"ИНГРИЯ" - СЛОВО ШВЕДСКОЕ. А ПРЕТЕНЗИИ - ФИНСКИЕ
Название "Ингрия" в Санкт-Петербурге известно, наверное, каждому. Побережье, прекрасные виды, древний народ ижора... Вот только сегодня именем народа ижора пользуются совсем другие люди, мечтающие о реванше советско-финской войны 1939-1940 годов и к народу ижора отношения не имеющие...
ВСЕГО ДВЕ СОТНИ С ЛИШНИМ...
Ижора - один из малочисленных коренных народов России. Этнографы причисляют ижора к финно-угорским народам. Сегодня этот народ практически ассимелирован, и людей, самоидентифицирующихся, как ижора, ещё в 2013 году насчитывалось всего 266 человек. А учитывая, что у этого народа есть тенденция к уменьшению численности, то сейчас их и того меньше.
История народа ижора стала предметом антироссийских спекуляций ещё в 80-е годы. Дело в том, что первым упоминанием народа ижора в исторических источниках является "Иоакиммовская летопись" (сборное название документов IX века, опубликованное в XVIII веке русским историком Василием Татищевым). Причём, согласно документам, приведённым Татищевым, в IX веке ижора имели уже сложившиеся правовые отношения, близкие к государственному образованию, не уступающие славянским. Во всяком случае, когда Рюрик выделяет своей жене Ефранде земли, для её содержания, на этих землях находится "град", населённый народом ижора. [Татищев В. Н. История Российская. Т. I. — М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1962. — С. 110. Академическое издание.] Правда с 80-х годов ХХ века, этот источник в околонаучных публицистических кругах непонятно с чего вдруг (!) получил статус "сомнительного".
Зато с 1987 года начинает "воспеваться" версия, что первым на народ ижора обратил внимание папа Римский Александр III. Об этом сейчас сторонники "независимой Ингрии" говорят, как об установленном факте. Для чего? Всё просто: для обоснования того, что русские-де не обращали внимания на культуру тех, кто жил рядом с ними, считая их "никем". Учитывая, что папа Александр III изволил гневаться, что ижора выступили против крестоносцев Балтийских Крестовых Походов в союзе с новгородцами, что ижорский старейшина Пелгуссий предупредил князя Александра Ярославича (тогда ещё не Невского) в 1240 году о шведском десанте в устье Невы, согласитесь, версия о папе Александре III, как "первооткрывателе" народа ижора отдаёт клиническим идиотизмом. Но "пипл хавает".
Ещё одним русофобским мифом, "раскручиваемым" современными пропагандистами является то, что "в 30-е годы были открыты ижорские национальные школы, но в 1937 году они были закрыты, а учителя их были репрессированы". Так даже в "Учебном пособии по ижорскому языку" написано. Вот только документальная проверка выявляет, что сказка про "репрессии ижорского языка в 1937 году" представляют собой устранение использования ижорского языка в официальной документации. И - всё. Про "репрессии учителей" за преподавание ижорского языка нет НИ ОДНОГО достоверного документа. Почему же был изъят ижорский язык из официального документооборота - очень хорошо понятно. Численность народа ижора в 1939 году составляла 7847 человек и проживали ижора очень компактно. Таким образом, документ, составленный на ижорском языке, будучи направлен в Ленинград или Москву, представлял собой проблему с точки зрения перевода. Преподавать ижорский язык никто не запрещал (ну нет НИ ОДНОГО достоверного документа, который бы это декларировал). Другой вопрос, что в рамках СССР практически выгоднее было учить - русский.
Другой вопрос: в 1943 года гитлеровская Германия и маннергеймская Финляндия заключили договор о депортации всех финно-угорских народов СССР с оккупированных территорий на территорию Финляндии. Не, ну правда: немцы в рабство угоняли советских граждан эшелонами, Финляндии - тоже хотелось! Результаты - "впечтляют": после возвращения в 1944-1945 годах, численность народа ижора составила... 1062 человека. То есть - уменьшилась в семь (!) раз. Причём, финны делали всё, чтобы народу ижора некуда было возвращаться. По рассказам местных жителей сразу за командами финской армии, угонявшими несчастных в Финляндию, шла зондер-команда, сжигавшая населённые пункты. Все. До тла. "Освобождённые от советской власти" ижора отправлялись в эстонские концлагеря, затем - в рабство в Финляндию.
По возвращении же в СССР ижорам запретили селиться в месте их прежнего проживания. Сегодня это называют "репрессиями". Однако это - ложь.
УВЕЗТИ ОТ РАЗРУХИ...
Начиная с 1944 года Финляндия вышла из войны с СССР, технично "кинув" союзника-Гитлера. Руководство СССР не возражало: баба с возу - советских солдат погибнет меньше. Но встала серьёзная проблема с возвращающимися на родные пепелища угнанными в Финляндию советскими гражданами. Ломоносовский и Кинигсеппский районы Ленинградской области были разорены войной. И война, хоть и шла уже отчётливо к концу, но всё-таки - продолжалась. Строиться в прифронтовой полосе, тратить ресурсы на систематический ввоз продовольствия и строительных материалов, Советский Союз не мог. И тогда Государственный Комитет Обороны СССР принял решение поступить с вернувшимися из финского плена также, как и с жителями блокадного Ленинграда - вывезти их в районы, менее пострадавшие от гитлеровской оккупации. Туда, где требовались рабочие руки (для трудоустройства) и была уже налажена тыловая жизнь, были налажены поставки продуктов. Тогда-то и родилось Постановление ГОКО № 6973 «О переселении из Финляндии ранее проживавшего в Ленинградской области населения ингерманландского происхождения» от 19.11.1944, которое "либеральные историки" считают доказательством "репрессий".
Вот несколько выдержек из этого документа:
"... 3. Возложить на начальника Тыла Красной армии т. ХРУЛЕВА организацию приема эшелонов с советскими гражданами, возвращающимися из Финляндии, перевозку их, принадлежащего им имущества и скота до места вселения, питание и медико-санитарное обслуживание.
... направлять репатриируемых в каждую область целыми эшелонами, не допуская разбивки эшелонов между областями...
... б) обеспечить размещение прибывающих переселенцев в имеющихся свободных домах или, в порядке уплотнения, временно в домах колхозников;
в) оказать содействие прибывающим переселенцам в строительстве ими новых домов в местах вселения, в приобретении и ремонте жилых домов и хозяйственных построек;
г) наделить до 1 марта 1945 г. прибывших переселенцев усадебными участками по нормам, предусмотренным Уставом сельхозартели;
д) оказать помощь переселенцам в приобретении ими скота и птицы...
... 15. Установить для переселяемых, в соответствии с п. 1 настоящего постановления, следующие льготы:
а) освободить переселенцев на 1945–1946 гг. от всех государственных денежных налогов, страховых платежей и на 1945 год от поставок государству сельскохозяйственных продуктов и продуктов животноводства;
б) принять на счет государства стоимость проезда, перевозки скота и имущества переселяемых, а также их медицинское обслуживание с пограничных пунктов до места вселения.
... 17. Обязать Главлесохрану при Совнаркоме СССР отвести лесосеки для заготовки деловой древесины на жилищное и хозяйственное строительство переселенцев по заявкам Калининского, Новгородского, Псковского, Великолукского и Ярославского облисполкомов.
18. Разрешить Сельхозбанку выдавать кредит нуждающимся переселенцам в местах их вселения на приобретение и строительство домов, ремонт построек, хозяйственное обзаведение в размере до 10 тыс. рублей на одно хозяйство с возвратом в течение 5 лет..."
Жестокие условия, правда? Полный текст "Постановления" интересующиеся могут прочитать сами.
Но пропаганда "либеральных историков" 80-90-х годов - работает. Сегодня многие представители народа ижоры уверены, что их предков "депортировали, потому что считали предателями". Прочитайте текст "Постановления" и спросите себя: так ли относятся к тем, кого считают предателями? А то, что СССР не дал большего, так - не мог. Шла самая страшная война в истории человечества.
Впрочем, это не так важно. Дело в том, что сегодняшние "поборники свободы Ингрии" никакого отношения к коренным народам этого региона не имеют!
КЛЮЮЩИЕ С "ЗАМОРСКОЙ РУКИ"
Сегодня проводники идеи отделения Ингрии от Российской Федерации активно спекулируют на именах коренных народов. Вот только представляют они не ижору, водь и прочие коренные народы. В основе идеологии этой организации лежит идеология так называемых "ингерманландских финнов".
Само название "Ингрия" происходит от шведского языка - государственного языка, бывшего на этой территории государственным, до 1706 года, когда эти земли вошли в состав Ингерманландской губернии. Однако сегодня сепаратисты смотрят в сторону Финляндии. Причём - не очень скрываясь.
Например, откровенно профинский характер деятельности сепаратистской группы "Свободная Ингрия" откровенно отмечает хорватская газета Advance. Подтверждается эта ориентация и характером материалов, содержащихся на пабликах "Ингрии" (а во ВКонтакте, Facebook, и прочих инстаграммах их немало).
Но главное - группа, ратующая за создание "Ингрии" обзавелась собственной лютеранской церковью. Так и называется "Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии". Создали её в 1992 году после всепьянейшего заявления Бени Бухого... пардон, Бориса Ельцина "берите суверенитета столько, сколько можете". Сами адепты этой религиозной группы пытаются доказать, что она существовала аж с 1611 года, но достоверных доказательств привести, как водится, не могут. Кстати, наличие этой церкви - ещё одно доказательство того, что идеология "Ингрии" не имеет никакого отношения к коренным народам региона: они-то исповедуют православие!
Так вот, "Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии" финансируется из-за рубежа. От 40 до 50% средств "Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии" получает из Финляндии. По соображениям толерантности (после произнесения этого слова очень хочется помыть рот) информация об этом "вычищается" из сети, но Интернет помнит всё.
В 1995 году новым епископом Церкви Ингрии стал настоятель Колтушской общины Арри Кугаппи. Хиротонию совершили епископы Лейно Хассинен (Церковь Ингрии), Матти Сихвонен (Куопио, Финляндия), Верне (Будё, Норвегия), Хенрик Свенунгссон (Швеция) и Георг Кречмар (Россия), а также архиепископ Яан Кийвит (Эстония).
Вроде бы, в конце концов, ничего такого: ну, заботятся финны о своих соотечественниках на чужой территории. Только вот в чём "закавыка, панимаишь": на сегодня "Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии" имеет 75 приходов на территории России и является второй по величине среди лютеранских церквей в России. Зачем финской церкви приходы в Саратове, Воронеже, Твери, Новых Буртасах, Владикавказе, Улан - Удэ? С чего вдруг её священнослужители понесли "рассказ об Ингрии" в Мордовию, Татарстан, Башкортостан, Марий Эл? С чего вдруг церковь, которая, судя по названию, должна бы окормлять одну конкретную этническую группу Северо-Запада России, проводит собрания на эрзя-мордовском, мокша-мордовском, марийском, удмуртском и других языках? Думайте - сами.
А вот Евангелическо-Лютеранская церкви Аугсбургского исповедания - ЕЛЦ АИ (кстати, не признанная "братьями-лютеранами) мнение имеет и очень прямое. Так ряд иерархов ЕЛЦ АИ прямо и недвусмысленно заявили:
"...Финский ингерманландский проект по созданию Церкви Ингрии был связан с эйфорией известного ельциновского лозунга «берите суверенитета столько, сколько сможете унести». Финны умеют терпеть и умеют ждать. Элитам Финляндии начала 90-х казалось, что настал час реванша за 39-й год, когда их страна потеряла значительные карельские территории и земли ижорского района. Организованная на финские деньги Церковь Ингрии призвана была служить планам по «мирной аннексии» Игерманландии – широкой автономии для этих, некогда финских земель, под патронажем Финляндии. Но с приходом во власть команды Владимира Путина, эти планы пришлось свернуть и Церковь Ингрии вынуждена была переориентироваться на сотрудничество с американской лютеранской Церковью Миссури Синод.
Тогда же появилась и Сибирская Евангелическо - Лютеранская Церковь, также активно взаимодействующая сегодня с приезжающими гостями из Америки..."
Конечно, можно попытаться "списать" это заявление на попытку "отомстить" не признавшим их коллегам. Только вот это - не единственное свидетельство того, что проект "Ингрия" это - инструмент расчленения России.
ФИНЛЯНДИЯ ХОЧЕТ РЕВАНША
Финляндия, в принципе, уже перестала скрывать свои цели по расчленению России. Всем, кто умиляется "добрососедству" финского государства (даже в пример приводит) стоило бы ознакомиться, например, с заявлением активиста партии «Истинные финны» Генри Хаутамяки, сделанном им в прошлом году. Оказывается, земли, вошедшие в состав СССР по результатам советско-финской войны "должны быть возвращены Финляндии"!
Далее. В Финляндии создан государственный проект по поддержке "ингерманландцев" в Ленинградской области. Особой заботой западных спонсоров пользуется организация «Инкерин лиитто» («Ингерманландский союз»), которая объединяет более 3500 человек. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области действуют 18 отделений «Инкерин лиитто» - в соответствии с административными районами Ленинградской области. Председателем общества с 1998 по 2018 год, являлся Александр Кирьянен. В 2018 году на съезде «Инкерин Лиитто» новым председателем был избран Роман Пелли. Газета «Инкери» в 1998-2001 годах выходила ежемесячно, впоследствии с регулярностью 5-6 раз в год. С 2008 года «Инкери» является изданием НКО «Инкерин Лиитто».
Не будем останавливаться. В медиа-пространстве "Рунета" массово появились паблики, призывающие к отделению Ингрии от России. Это называется "освобождением". Ну вот, например, преинтересные заявления:
"...Если говорить об отношении государства к локальному патриотизму, то мы увидим, что, чем общество более тоталитарно, тем оно жестче относится к этой низовой инициативе.
...Это в связи с тем, что "сепаратистами" называют сегодня донецких, славянских и луганских террористов...
... На прошлой неделе состоялась поездка группы ингерманландских активистов на финскую оборонительную Линию Салпа (Salpаlinja), расположенную несколько западнее границы страны Суоми с рф. Там наши камрады посетили бетонные ДОТы и другие фортификационные сооружения, находящиеся в пригодном для использования по назначению состоянии... Мы предлагаем взять инициативу благоустройства и музеефикации ДОТов Линии Маннергейма в свои руки, и провести этим летом серию выездов на места боев, с целью уборки мусора и, по возможности, благоустройства. Как минимум, следовало бы, помимо очистки местности, удалить те многочисленные надписи, что были оставлены в бетонных казематах каким-то бескультурными двуногими, не могущими претендовать на звание людей.
Желающие участвовать в этом благородном деле могут записываться в комментариях...."
Если кто не понял, то "доброхоты" требуют "зелёный свет" так называемому "локальному патриотизму", называют борцов Донбасса с киевским нацизмом - "террористами", а также - ратуют за "музеефикацию" Линии Маннергейма и Линии Салпа (а отнюдь не позиций Красной Армии).
Как оценить подобные заявления и действия в рамках действующей правовой системы РФ - должны разбираться компетентные органы. Но, согласитесь, оснований для того, чтобы заинтересоваться проектом "Ингрия" оснований для силовых структур - более чем достаточно.
И первыми это поняли сами сепаратисты.
"Я НЕ Я, ФИНЛЯНДИЯ - НЕ МОЯ"
Проект "Ингрия" продвигают далеко не дураки. Поэтому, поняв, что они заигрались и статьи 280.1 и 282 УК РФ начинают казаться родными и близкими, сторонники "ингрийского" сепаратизма изо всех сил начали "раскручивать" свою "защитную линию".
Впрочем, они несколько запоздали: ещё в мае 2016 года сотрудники ФСБ задержали Артема Чеботарева — администратора паблика «Свободная Ингрия». Ему предъявили обвинения по уголовной статье 282 за комментарий во «ВКонтакте» «экстремистского содержания». В ноябре 2017 года полиция остановила машину, в которой обнаружила пистолет, гранаты и «коктейли Молотова». Среди задержанных был активист регионалистского движения Михаил Войтенков. Тут-то "ингрийские финны" и подняли шум, что-де "Свободная Ингрия" не имеет к ним никакого отношения. Поддержала эту кампанию... признанноt "фейк-ньюс" паблик "Бумага". Честно говоря, уже этого одного достаточно, чтобы не поверить.
К отмазке "ингерманландских" сепаратистов присоединился и паблик "Медуза", обильно цитируя создателя паблика "Ингерманландия" Дмитрия Витушкина, который всеми силами открещивался от своего соратника Чеботарёва.
Однако нужно отметить следующее: все паблики проекта "Ингрия" действуют по сей день. Их риторика и задачи не изменились. "Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии" до сих пор рассылает своих миссионеров по всей территории Российской Федерации. Финский проект поддержки "ингерманландцев" в Ленинградской области продолжает получать финансирование, НКО «Инкерин Лиитто» всё также активно.
Остаётся надеяться на одно: что наши силовые структуры, наконец, потеряют терпение и начнут тотальную проверку этих организаций. Да такую, после которой их деятельность на территории России станет... крайне неуютной. Рядовым же гражданам остаётся только одно: противостоять "ингрийским" сепаратистам в рамках действующего законодательства: так, как мы можем, с тем, что имеем, там, где мы есть.