опубликовал
Plu
3354 дня 23 часа 49 минут назад
21 августа 1963 года новый пассажирский лайнер Ту-124 компании «Аэрофлот» совершал регулярный рейс №1095 по маршруту Таллин — Москва. 44 пассажира, 7 членов экипажа. Командиром воздушного судна был Виктор Яковлевич Мостовой. Самолёт вылетел из аэропорта Юлемисте в 08:55 и взял курс на аэропорт «Внуково».
Спустя некоторое время после взлёта члены экипажа обнаружили, что переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении. Посадка в аэропорту Таллина была невозможна из-за тумана и диспетчеры приняли решение не направлять самолёт в Москву, а посадить на ближайшем аэродроме «Пулково» в Ленинграде (тогда он назывался «Шоссейная»).
Лайнер последовал к месту назначения на малой высоте. В самой «Шоссейной» в боевую готовность были приведены экстренные службы: к грунтовой полосе, куда должен был сесть «на брюхо» самолёт, была доставлена пожарная техника и машины скорой помощи.
К 11:00 лайнер оказался около Ленинграда и начал облетать город на высоте 500 метров, вырабатывая топливо для того, чтобы уменьшить вероятность и силу возможного пожара и взрыва при посадке. Малая высота была выбрана во избежание возможной декомпрессии, а также для более быстрого расхода топлива. В это же время экипаж пытался с помощью шеста полностью выпустить шасси.
В 12:10 на восьмом круге в 21 км от аэропорта, когда согласно показаниям топливомера топлива оставалось около 750 литров (достаточное количество, чтобы долететь до «Пулково»), остановился и заглох левый двигатель.
Экипажу было дано разрешение на сквозной пролёт через город.
Однако через короткое время заглох и второй двигатель.
Таким образом, лайнер начал планировать с полукилометровой высоты над центром города.
Командир самолёта получил приказ лететь в сторону Финского залива. Приказ был игнарирован т.к. опытный пилот понимал, что дотянуть до залива нереально и огромная вероятность грохнуться на жилые кварталы центра города. Экипажу ничего не оставалось, как попытаться совершить посадку на поверхность Невы.
Лётчик, коренной ленинградец, знал в каком месте Невы самая прямая и широкая протока.
Сделав разворот, уже падающий самолёт, пролетел над крышей дома 6 по Малоохтинскому проспекту. Потом проскочил в нескольких метрах над строившимся тогда мостом Александра Невского. Повезло, что на мосту ещё не были установлены фонарные столбы и потому только лишь одного строителя смахнуло ветром в воду. И дальше лайнер мягко шлёпнулся на воду перед Финляндским железнодорожным мостом.
Ширина реки в этом месте около 400 метров. Проходивший в тот момент паровой буксир оттянул самолёт к правому берегу Невы у Малоохтинского проспекта. При буксировке было повреждено стекло в носовой части самолета. Пассажиры были эвакуированы и отправлены в Таллин.
Позднее специальный пароход с водосливом стал откачивать воду из самолёта. Однако вода из пробоин прибывала быстрее, и, как результат, к утру Ту-124 затонул. На другой день под самолёт подвели понтоны и буксиром оттащили на территорию нынешнего комплекса «Ленэкспо», к Шкиперскому протоку, где базировалась войсковая часть.
После было принято решение списать машину из-за поломок. Отсоединили кабину и отправили в качестве тренажёра в Тамбовскую область, в Кирсановскую авиашколу. Фюзеляж долго валялся на берегу, потом его разрезали на металлолом.
Лётчика Виктора Мостового наказали и уволили. Но после того, как многие иностранные авиакомпании стали его звать к себе на работу, было решено восстановить героя в должности и наградить. Но только до самой пенсии лётчика сослали служить за Уральские горы, чтобы он не общался с иностранными журналистами.