|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
«Газпром» под гарантии Путина пообещал Китаю газ, которого у компании сейчас нет
7.02.2022 13:08
Лидеры России и Китая Владимир Путин и Си Цзиньпин объявили накануне о подписании контракта по поставкам трубопроводного газа в КНР по дальневосточному маршруту. Его объем 10 млрд кубометров, срок — 25 лет. Стороны пока не раскрывают момент вступления контракта в силу, стоимость поставок и прочие параметры проекта. По мнению нефтегазового эксперта Михаила Крутихина, которое он отразил в Gas& Money, скупости информации о заключенном контракте есть объяснение и заключается оно в том, что, вероятно, у «Газпрома» обещанного Китаю газа попросту нет. Как пишет Крутихин, с контрактом «Газпрома» далеко не все ясно. «Дальневосточный» маршрут, по которому в Китай должен пойти газ, — это уже построенная магистраль Сахалин — Хабаровск — Владивосток. Ее проектная мощность составляет 33-35 млрд кубометров в год, но для достижения такой пропускной способности «Газпрому» надо построить дополнительно 12 компрессорных станций, поскольку сейчас трасса с трудом прокачивает до Владивостока 1,5 млрд кубометров. К тому же для выхода на территорию КНР предстоит проложить от этой магистрали в Приморье один или два трубопроводных перехода через границу. В техническом отношении превратить трассу в экспортную несложно. Остается понять, откуда возьмутся обещанные по новому контракту 10 млрд кубометров газа в год. На Сахалине у «Газпрома» таких объемов нет. Там он владеет контрольным пакетом акций в консорциуме проекта «Сахалин-2», в котором работает предприятие по сжижению и экспорту газа на двух технологических линиях. Запасов у консорциума не хватает, чтобы построить третью линию на заводе СПГ, и «Газпром» долгое время безуспешно пытался получить газ у соседнего консорциума «Сахалин-1», где ведущую роль играет американская ExxonMobil («Роснефти» там принадлежит 20%). Этот консорциум сам намерен построить завод по сжижению газа на материке в районе Де-Кастри и не желает делиться газом с газпромовцами. Получается, что китайцам пообещали газ с проекта «Сахалин-3», где «Газпром» работает без партнеров. Главный источник газа там — шельфовое Южно-Киринское месторождение, где в результате доразведки есть перспектива нарастить доказанные запасы чуть ли ни до 1 трлн кубометров. Вот только на беду российской компании месторождение это оказалось не чисто газовым, а нефтегазоконденсатным, и наличие в нем нефти автоматически подвело Южно-Киринское под американские санкции. Единственный вариант для налаживания добычи там газа — подводные комплексы (условия не позволяют работать с платформ или с берега), а те немногие фирмы, которые способны изготовить и смонтировать на морском дне нужные комплексы — либо американские, либо не желающие нарушать режим санкций. Освоение месторождения отложено на неопределенный срок, что ставит под сомнение новый контракт «Газпрома» с китайцами. Есть, правда, еще один способ спасти подписанный в Пекине документ от провала. «Газпром» изучает сейчас возможность строительства «Силы Сибири-2» — магистрали, которая соединит районы традиционной добычи газа в Ямало-Ненецком автономном округе с Китаем через Монголию. Но если монголы всей душой за такой маршрут импорта российского газа, китайцы категорически против транзитного варианта и согласия на него не дают, несмотря на все уговоры на самом высоком уровне. Не исключено, что «Силу Сибири-2» в Монголию все-таки построят, но вместо Китая ответвление этого газопровода пойдет в Иркутской области на смычку с уже работающей «Силой Сибири», а от газоперерабатывающего комплекса в Амурской области будет проложена труба до Хабаровска, как и предполагалось по одному из первоначальных вариантов «Газпрома». Это, во-первых, поможет выполнить только что подписанный контракт с китайцами, а во-вторых — обеспечит дополнительный приток газа в «Силу Сибири» номер один, где, по некоторым оценкам газпромовских экспертов, может не хватить запасов в Ковыктинском и Чаяндинском месторождениях, чтобы, как обещали, поставлять по 38 млрд кубометров в Китай на протяжении 30 лет. Понятно пока одно, делает вывод Михаил Крутихин: если в проекте предполагается получение газа с Сахалина, то ждать такой возможности придется еще долго, да и санкции против участия зарубежных технологических компаний в подобных проектах могут быть расширены. Что касается выхода «Силы Сибири-2» на Хабаровск, то главным препятствием здесь остается колоссальная стоимость нужной инфраструктуры, которая вряд ли окупится в обозримой перспективе — особенно если учитывать низкую цену, которую китайцы платят за российский газ «Силы Сибири». Хотя, по мнению эксперта, отсутствие перспектив окупаемости никогда не останавливало «Газпром» от политизированных мегапроектов.
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |