь "стабилизационный фонд" станет наполняться только при цене на нефть свыше $22. Почему президент, ознакомившись с представленным Алексеем Кудриным проектом, "воздержался от оценок", что, в переводе с аппаратного языка может означать недовольство? Возможно, это связано как раз с судьбой заманчивой идеи "стабилизационного фонда" - попытаться все-таки аккумулировать нефтедоллары, а не "проесть" их в очередной раз.Не приходится сомневаться, что Илларионов, еще в июне метавший слова и целые гневные речи по поводу бюджетных набросков Минфина, попытается донести свое мнение до президента и документу будет прописана "работа над ошибками". Как показывает практика, глава государства не слишком поощряет попытки Думы серьезно переписывать вносимые законы, - лучше этим заниматься в недрах самой исполнительной власти. К тому же подходящий повод не дать заржаветь системе "сдержек и противовесов" в ближайшем президентском окружении... Но, кроме этого, по- прежнему сохраняется такая острая проблема, как инфляция. После того как в этом году инфляция вырвалась из запланированных рамок 12 - 14% и правительство с трудом удерживает ее на уровне 18%, далеко не у всех могут вызывать оптимизм заявления министра финансов об инфляции в 10 - 13% в 2002 году, - мол, "мы определили максимальный параметр 13% и в него уложимся". В том числе и у президента. При этом навеивает скепсис кардинальное увеличение расходов, которые, по большому счету, укладываются в одну статью (хоть и не предусмотренную Бюджетным кодексом РФ) - "социальный популизм". В проекте бюджета-2002 закладываются огромные социальные расходы, предполагающие повышение на 60 - 80% зарплат бюджетникам, увеличение пенсий, рост ассигнований на образование, культуру, здравоохранение - все вместе они превышают то, что планируется выделить на обслуживание и погашение долга. Кроме того, в три с лишним раза (до 16 млрд. рублей) вырастет финансирование мероприятий по проведению военной реформы, подразумевающих прежде всего меры социальной защиты увольняемых в запас - обеспечение выплатами, квартирами, средствами на проезд к месту жительства и т. п. Не говоря о том, что "все выше, и выше, и выше" расходы в целом на национальную оборону (279,6 млрд.) и на правоохранительную деятельность (168,1 млрд.). То, что бюджет с подобной структурой расходов и, главное, в условиях экономики, по-прежнему ориентированной на сырьевой экспорт, будет неизбежно стимулировать инфляционные процессы, должно быть очевидно и президенту, и правительству. Но, как известно, нет ни экономики, ни политики в каком-то чистом виде (причем во всех буквальных и переносных смыслах). Министр финансов Кудрин, которому уже не раз публично доставалось от президента за его нежелание увеличивать по поводу и без повода расходы на "социалку", в том числе на армию, силовые структуры, теперь овладел правилами политической риторики. В нужное время и в нужном месте он уверенно озвучивает кредо бюджета-2002: "Те, кто защищает государство, должны иметь достойный уровень жизни..." (список можно долго продолжать). Впрочем, объяснить можно все, "разруливать" же экономические последствия можно с помощью хорошо привычного инструмента - печатного станка с русским шрифтом. Или при помощи рождающегося сейчас Единого тарифного органа. Судя по стремительно набирающимся у него полномочиям по регулированию тарифов (от транспортировки нефти, производства, сбыта энергии и до стоимости услуг транспортных терминалов и предприятий связи), может показаться, что вместо гаранта либерализации рынка на свет появляется в воскресшем виде нерушимый блок Госплана и Госкомцена РСФСР.
Час Пик ,
16.08.2001
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |