|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
РАО "ЕЭС" будут реформировать под ковром... согласований
8.08.2001 00:01
Глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс хочет реформировать электроэнергетику страны. Причем хочет сделать это исключительно по-своему.С таким подходом к проблеме много кто в стране не согласен. Не согласны региональные лидеры, которых глава РАО "ЕЭС" терроризирует постоянными повышениями тарифов за электроэнергию и веерными отключениями. Не согласны независимые энергопроизводители во главе с "Росэнергоатомом", притесненные дискриминацией со стороны РАО "ЕЭС России". Губернаторы во главе с Виктором Крессом выдвинули альтернативную Чубайсу концепцию реформирования энергетики страны. Нельзя не признать, что оппонентам реформы "по Чубайсу" удалось добиться отдельных успехов. Но не стоит забывать, что у "великого реформатора" имеются не менее серьезные стратегические и тактические союзники, да и борьба еще не закончена.
Сейчас РАО "ЕЭС России" начало новое наступление на принятую программу реформирования электроэнергетики страны. На уровне правительственно-министерских согласований и подготовки документов в правительстве вдалеке от любопытных глаз началась форменная ревизия реформы в пользу РАО "ЕЭС". Представленный Министерством экономического развития и торговли на подпись премьеру Касьянову "План мероприятий первого этапа реформирования электроэнергетики Российской Федерации" свидетельствует об этом вполне красноречиво. В результате работы над документом чиновникам удалось изменить план реформирования почти до неузнаваемости по сравнению с тем, что обсуждалось ранее. Так, в процессе согласований значительно сокращена продолжительность первого этапа реформирования электроэнергетики России - вместо I квартала 2004 года, как было решено ранее, предполагается завершить его до II квартала 2002 года. Создание Федеральной сетевой компании (ФСК) как 100-процентно дочернего предприятия РАО "ЕЭС России" запланировано на IV квартал 2001 года. При этом утверждение правил недискриминационного доступа потребителей электроэнергии к сетям и введение представителей государства в совет директоров ФСК запланировано только на IV квартал 2002 года. Значит, все это время Федеральная сетевая компания будет находиться вне контроля государства, а порядок доступа потребителей к сетям (как раз в разгар отопительного сезона) будет определять сама ФСК, то есть РАО "ЕЭС России". Вполне достаточный срок, чтобы у г-на Чубайса не осталось жизнеспособных оппонентов. Министерство экономического развития и торговли собирается закрепить за собой право участвовать в подписании директив для государственных представителей в советах директоров РАО "ЕЭС России" и "Иркутскэнерго". Иными словами, приказывать им, как себя вести в той или иной ситуации. Понятно, что при таком раскладе конфликт между "Иркутскэнерго" и РАО будет легко разрешить в нужном ключе. А "Иркутскэнерго" из независимого энергопроизводителя превратится в шестеренку РАО, чего так долго и добивается Чубайс. Более того, чиновники МЭРТ собираются закрепить за своим ведомством функцию назначения государственных представителей в ФСК и Сетевом операторе (СО) и возглавить процесс создания обеих этих организаций. Причем обе должны быть стопроцентно дочерними предприятиями РАО "ЕЭС" и, следовательно, занять супермонопольное положение на рынке электроэнергии. Между тем в согласовательных документах указано, что с Министерством по антимонопольной политике эти пункты согласованы. Поскольку это решение нарушает два указа президента и одно постановление правительства, решено внести в эти документы давно минувших дней соответствующие изменения. (В пункте 3 Указа президента РФ # 923 от 15.08.92 черным по белому написано, что ЦДУ и ОДУ "…подлежат преобразованию в акционерные общества без их приватизации". Постановление правительства РФ # 793 от 12.07.96 определяет РАО "ЕЭС России" и Центральное диспетчерское управление, на базе которого создается Системный оператор, как субъекты федерального оптового рынка электроэнергии (ФОРЭМ) наряду с государственным концерном "Росэнергоатом", другими энергоснабжающими организациями и отдельными крупными потребителями. А раздел 3 Указа президента РФ # 426 от 28.04.97 "Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий" предусматривает "...создание независимой организации (оператора оптового рынка) для выполнения операторских функций (без получения прибыли) на оптовом рынке, включая осуществление расчетов и платежей…".) В представленном на подпись Касьянову плане предлагается перенести на 9 месяцев разработку порядка ценообразования в электро- и теплоэнергетике и одновременно отлучить от этого процесса Федеральную энергетическую комиссию (ФЭК), которой на роду написано этим заниматься. На эти же девять месяцев откладывается и вся деятельность по реформированию органов государственного регулирования тарифов на электроэнергию. Следовательно, все это время РАО "ЕЭС России" сможет еще не раз повышать тарифы, повергая регионы в шок и провоцируя последующие отключения и социальные кризисы в регионах. Странные, однако, события происходят во время неторопливого и кропотливого процесса согласования документов в российских министерствах и ведомствах. Вроде бы существует Минэнерго и, кажется, флаг ему в руки - пусть вместе с РАО проведет наиболее благоприятное для экономики страны реформирование энергетической отрасли. Так нет же! Поскольку воззрения Минэнерго на грядущие реформы не совсем совпадают с разумением г-на Чубайса, чиновники Минэкономразвития, недолго думая, присваивают себе функции Минэнерго, а само профильное министерство отпускают на лужок - пощипать травку. Так что разрабатывать критерии отнесения линий электропередачи к магистральным будут спецы из Минэкономразвития. Хотя в процессе согласования были требования назначить головным исполнителем этого пункта именно Минэнерго, ан нет - поправка "не принимается". Причем формулировка, надо признать, полна особого цинизма: "…Минэнерго России не высказало пожелания быть головным исполнителем". И баста. А Минэкономразвития, получается, не просто хочет быть головным исполнителем всей реформы, оно просто жаждет этого. Ежу понятно, что энергетикам просто не справиться с таким циклопическим трудом. Очевидно, поэтому "Росэнергоатом" исключается из состава ведомств, разрабатывающих положения о ФСК и СО. Действительно, "Росэнергоатом" в процессе согласования может попытаться приписать себе по небольшому (или приличному) кусочку этих монопольных организаций. И тогда монополия окажется вовсе не такой монопольной, а у господина Чубайса сильно сузится поле для маневра. Создание Администратора торговой сети (АТС), согласно новой редакции "Плана...", откладывается на неопределенный срок. Следовательно, игра на рынке будет идти без правил, и, значит, правила будет устанавливать сильнейший. Очевидно, именно поэтому из числа разработчиков основных принципов работы АТС исключаются "участники рынка". Как видно, они также не проявили особого желания стать "головными исполнителями" и возложили нелегкую ношу решения своей собственной судьбы на РАО "ЕЭС" и лояльных ему чиновников. Разобраться в хитросплетениях бюрократических уловок нормальному человеку очень нелегко. Вроде бы слова все знакомые, но ни одного в простоте. Но для того, чтобы понять смысл корректив, похоже, даже не требуется аттестата о среднем образовании. После ознакомления с новой редакцией "Плана мероприятий первого этапа реформирования электроэнергетики Российской Федерации" очевидно, что поправки нацелены на то, чтобы как можно быстрее превратить ФСК и СО в стопроцентно дочерние компании РАО "ЕЭС России" и одновременно всячески замедлить процесс установления над ними управленческого и нормативного контроля со стороны государства. Также МЭРТ стремится установить аппаратный контроль над ключевыми процессами реформирования электроэнергетики и управлением собственностью. Роли же Федеральной энергетической комиссии, Министерства энергетики и "Росэнергоатома" и других причастных к энергетике ведомств в процессе реформ должны быть сведены к минимуму. Вот так путем бюрократических согласований один документ тихо и постепенно превращается в совершенно другой. И реформа электроэнергетики в России тихо и мирно начинает снова уплывать в руки отца приватизации в России.
Независимая газета ,
8.08.2001
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |