|
«Подлинная интеллигенция не опускается до религиозного экстремизма.»
опубликовал
sviridovairina
3076 дней 7 часов 34 минуты назад
Интервью Доктора политических наук, профессора, академика РАПН, Беляева Владимира Александровича, в рамках борьбы с религиозным экстремизмом, для общественного объединения экспертов "Кавальер".
В рамках борьбы с религиозным экстремизмом, общественное объединение экспертов "Кавальер", уже более трёх месяцев проводит исследование и приглашает экспертов из разных областей, таких как: социология, религиоведение, философия и терроризм. Все эксперты высказывают свою точку зрения и отношение к "религиозному экстремизму", антисектантским движениям, сектоборцам, а также к их методам работы и деятельности. Ни для кого не секрет, что за последнюю четверть столетия образовалось немалое количество организаций по борьбе с так называемыми "тоталитарными сектами" и "деструктивными культами". Под флагом заботы о "благе жертв", ведётся борьба за политическое влияние.
Журналист: На протяжении последних двух с половиной месяцев, вместе с рядом экспертов, академиков, докторов наук в сфере философии, социологии и политологии, мы рассматривали природу такого явления, как религиозный экстремизм. Мы изучали устройство этого явления и то, как происходит разжигание конфликтов на почве религиозного экстремизма. Своё исследование мы проводили, изучая примеры организаций, таких как "ФЭКРИС" (Европейская федерация центров по исследованию и обмену информацией о сектантстве).
Также мы изучали экстремистскую деятельность отдельных людей, например таких, как А.Дворкин. Как выяснилось в ходе исследования, такая организация как «ФЭКРИС», чья деятельность по сути является экстремистской поддерживается правительством Франции. И это не единичный пример такого странного сотрудничества. К Вам мы обратились как к эксперту в области политологии. Как вы думаете почему существуют подобные случаи? Какую роль играет политическая интеллигенция в формировании определенных идеологий и доктрин в качестве инструмента разжигания религиозного экстремизма на определённых территориях?
Эксперт: Подлинная интеллигенция не опускается до религиозного экстремизма. Тем более в поликонфессиональной стране. Есть люди с образованием, не реализовавшиеся в своей профессиональной сфере или на общественном поприще. Часть из них способна возглавить экстремистские группы и даже их идеологически обслуживать. Иногда экстремизм выгоден властям, чтобы разделять и властвовать. Но без «питательного бульона» в лице широкой социальной базы никакой религиозный фундаментализм, включая и экстремизм, не добился бы успехов.
Журналист: Есть определенная нулевая точка в этом явлении - бездоказательное развешивание ярлыков в виде сект и деструктивных культов на религиозные и не религиозные организации. Насколько, по вашему мнению эти действия правомерны и какие могут быть последствия подобной деятельности?
Эксперт: Есть целый ряд отличий научной оценки от идейно-политического ярлыка. В данном случае, деструктивными являются секты и культы, отрицающие любое взаимодействие данной формы религиозного объединения с обществом и государством, неприятие важнейших общественных ценностей.
Журналист: Наблюдая за открытым противостоянием с религиозным экстремизмом на протяжении 2 лет мы могли убедиться в том, что одним из самых эффективных механизмов является превращения людей в экстремистов посредством инсталляции определенных доктрин или замены старых доктрин на новые. На наших глазах сельский учитель из Украины возрастом около 50 лет превратился в религиозного экстремиста. В отношении этой женщины было возбуждено 8 уголовных дел. С точки зрения политологии, кто должен остановить подобные случаи разжигания религиозного экстремизма и как это можно сделать?
Эксперт: Религиозный экстремизм должны атаковать с двух сторон: основные религиозные группы (церкви и деноминации) и органы гос. безопасности.
Журналист: На самом деле в примере про сельскую учительницу, все могло закончиться намного хуже для нее. К примеру в определенный момент она прямо во время телефонного разговора заявляла, что соберет общественные организации. Она была готова пойти на штурм офиса. Таким образом, сельскую учительницу первым делом превратили в экстремиста, после чего могли превратить в террориста. И все это за 6 месяцев. В случае с этим преподавателем, мы знаем кто был инструктором - психолог - сектовед Невеев, идеологом был сектовед Дворкин, консультантом член ФЭКРИС (Европейская федерация центров по исследованию и обмену информацией о сектантстве) - женщина, религиозный фанатик, кибер тролль. Возникает вопрос к вам как к эксперту - кто в мировой практике занимается инсталляцией подобных экстремистских доктрин? Кто превращает людей в религиозных экстремистов?
Эксперт: Я уже сказал про несостоявшихся интеллигентов-специалистов и про слабую власть. Но суть популярности религиозного экстремизма – в наличии достаточно массовой социальной поддержки в лице трех сил: 1) выходцев из села, маргиналов, потерявшихся в городе и утративших социальный контроль со стороны прежней общины, они ищут каналы коммуникации, уважения и самоуважения в городе и находят его в экстремистских сектах; 2) мигранты из других стран (по тем же причинам); 3) люди, специально подготовленные за рубежом (например, в случае с ваххабитами это – сотни мулл, вернувшихся с обучения в Саудовской Аравии).
Журналист: Если мы посмотрим на религиозный экстремизм с точки зрения геополитики, мы могли бы рассмотреть модель завода, в котором человека превращают в заготовку - по средством инсталляции тех или иных доктрин. Возникает центральный вопрос - кто разрабатывает эти экстримисткие доктрины? Кто создает двигатель религиозного экстремизма и терроризма в виде специальных доктрин - самого мощного топлива для разжигания конфликтов с целью решения тех или иных геополитических задач?
Эксперт: Разрабатывают экстремистские доктрины люди, сознательно заинтересованные в собственном продвижении к власти.
Журналист: Какую роль при этом по вашему экспертному мнению играют ангажированные и продажные журналисты, которые преследуя свои личные коммерческие интересы под благовидным предлогом пропагандируют и продвигают идеи экстремистских и террористических организаций?
Эксперт: Среди журналистов много малограмотных людей, увлекающихся религиозной «экзотикой», есть и просто подкупленные экстремистами деятели.
Журналист: В случае атаки на религиозные и не религиозные организации или на отдельных субъектов с целью дискредитации их деятельности, посредством навешивания ярлыков как «деструктивный культ», «тоталитарная секта», какова, по вашему мнению, должна быть стратегия, бездействие или противодействие?
Эксперт: Крайне осторожно надо подходить к оценке тех или иных культов и сект, как тоталитарных и экстремистских. Для этого надо использовать четкие критерии, изучая прежде всего действия религиозных организаций. Должны говорить свое слово специалисты.
Журналист: Одна из ключевых функций нашего с вами интервью - это просветительская функция. Чтобы наши читатели знали как заинтересованные лица могут их превратить в активных членов экстремистских и террористических организаций. Насколько на ваш взгляд важна наша деятельность по борьбе с религиозным экстремизмом?
Эксперт: надо посмотреть эту деятельность. Любая борьба против реального экстремизма полезна.
Интервью и статья подготовлены Сидоровой Екатериной Игоревной, Главным редактором газеты «Очная ставка».
|