Глава Росатома Лихачев явно поторопился отрапортовать Путину о нефтяных перспективах Севморпуть
Глава Росатома Алексей Лихачев на совещании у Президента В. Путина отрапортовал о перенаправлении экспорта российской нефти из портов Балтики на Севморпуть. Типа договорился с нефтяниками и, в условиях санкций, это “самый привлекательный и безопасный маршрут”.
Насчет безопасности – в точку. Здесь нет пиратов и маловероятны инциденты, подобные тому, как севший на мель контейнеровоз заблокировал Суэцкий канал. Здесь иные сложности и риски.
Климатологи утверждают, что Ледовитый океан теплеет быстрее, чем весь остальной мир, а льды в российской части Арктики тают быстрее, чем в американской. Но даже этой форы, похоже, не хватает Росатому. Госкорпорация выступает оператором Севморпути, отвечает за его развитие, но планы по грузопотоку на ближайшие годы вряд ли выполнит. Чтобы в прямом смысле не ждать у моря погоды, Росатом решил перевести стрелки на нефтяников в вопросе развития СМП.
Опрошенные “Ъ” специалисты сомневаются в экономической целесообразности озвученной Лихачевым идеи, а также в наличии достаточного числа ледоколов и танкеров ледового класса. По оценкам самого Росатома, для обеспечения полномасштабной круглогодичной навигации по СМП к 2030-му нам нужно иметь не менее семи ледоколов. А лучше – вдвое больше. Однако судостроительный процесс в РФ, с учетом износа действующих судов, имеет отрицательную динамику. К 30-му году в эксплуатации едва ли останется пятерка достаточно мощных атомных ледоколов. Чиновники Минтранса признают, что СМП испытывает трудности даже с аварийно-спасательными судами на фоне проблем в судостроении.
Кроме того, некоторые источники напоминают, что в тот же Мурманск (западная точка СМП) нет трубопровода, а его строительство к Баренцеву морю как отвод от БТС обойдется в 1,5 трлн руб и займет не менее 7 лет. Можно, конечно, воспользоваться сталинским наследием и везти по Беломор-Балтийскому каналу. Но минимум 5 месяцев с ноября по май там тоже все леденеет.