Суть плана осталась прежней - по окончании реформы РАО ЕЭС в нынешнем виде будет ликвидировано, а вместо него появятся контролируемые государством федеральная сетевая компания (ФСК) и системный оператор (СО) , а также частные генерирующие компании.
Но в итоговом документе в отличие от внесенного Грефом точно названы сроки создания ФСК и СО - 1 февраля 2002 г. При этом обе структуры будут 100% -ными "дочками" РАО ЕЭС и останутся таковыми до ликвидации самого РАО в 2004 г. Это предложение - результат найденного Касьяновым компромисса между Минэкономразвития и рабочей группой Госсовета, разрабатывавшей альтернативную программу. "Мы дату вообще не обозначали", - сообщил "Ведомостям" заместитель главы Минэкономики Андрей Шаронов. А рабочая группа, по признанию одного из ее членов, хотела, чтобы к 1 февраля ФСК и СО уже получили независимость от РАО ЕЭС.
Кроме того, Касьянов удовлетворил одно из важнейших требований миноритарных акционеров. В окончательном документе четко прописано, что при разделении региональных АО-энерго на генерирующие и сетевые региональные энергокомпании распределение акционерного капитала АО-энерго будет в точности повторяться в новых структурах. Именно об этом представители ряда инвестиционных фондов просили Касьянова за несколько дней до подписания документа.
Наконец, революционными оказались поправки, касающиеся реформ атомной энергетики. В результате преобразований будет создана только одна генерирующая компания на базе атомных электростанций, хотя и ведомство Грефа, и глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс настаивали на нескольких структурах. Они опасались появления на рынке слишком мощного производителя электроэнергии (АЭС дают около 15% всей генерируемой в стране электроэнергии и около 30% поставляемой на оптовый рынок). "Рассматривалась возможность создания двух генерирующих компаний из АЭС с разными типами реакторов, - утверждает руководитель департамента "Росэнергоатома" Андрей Полуос, - но это могло привести к снижению безопасности и финансовой устойчивости отрасли". По его словам, это один из основных доводов, которые убедили Касьянова. А Уильям Браудер из Hermitage Capital Managment уверен, что это итог "политической торговли".
Внесенные Касьяновым изменения смягчили позиции даже самых рьяных критиков предстоящей реформы. "Появление концепции, в которой не говорится о распродаже активов, - хорошая новость, - признает Браудер, всегда бывший одним из них, и добавляет: - Однако плохо, что ее можно неоднозначно интерпретировать".
Аналитик банка "Зенит" Сергей Суверов считает, что в итоге Касьянов учел примерно 30% поправок миноритарных акционеров РАО ЕЭС. "Результаты преобразований будут скорее положительными", - убежден он.
Ведомости ,
13.07.2001