|
"Может ли в России власть быть успешной?
опубликовал
fidelis
4833 дня 9 часов 27 минут назад
В данной статье анализируются результаты опроса общественного мнения части горожан, имевших опыт общения с органами исполнительной власти на региональном уровне.
На этот вопрос, кажущийся с первого взгляда довольно простым, тем не менее, нелегко ответить. Чтобы существенно сузить рамки его изучения необходимо определиться, какая власть нас интересует судебная, законодательная или исполнительная? Далее, на каком уровне следует рассматривать успешность власти? На муниципальном, на уровне субъекта Федерации, или на федеральном уровне. Если изначально взять за основу такой тезис: «любая власть успешной в России быть не может по определению, ибо это крест державы, который она несет с момента образования и вероятно до момента своей гибели», то мы не получим ответа на вопрос: почему? Поэтому, в нашем случае мы попытаемся провести небольшое исследование деятельности отдельных структурных подразделений исполнительной власти на региональном уровне, как одного из элементов системы государственного управления. По крайней мере, на этом примере можно судить о состоянии всей системы государственной власти. То, что в этой системе не все благополучно наглядно свидетельствуют такие факты, как неисполнительность чиновников уже на федеральном уровне. Если, даже поручения президента систематически не выполняются и игнорируются, то, что говорить тогда о региональном и муниципальном уровнях управления. Сейчас в недрах государственного аппарата зреет идея децентрализации власти. Хотелось бы надеяться, что прежде, чем будет запущен механизм реорганизации всей управленческой системы ее исполнители и идейные вдохновители внимательно изучат отечественный и зарубежный опыт, на примере, хотя бы той же Франции, которая на протяжении последних двух столетий неоднократно проводила децентрализацию и централизацию государственных органов управления, и наоборот. пока, наконец в восьмидесятых годах прошлого столетия не выстрадала действующую и поныне систему управлении, вступившую в действие, на основании Закона о правах и свободе коммун, департаментов и регионов, в 1982 году. Последний опыт оказался настолько удачным, что позволил часть полномочий в области экономического и социального планирования, налогообложения и образования передать регионам. В настоящее время бюджет местных органов управления формируется на ѕ из налоговых поступлений и примерно на ј за счет государственных субсидий. Но Франция не многонациональная неконгруэнтная федерация, какой является Россия. В ней еще не скоро проявятся сепаратистские тенденции. Это может произойти в том случае, когда эмигранты, выходцы из бывших колоний, проживающие во Франции станут большинством или, когда их станет достаточно много, в них проснется национальное самосознание и они поймут свою силу и захотят образовать какую-либо автономию по религиозному признаку, тем более, что большинство из эмигрантов исповедуют ислам. Примером закладывания. так называемых этнологических бомб служит Югославия. Такая же ситуация зреет в Крыму. Что касается России, то в ее федеративном устройстве изначально заложен элемент сепаратизма, так как в неконгруэнтных федерациях социальный и культурные характеристики субъектов сильно отличаются друг от друга и от федерации в целом, кроме этого политические и социальные границы между религиозными и этническими меньшинствами не совпадают. Поэтому существует угроза того, что децентрализация будет доведена до абсурда, в результате которого может произойти распад самой России, по многонациональным вотчинам. Желающие это сделать уже стоят в очереди за своим куском пирога от тела, пока еще существующего государства, начиная от стран Прибалтики, которые имеют к нашей стране территориальные претензии и кончая Японией и Китаем, Правда, если быть до конца откровенным то у французов были периоды, когда каждая деревня стала считать себя чрезвычайно самостоятельной, что понадобились определенные усилия, для устранения такого эффекта децентрализации. Ну бог с ней с Францией. Она нам даже не родственник. Поэтому наша душа должна болеть о нашей родине матушке России. Мы же попробуем рассмотреть вопрос об успешности власти более подробно, причем остановимся на ее исполнительной ветви. Анализировать деятельность судебной и законодательной власти, по нашему мнению, в данной статье не имеет смысла, так как исполнительная власть наиболее полно наделена властными полномочиями и имеет более широкий круг обязанностей в отличие от других уровней власти, что позволяет ей играть ключевую роль в жизни не только отдельного субъекта федерации, но и всего государства. Кроме этого именно исполнительная власть в большей степени является объектом для критики со стороны не только отдельных граждан, но и целых социальных групп, в том числе некоторой части общества, которую принято называть оппозицией. Наивно думать, что законодательная и судебная власть полностью независима в своей деятельности от исполнительной власти. К примеру, губернатор имеет право наложить вето на любой закон. который захочет принять региональный парламент, но вето может быть преодолено абсолютным большинством, то есть двумя третям депутатов законодательного собрания. В ответ на такую «фронду» губернатор может использовать другие рычаги давления на своих парламентариев, ни для кого не секрет, что любой губернатор имеет свое лобби, которое позволяет ему реализовывать не популярные в народе меры. Что касается судебной власти, то по закону судья независим в выборе своего решения. Но бывают жизненные ситуации, когда судья озвучивает навязанный ему вердикт, не руководствуясь своим правосознанием. Потому что судья человек, а не машина для объявления приговора и, следовательно, на него можно оказать давление, так как он определенным образом, связан с исполнительной властью незримыми узами. При анализе нам не обойтись без определения целей и задач мини-исследования, определение предмета и объекта исследования, критериев, оценочных индикаторов успешности и определения основных понятий, а также выбрать с методы сбора информации и определить выборку. Не придавая статье строго научный характер, мы ограничились минимальным количеством инструментария, на сколько это возможно, для получения окончательного вывода, заявленного в интересующего нас вопросе. Как образец в изучении вопросов в такой постановке, по нашему мнению, представляет интерес монография коллектива исследователей Волгоградской Академии государственной службы в составе: Бурова А.Н.,Дильмана Д.А., Смолянского П.В. под названием «Власть и общество: успешность деятельности властных структур в глазах жителей региона». В данном исследовании на основе анализа общественного мнения сделаны достаточно интересные выводы. Подробно не останавливаясь на этой работе, мы упростили наше исследование об успешности власти, используя понятие «человек с улицы», предложенное американским психологом Ф.Хейдером, который считал, что мнение среднего человека, или как он назвал «человека с улицы» важней учитывать, чем мнение отдельных, закрытых, социальных групп. В нашем случае это очень важно и поэтому мы будем опираться на мнение среднего россиянина трудоспособного возраста, имеющего опыт общения с некоторыми институтами исполнительной власти на уровне города федерального значения, а также на мнения людей, с которыми нам приходилось общаться во время изучения мнения граждан по вопросам участия в выборах. Мы не ставим перед собой цель подробно останавливаться на технологии проведения исследования и ограничимся описанием его отдельных элементов. Необходимо отметить то, что в проводимом исследовании мы не будем разделять социальные и психологические аспекты управленческой деятельности исполнительной власти. Хотя при проведении полномасштабного изучения нашего вопроса это бы пришлось сделать. Следует объяснить наше стремление оценить деятельность властей по руководству жилищно-коммунальных хозяйством. Дело в том, что именно эта сфера городского управления оказалась наиболее провальной для руководства одного из значимых субъектов Федерации. Произошло это в период с 2010 года по 2011 год, когда городские власти оказались не готовыми к борьбе с разгулявшейся стихией. Кроме этого, по мнению горожан, власть не в состоянии бороться с коррупцией. За последние годы ни один из чиновников не попал в поле зрения правоохранительных органов. Весьма странно, ибо система откатов в городе продолжает существовать и обогащать зарвавшихся бюрократов. В системе здравоохранения тоже не все благополучно. Многие больницы города десятилетиями не видели ремонта, а высшие должностные лица позволяют себе покупать дорогую мебель в личный кабинет за государственный счет. Во времена существования СССР, когда мы еще гордились бесплатным медицинским обслуживанием, Минздравом был выпущен один из плакатов из серии политическая карикатура. На этом плакате был изображен врач с ухмылкой маньяка, который держал на вытянутых руках шприц. Пациент- бедолага, стоял с вывернутыми карманами с недоумевающим лицом. Снизу была надпись, которая судя по всему, говорила о требовании врача к больному. Мы возьмем на себя смелость и воспроизведем эти проникновенные слова: « Раздевайся пациент, отдавай последний цент, заболел, не дорожись. Либо деньги, либо жизнь!» Это было у них, и кто бы мог подумать, что через два десятилетия это станет и у нас. Недавно, один из моих знакомых вынужден был заплатить около 120 тысяч за титановую пластинку немецкого производства, российского титана, судя по всему, уже не стало, чтобы ему с помощью этой пластины скрепили раздробленные кости. Даже для этого человека была проблема достать деньги на лечение, хотя он прилично зарабатываем. А что говорить о гражданах, не обремененных большими деньгами. Если ждать очереди по квоте, то нога, подобно уродливому растению за это время станет кривой. Выход один, идти в банк и закладывать свою душу со вкупе с имеющейся недвижимостью. Ибо человеческая душа никому не нужна кроме бога и дьявола.
Даже система образования, которой мы когда то гордились, теперь стала ареной для применения различного рода криминальных схем по добыче нетрудовых доходов. Ниже мы еще раз остановимся на болевых точках в деятельности административно-управленческого аппарата города Санкт-Петербурга. А пока следует разъяснить, что при оценке успешности мы использовали суммарный интегративный показатель, в соответствие с критериями. имеющими оценочные индикаторы. Сумма оценочных показателей, деленная на количество критериев, позволит определить уровень успешности. К примеру, низкий уровень успешности исполнительной власти в семи-балльной шкале составляет от 0 до 3 баллов, средний уровень от 3,1 до 5 баллов, высокий уровень успешности от 5,1 до 7 баллов. В качестве критериев успешности использовались такие показатели, как эффективность, авторитетность, открытость, публичность, доступность, преемственность, моральность, мобильность, нонбюрократичность. компетентность,. мотивация, эмпатия Таким образом, в нашем распоряжении было12 критериев и пятьдесят восемь оценочных индикаторов по которым мы, с помощью граждан, и оценили практическую деятельность городских властей. Нет нужды подробно останавливаться на каждом критерии и описывать его оценочные индикаторы, за исключением одного, который мы вводим впервые в обиход, он называется нонбюрократичность. В нашем понимании этот новый термин характеризует способность государственного управленческого аппарата противостоять и нивелировать свою бюрократическую сущность, а также, его способность критически оценивать свою деятельность и оптимизировать ее в случае необходимости. Наиболее характерными чертами проявления бюрократических тенденций являются необоснованное расширение штатно-должностной структуры, делегирование части своих властных полномочий подчиненным, резкое увеличение документооборота, нарушение регламента рабочего времени. проявление в среде сотрудников пренебрежительного и бездушного отношения, проявление хамства, грубости, к гражданам, обращающимся к исполнительной власти, поиск предлогов для отказа, всевозможные отписки и затягивание решения проблем граждан и т.п. Государственному аппарату свойственно, как легендарной птице Феникс после очередного реформирования постепенно восстанавливать свою первоначальную численность, а зачастую и приумножать ее. Поэтому во многих странах существует система сдержек и противовесов, которая ограничивает в определенных пределах бюрократические замашки госаппарата в лице его сотрудников. А вот, на сколько эффективно, она действует, это уже другой вопрос, который ждет своего изучения.
По данным полученным в результате проведенного исследования суммарный интегративный показатель успешности составил 3,0 балла, что соответствует низкому уровню. Возникает закономерный вопрос почему? Мы не беремся рассматривать второстепенные факторы, а берем во внимание узловые проблемы, которые актуальны и для других регионов, невзирая на их различный уровень экономического развития и существенное различие по иным основаниям.
На гистограмме № 1 отображены цифровые показатели индикаторов, использованных для оценки эффективности исполнительной власти.
Гистограмма № 1
Оценочных показателей, характеризующих
эффективность исполнительной власти
1.в экономической сфере; 2.в жилищно-коммунальной сфере; 3.в науке 4. в культуре; 5.в сфере образования; 6 в сфере.здравохранения;7 в.социальной сфере; 8.в сфере информационных технологий ;9 в.сфере подготовки кадров; 10. в сфере обеспечения безопасности граждан; 11.в сфере градостроения и архитектуры; 12.в сфере противодействия коррупции;13. в сфере молодежной политики. спорта и туризма;14.в сфере межнациональных отношений;15.в сфере межрелигиозных отношений;16. в сфере противодействия терроризму и экстремизму;17.в законотворческой сфере;18.в сфере совершенствования и дальнейшего развития городской инфраструктуры; 19.в сфере развития транспорта; 20.в сфере бизнеса; 21.в сфере искусства; 22.в сфере профилактики и противодействия наркомании среди молодежи; 23. общая оценка.
В нашей трактовке под эффективностью исполнительной власти следует понимать результативность управления, которое является следствием способностей управленческого аппарата разрабатывать качественные управленческие решения и добиваться достижения поставленных целей. В качестве оценочных индикаторов мы использовали 23 показателя. Поэтому оценочный показатель эффективности оцениваемой в семи балльной шкале будет представлять частное от деления суммы показателей на их количество. Наиболее низкие оценки, по мнению респондентов, заслуживает деятельность органов исполнительной власти в сфере управления городским жилищно-коммунальным хозяйством, в сфере здравохранения, в сфере обеспечения безопасности граждан, в сфере противодействия коррупции, в законотворческой сфере, в сфере профилактики и противодействия наркомании среди молодежи.
Таким образом, комментируя отдельные показатели, следует отметить, что исполнительная власть сама породила те проблемы, которые сейчас волнуют горожан. К примеру. раздробив систему жилищно-коммунального хозяйства на коммерческие структуры городская власть потеряла эффективные рычаги управления этой важной отраслью. В некоторых районах, так называемые жилкомсервисы, показали свою несостоятельность в ликвидации последствий суровых зим 2009-2010 годов. Став управляющими компаниями, эти коммерческие структуры превратились в механизм по выкачиванию денег из карманов налогоплательщиков. Что касается местного здравоохранения, то в городе существуют больницы, где ремонт последний раз делался в период существования советского государства. О качестве предоставления медицинских услуг населению, вообще говорить стыдно, потому, что это самое качество упирается в экономическую состоятельность пациента, то есть если есть деньги, то будет качество, если их нет, то ни на какое качество не стоит претендовать. Оно только, для состоятельных граждан. Учитывая то, что согласно статистике, около 80% россиян являются бедными, можно утверждать, качественное медицинское обслуживание не для народа. О безопасности граждан тоже нечего сказать. Кадровая чистка и смена вывески не принесла ощутимых изменений в деятельности органов внутренних дел, обеспечивающих безопасность граждан. Никакой борьбы с коррупцией в городе не наблюдается, как считают респонденты, криминальные схемы по хищению бюджетных средств, продолжают существовать, система откатов действует четко и слажено. Цена услуг чиновнического люда продолжают устойчиво повышаться, невзирая ни на какие кризисы. Ряды активных наркоманов продолжают множиться, перекрывая их естественную убыль. Последствия могут быть плачевными не только для города, но и для страны в целом. Как один из вариантов возможного будущего описан в нашем стихотворении, которое называется «Сон».
«Сон»
Над обезлюдившей Россией,
Рассвет кровавый настает,
Пустые города и села,
Никто в них больше не живет,
Земля безмолвием объята,
Вобрала ужас бытия,
Все вдруг застыло и завяло,
Не видно даже воронья,
.Исчез, как будто не жил вовсе,
Могучий некогда народ,
И некому поднять Россию,
Заставить двигаться вперед,
.Нас всех убили беспощадно,
И не война тому виной,
Наркотики, творенье злобы,
И символ подлости людской,
Кто в руки взял свой меч кровавый?
Об этом стоит лишь гадать,
Как молодежь уничтожали,
Нельзя об этом забывать,
.Как наши дети уходили,
Туда, где нет пути назад,
Презрев родителей наказы,
Идя прямой дорогой в ад,
.Как нашу землю зачищали,
Мы были лишние на ней,
Пространство жизненное наше,
Теперь уж ждет других людей,
Такая жуткая картина,
Мне виделась во сне порой,
Проснувшись, я был рад и счастлив,
Что мой народ еще живой,
Есть время хорошо подумать,
Как нам страну не потерять,
И сделать наконец-то выбор,
Мы будем жить, иль вымирать.
Боже храни Россию от подобных сценариев. Наша страна уже сейчас является крупнейшим потребителем дьявольской отравы. А дело все в том, что решение властей в 90-х годах о свободном обороте иностранной валюты было ошибочным. Рубль не являлся привлекательной валютой для производителей наркотиков, поэтому львиная доля наркотрафика шла транзитом через Россию в Европу и Америку. Разрешив свободное хождение в стране доллара, мы сами открыли дорогу для наркотиков, ибо отпала необходимость их переправлять в другие страны, когда рынок сбыта оказался рядом, и за те же зеленые. Государство избавилось от спекулянтов валютой, но породило еще более серьезную проблему, такую как наркомания. Сейчас, чтобы сбить остроту этого явления следовало запретить на некоторое время свободное хождение иностранной валюты. В конце. концов, выезжающий за границу может поменять рубли на валюту в той стране, куда он выезжает. Вопрос остается открытым может ли власть хотя бы ограничить свободное хождение в стране иностранной валюты или нет? Или дело зашло настолько далеко, что государство уже не в состоянии бороться с наркомафией? Мы уже не упоминаем о проблеме алкоголизма, когда уровень годового употребления алкоголя на душу населения в нашей стране давно превысил 18 литров, включая новорожденных. По данным ВОЗ (всемирной организации здравоохранения) при таком показателе нация полностью деградирует. А мы пока еще держимся, но это вопрос времени. Уже существуют достаточно пессимистические прогнозы, где в недалеком будущем великий и могучий «суперэтнос» может исчезнуть полностью, или ассимилироваться, потеряв свою самобытность.
Но вернемся, к остальным критериям успешности и их оценочным индикаторам с целью констатации факта о том, что авторитетность управленческого аппарата исполнительной власти, преемственность, моральность, мобильность, нонбюрократичность управленческих структур, мотивация и эмпатия сотрудников также находится на низком уровне.
Конечно, следует признать, что оценка деятельности системы государственного управления на региональном уровне достаточно субъективна. Некоторые факторы вообще некорректно сравнивать. К примеру, вопрос о преемственности исполнительной власти. При прежнем губернаторе городской бюджет был примерно в пять раз меньше чем сейчас, поэтому многие социальные программы не решались и даже не планировались по одной простой причине, в городской казне не было на это денег. Кроме этого, во времена существования Советского Союза партийный работник волей-неволей обязан был проводить политику партии на своем уровне. Этим достигалась преемственность. Предшественник нынешнего губернатора не был завязан на властные партийные структуры и просто решал насущные проблемы населения, на сколько, ему это удавалось. Но с другой стороны все ключевые фигуры, работавшие при прежнем руководстве, за восемь лет были полностью заменены. Свой пост сохранили единицы сумевшие доказать свою личную лояльность новому руководству. Но это уже традиция, новый руководитель всегда набирает свою команду из людей, которых лично знает и на которых может положиться, невзирая на их профессионализм. Так было при советской власти, такой же кадровый принцип существует и теперь на любом уровне государственного управления. Хотя такое положение дел объясняется чисто психологическими причинами, а не осознанной необходимостью. Ведь человек всегда более комфортно чувствует в социальном окружении близких ему людей. В качестве отступления от темы следует упомянуть, что во Франции, которую мы уже неоднократно упоминали, чувства начальника не принимаются в расчет, там госслужащие не имеют права состоять ни в какой партии. Там ставка делается на профессионализм чиновников. Основными критериями кадрового подбора сотрудников в ряде зарубежных стран является наличие специального образования, опыт работы и психологическая совместимость. Иногда обращают внимание на возраст. В Германии иной раз кандидатов на госслужбу подвергают более экзотическому испытанию. Например, они принимают участие в банальной попойке за государственный счет. Специально назначенный человек пытается усиленно споить своего подопечного. Другой человек внимательно следит за тем как ведет себя испытуемый под влиянием алкоголя. Неумение вести и контролировать свое поведение может служить отказом для претендента за замещение вакантной должности. В отдельных структурах даже используется полиграф, причем, гораздо раньше, чем стали использовать его в кадровой работе, наши правоохранительные органы. Возвращаясь к теме нашего повествования, следует пояснить, что субъективность оценок респондентов можно легко проверить вполне конкретными показателями. Например. достаточно взять телефонный справочник, к примеру за 2000-2003 год и сравнить его с телефонным справочником 2010-2011 год и мы легко убедимся, что большое количество чиновников в нем отсутствует. Если жители, какого либо дома обратятся с жалобой на качество проведенного месяц назад ремонта, то становится понятным то, что фирма, производившая этот ремонт, даже если она победила в конкурсе и выиграла право участвовать в работе за счет дешевизны своих услуг, чтобы не разориться использовала некачественные материалы и дешевую рабочую силу. Кроме этого осуществила подкуп должностных лиц, принимавших их работу. Поэтому на каждый субъективный показатель, зависящий от личности респондента можно найти вполне объективные данные, которые будут свидетельствовать о том, что гражданин, так или иначе оценивший деятельность городских властей не так уж далек от истины.
На гистограмме № 2 изображены оценочные показатели уровня успешности исполнительной власти по трем социальным группам, женщины. мужчины и эксперты, в возрасте от 20 до 60 лет, имеющие среднее, средне -специальное и высшее образование со средним доходом 15 тыс. на человек. В качестве экспертов использовались сотрудники государственных структур управления, имеющие опыт работы не менее 3 лет.
Гистограмма № 2
оценочных показателей, характеризующих
уровень успешность исполнительной власти
Примечание: 1. Эффективность управленческого аппарата; 2. Авторитетность управленческого аппарата; 3.Открытость 4.Публичность; 5. Доступность; 6.Преемственность; 7. Моральность; 8. Мобильность управленческого аппарата; 9. Нонбюрократичность управленческого аппарата; 10.Компетентность сотрудников управленческого аппарата; 11 Мотивация сотрудников управленческого аппарата; 12. Эмпатия сотрудников управленческого аппарата.
Чтобы повысить репрезентативность выборки, респондентам было предложено назвать максимальное количество человек из своего ближайшего социального окружения из числа родственников, друзей и знакомых, которые полностью разделяют мнения своих товарищей по предложенной тематике. Таким образом, общее количество горожан, мнение которых нам удалось узнать, составило 1600 человек.
Так уж получилось, что наше исследование проводилось перед грядущей сменой руководителя одного из значимых субъектов российской федерации. Следует отметить, что мы не ставили перед собой цель определения уровня популярности того, или иного руководителя регионального уровня, как это достаточно часто делается при определении рейтинга. Мы, просто сделали социальный срез в изучении мнения горожан, которые низко оценили успешность городской власти в управлении мегаполисом, так как столкнулись с этой самой властью, решая свои проблемы. И действительно, какое мнение должно быть о власти у людей, которые на протяжении двух лет обивали пороги чиновничьих кабинетов с просьбой отремонтировать крышу своего дома. Поэтому в сознании граждан столкнувшихся с чиновничьим равнодушием, и бездеятельностью, все достижения аппарата государственного управления какими бы они значимыми не были, просто нивелируются. И здесь опять срабатывает психологический фактор. Для человека ближе к сердцу решение его проблем, чем прочих. Конечно, за обезличенным понятием исполнительная власть стоят вполне конкретные люди. В нашем случае, проанализировав полученные результаты, приходится констатировать на сегодняшний день исполнительная ветвь государственной власти города Санкт-Петербурга, по мнению части горожан успешной быть не может по ряду причин, в том числе и о которых было упомянуто. Что касается успешности власти в масштабе всей России, то она никогда не была на высоком уровне, и вряд ли будет успешной в обозримом будущем. Если вспомнить слова одного из классиков, который считал, что материальную базу коммунистического общества построить несложно, а вот изменить сознание людей, и воспитать нового человека на это может понадобиться сотня лет. Нам нечего возразить в ответ и лишь стоит надеяться, что в отдаленном будущем власть имущие будут делать все для людей и может быть тогда эта самая власть станет действительно народной, то есть с человеческим лицом.
Осипов С.А.«Может ли в России власть быть успешной?».
На этот вопрос, кажущийся с первого взгляда довольно простым, тем не менее, нелегко ответить. Чтобы существенно сузить рамки его изучения необходимо определиться, какая власть нас интересует судебная, законодательная или исполнительная? Далее, на каком уровне следует рассматривать успешность власти? На муниципальном, на уровне субъекта Федерации, или на федеральном уровне. Если изначально взять за основу такой тезис: «любая власть успешной в России быть не может по определению, ибо это крест державы, который она несет с момента образования и вероятно до момента своей гибели», то мы не получим ответа на вопрос: почему? Поэтому, в нашем случае мы попытаемся провести небольшое исследование деятельности отдельных структурных подразделений исполнительной власти на региональном уровне, как одного из элементов системы государственного управления. По крайней мере, на этом примере можно судить о состоянии всей системы государственной власти. То, что в этой системе не все благополучно наглядно свидетельствуют такие факты, как неисполнительность чиновников уже на федеральном уровне. Если, даже поручения президента систематически не выполняются и игнорируются, то, что говорить тогда о региональном и муниципальном уровнях управления. Сейчас в недрах государственного аппарата зреет идея децентрализации власти. Хотелось бы надеяться, что прежде, чем будет запущен механизм реорганизации всей управленческой системы ее исполнители и идейные вдохновители внимательно изучат отечественный и зарубежный опыт, на примере, хотя бы той же Франции, которая на протяжении последних двух столетий неоднократно проводила децентрализацию и централизацию государственных органов управления, и наоборот. пока, наконец в восьмидесятых годах прошлого столетия не выстрадала действующую и поныне систему управлении, вступившую в действие, на основании Закона о правах и свободе коммун, департаментов и регионов, в 1982 году. Последний опыт оказался настолько удачным, что позволил часть полномочий в области экономического и социального планирования, налогообложения и образования передать регионам. В настоящее время бюджет местных органов управления формируется на ѕ из налоговых поступлений и примерно на ј за счет государственных субсидий. Но Франция не многонациональная неконгруэнтная федерация, какой является Россия. В ней еще не скоро проявятся сепаратистские тенденции. Это может произойти в том случае, когда эмигранты, выходцы из бывших колоний, проживающие во Франции станут большинством или, когда их станет достаточно много, в них проснется национальное самосознание и они поймут свою силу и захотят образовать какую-либо автономию по религиозному признаку, тем более, что большинство из эмигрантов исповедуют ислам. Примером закладывания. так называемых этнологических бомб служит Югославия. Такая же ситуация зреет в Крыму. Что касается России, то в ее федеративном устройстве изначально заложен элемент сепаратизма, так как в неконгруэнтных федерациях социальный и культурные характеристики субъектов сильно отличаются друг от друга и от федерации в целом, кроме этого политические и социальные границы между религиозными и этническими меньшинствами не совпадают. Поэтому существует угроза того, что децентрализация будет доведена до абсурда, в результате которого может произойти распад самой России, по многонациональным вотчинам. Желающие это сделать уже стоят в очереди за своим куском пирога от тела, пока еще существующего государства, начиная от стран Прибалтики, которые имеют к нашей стране территориальные претензии и кончая Японией и Китаем, Правда, если быть до конца откровенным то у французов были периоды, когда каждая деревня стала считать себя чрезвычайно самостоятельной, что понадобились определенные усилия, для устранения такого эффекта децентрализации. Ну бог с ней с Францией. Она нам даже не родственник. Поэтому наша душа должна болеть о нашей родине матушке России. Мы же попробуем рассмотреть вопрос об успешности власти более подробно, причем остановимся на ее исполнительной ветви. Анализировать деятельность судебной и законодательной власти, по нашему мнению, в данной статье не имеет смысла, так как исполнительная власть наиболее полно наделена властными полномочиями и имеет более широкий круг обязанностей в отличие от других уровней власти, что позволяет ей играть ключевую роль в жизни не только отдельного субъекта федерации, но и всего государства. Кроме этого именно исполнительная власть в большей степени является объектом для критики со стороны не только отдельных граждан, но и целых социальных групп, в том числе некоторой части общества, которую принято называть оппозицией. Наивно думать, что законодательная и судебная власть полностью независима в своей деятельности от исполнительной власти. К примеру, губернатор имеет право наложить вето на любой закон. который захочет принять региональный парламент, но вето может быть преодолено абсолютным большинством, то есть двумя третям депутатов законодательного собрания. В ответ на такую «фронду» губернатор может использовать другие рычаги давления на своих парламентариев, ни для кого не секрет, что любой губернатор имеет свое лобби, которое позволяет ему реализовывать не популярные в народе меры. Что касается судебной власти, то по закону судья независим в выборе своего решения. Но бывают жизненные ситуации, когда судья озвучивает навязанный ему вердикт, не руководствуясь своим правосознанием. Потому что судья человек, а не машина для объявления приговора и, следовательно, на него можно оказать давление, так как он определенным образом, связан с исполнительной властью незримыми узами. При анализе нам не обойтись без определения целей и задач мини-исследования, определение предмета и объекта исследования, критериев, оценочных индикаторов успешности и определения основных понятий, а также выбрать с методы сбора информации и определить выборку. Не придавая статье строго научный характер, мы ограничились минимальным количеством инструментария, на сколько это возможно, для получения окончательного вывода, заявленного в интересующего нас вопросе. Как образец в изучении вопросов в такой постановке, по нашему мнению, представляет интерес монография коллектива исследователей Волгоградской Академии государственной службы в составе: Бурова А.Н.,Дильмана Д.А., Смолянского П.В. под названием «Власть и общество: успешность деятельности властных структур в глазах жителей региона». В данном исследовании на основе анализа общественного мнения сделаны достаточно интересные выводы. Подробно не останавливаясь на этой работе, мы упростили наше исследование об успешности власти, используя понятие «человек с улицы», предложенное американским психологом Ф.Хейдером, который считал, что мнение среднего человека, или как он назвал «человека с улицы» важней учитывать, чем мнение отдельных, закрытых, социальных групп. В нашем случае это очень важно и поэтому мы будем опираться на мнение среднего россиянина трудоспособного возраста, имеющего опыт общения с некоторыми институтами исполнительной власти на уровне города федерального значения, а также на мнения людей, с которыми нам приходилось общаться во время изучения мнения граждан по вопросам участия в выборах. Мы не ставим перед собой цель подробно останавливаться на технологии проведения исследования и ограничимся описанием его отдельных элементов. Необходимо отметить то, что в проводимом исследовании мы не будем разделять социальные и психологические аспекты управленческой деятельности исполнительной власти. Хотя при проведении полномасштабного изучения нашего вопроса это бы пришлось сделать. Следует объяснить наше стремление оценить деятельность властей по руководству жилищно-коммунальных хозяйством. Дело в том, что именно эта сфера городского управления оказалась наиболее провальной для руководства одного из значимых субъектов Федерации. Произошло это в период с 2010 года по 2011 год, когда городские власти оказались не готовыми к борьбе с разгулявшейся стихией. Кроме этого, по мнению горожан, власть не в состоянии бороться с коррупцией. За последние годы ни один из чиновников не попал в поле зрения правоохранительных органов. Весьма странно, ибо система откатов в городе продолжает существовать и обогащать зарвавшихся бюрократов. В системе здравоохранения тоже не все благополучно. Многие больницы города десятилетиями не видели ремонта, а высшие должностные лица позволяют себе покупать дорогую мебель в личный кабинет за государственный счет. Во времена существования СССР, когда мы еще гордились бесплатным медицинским обслуживанием, Минздравом был выпущен один из плакатов из серии политическая карикатура. На этом плакате был изображен врач с ухмылкой маньяка, который держал на вытянутых руках шприц. Пациент- бедолага, стоял с вывернутыми карманами с недоумевающим лицом. Снизу была надпись, которая судя по всему, говорила о требовании врача к больному. Мы возьмем на себя смелость и воспроизведем эти проникновенные слова: « Раздевайся пациент, отдавай последний цент, заболел, не дорожись. Либо деньги, либо жизнь!» Это было у них, и кто бы мог подумать, что через два десятилетия это станет и у нас. Недавно, один из моих знакомых вынужден был заплатить около 120 тысяч за титановую пластинку немецкого производства, российского титана, судя по всему, уже не стало, чтобы ему с помощью этой пластины скрепили раздробленные кости. Даже для этого человека была проблема достать деньги на лечение, хотя он прилично зарабатываем. А что говорить о гражданах, не обремененных большими деньгами. Если ждать очереди по квоте, то нога, подобно уродливому растению за это время станет кривой. Выход один, идти в банк и закладывать свою душу со вкупе с имеющейся недвижимостью. Ибо человеческая душа никому не нужна кроме бога и дьявола.
Даже система образования, которой мы когда то гордились, теперь стала ареной для применения различного рода криминальных схем по добыче нетрудовых доходов. Ниже мы еще раз остановимся на болевых точках в деятельности административно-управленческого аппарата города Санкт-Петербурга. А пока следует разъяснить, что при оценке успешности мы использовали суммарный интегративный показатель, в соответствие с критериями. имеющими оценочные индикаторы. Сумма оценочных показателей, деленная на количество критериев, позволит определить уровень успешности. К примеру, низкий уровень успешности исполнительной власти в семи-балльной шкале составляет от 0 до 3 баллов, средний уровень от 3,1 до 5 баллов, высокий уровень успешности от 5,1 до 7 баллов. В качестве критериев успешности использовались такие показатели, как эффективность, авторитетность, открытость, публичность, доступность, преемственность, моральность, мобильность, нонбюрократичность. компетентность,. мотивация, эмпатия Таким образом, в нашем распоряжении было12 критериев и пятьдесят восемь оценочных индикаторов по которым мы, с помощью граждан, и оценили практическую деятельность городских властей. Нет нужды подробно останавливаться на каждом критерии и описывать его оценочные индикаторы, за исключением одного, который мы вводим впервые в обиход, он называется нонбюрократичность. В нашем понимании этот новый термин характеризует способность государственного управленческого аппарата противостоять и нивелировать свою бюрократическую сущность, а также, его способность критически оценивать свою деятельность и оптимизировать ее в случае необходимости. Наиболее характерными чертами проявления бюрократических тенденций являются необоснованное расширение штатно-должностной структуры, делегирование части своих властных полномочий подчиненным, резкое увеличение документооборота, нарушение регламента рабочего времени. проявление в среде сотрудников пренебрежительного и бездушного отношения, проявление хамства, грубости, к гражданам, обращающимся к исполнительной власти, поиск предлогов для отказа, всевозможные отписки и затягивание решения проблем граждан и т.п. Государственному аппарату свойственно, как легендарной птице Феникс после очередного реформирования постепенно восстанавливать свою первоначальную численность, а зачастую и приумножать ее. Поэтому во многих странах существует система сдержек и противовесов, которая ограничивает в определенных пределах бюрократические замашки госаппарата в лице его сотрудников. А вот, на сколько эффективно, она действует, это уже другой вопрос, который ждет своего изучения.
По данным полученным в результате проведенного исследования суммарный интегративный показатель успешности составил 3,0 балла, что соответствует низкому уровню. Возникает закономерный вопрос почему? Мы не беремся рассматривать второстепенные факторы, а берем во внимание узловые проблемы, которые актуальны и для других регионов, невзирая на их различный уровень экономического развития и существенное различие по иным основаниям.
На гистограмме № 1 отображены цифровые показатели индикаторов, использованных для оценки эффективности исполнительной власти.
Гистограмма № 1
Оценочных показателей, характеризующих
эффективность исполнительной власти
1.в экономической сфере; 2.в жилищно-коммунальной сфере; 3.в науке 4. в культуре; 5.в сфере образования; 6 в сфере.здравохранения;7 в.социальной сфере; 8.в сфере информационных технологий ;9 в.сфере подготовки кадров; 10. в сфере обеспечения безопасности граждан; 11.в сфере градостроения и архитектуры; 12.в сфере противодействия коррупции;13. в сфере молодежной политики. спорта и туризма;14.в сфере межнациональных отношений;15.в сфере межрелигиозных отношений;16. в сфере противодействия терроризму и экстремизму;17.в законотворческой сфере;18.в сфере совершенствования и дальнейшего развития городской инфраструктуры; 19.в сфере развития транспорта; 20.в сфере бизнеса; 21.в сфере искусства; 22.в сфере профилактики и противодействия наркомании среди молодежи; 23. общая оценка.
В нашей трактовке под эффективностью исполнительной власти следует понимать результативность управления, которое является следствием способностей управленческого аппарата разрабатывать качественные управленческие решения и добиваться достижения поставленных целей. В качестве оценочных индикаторов мы использовали 23 показателя. Поэтому оценочный показатель эффективности оцениваемой в семи балльной шкале будет представлять частное от деления суммы показателей на их количество. Наиболее низкие оценки, по мнению респондентов, заслуживает деятельность органов исполнительной власти в сфере управления городским жилищно-коммунальным хозяйством, в сфере здравохранения, в сфере обеспечения безопасности граждан, в сфере противодействия коррупции, в законотворческой сфере, в сфере профилактики и противодействия наркомании среди молодежи.
Таким образом, комментируя отдельные показатели, следует отметить, что исполнительная власть сама породила те проблемы, которые сейчас волнуют горожан. К примеру. раздробив систему жилищно-коммунального хозяйства на коммерческие структуры городская власть потеряла эффективные рычаги управления этой важной отраслью. В некоторых районах, так называемые жилкомсервисы, показали свою несостоятельность в ликвидации последствий суровых зим 2009-2010 годов. Став управляющими компаниями, эти коммерческие структуры превратились в механизм по выкачиванию денег из карманов налогоплательщиков. Что касается местного здравоохранения, то в городе существуют больницы, где ремонт последний раз делался в период существования советского государства. О качестве предоставления медицинских услуг населению, вообще говорить стыдно, потому, что это самое качество упирается в экономическую состоятельность пациента, то есть если есть деньги, то будет качество, если их нет, то ни на какое качество не стоит претендовать. Оно только, для состоятельных граждан. Учитывая то, что согласно статистике, около 80% россиян являются бедными, можно утверждать, качественное медицинское обслуживание не для народа. О безопасности граждан тоже нечего сказать. Кадровая чистка и смена вывески не принесла ощутимых изменений в деятельности органов внутренних дел, обеспечивающих безопасность граждан. Никакой борьбы с коррупцией в городе не наблюдается, как считают респонденты, криминальные схемы по хищению бюджетных средств, продолжают существовать, система откатов действует четко и слажено. Цена услуг чиновнического люда продолжают устойчиво повышаться, невзирая ни на какие кризисы. Ряды активных наркоманов продолжают множиться, перекрывая их естественную убыль. Последствия могут быть плачевными не только для города, но и для страны в целом. Как один из вариантов возможного будущего описан в нашем стихотворении, которое называется «Сон».
«Сон»
Над обезлюдившей Россией,
Рассвет кровавый настает,
Пустые города и села,
Никто в них больше не живет,
Земля безмолвием объята,
Вобрала ужас бытия,
Все вдруг застыло и завяло,
Не видно даже воронья,
.Исчез, как будто не жил вовсе,
Могучий некогда народ,
И некому поднять Россию,
Заставить двигаться вперед,
.Нас всех убили беспощадно,
И не война тому виной,
Наркотики, творенье злобы,
И символ подлости людской,
Кто в руки взял свой меч кровавый?
Об этом стоит лишь гадать,
Как молодежь уничтожали,
Нельзя об этом забывать,
.Как наши дети уходили,
Туда, где нет пути назад,
Презрев родителей наказы,
Идя прямой дорогой в ад,
.Как нашу землю зачищали,
Мы были лишние на ней,
Пространство жизненное наше,
Теперь уж ждет других людей,
Такая жуткая картина,
Мне виделась во сне порой,
Проснувшись, я был рад и счастлив,
Что мой народ еще живой,
Есть время хорошо подумать,
Как нам страну не потерять,
И сделать наконец-то выбор,
Мы будем жить, иль вымирать.
Боже храни Россию от подобных сценариев. Наша страна уже сейчас является крупнейшим потребителем дьявольской отравы. А дело все в том, что решение властей в 90-х годах о свободном обороте иностранной валюты было ошибочным. Рубль не являлся привлекательной валютой для производителей наркотиков, поэтому львиная доля наркотрафика шла транзитом через Россию в Европу и Америку. Разрешив свободное хождение в стране доллара, мы сами открыли дорогу для наркотиков, ибо отпала необходимость их переправлять в другие страны, когда рынок сбыта оказался рядом, и за те же зеленые. Государство избавилось от спекулянтов валютой, но породило еще более серьезную проблему, такую как наркомания. Сейчас, чтобы сбить остроту этого явления следовало запретить на некоторое время свободное хождение иностранной валюты. В конце. концов, выезжающий за границу может поменять рубли на валюту в той стране, куда он выезжает. Вопрос остается открытым может ли власть хотя бы ограничить свободное хождение в стране иностранной валюты или нет? Или дело зашло настолько далеко, что государство уже не в состоянии бороться с наркомафией? Мы уже не упоминаем о проблеме алкоголизма, когда уровень годового употребления алкоголя на душу населения в нашей стране давно превысил 18 литров, включая новорожденных. По данным ВОЗ (всемирной организации здравоохранения) при таком показателе нация полностью деградирует. А мы пока еще держимся, но это вопрос времени. Уже существуют достаточно пессимистические прогнозы, где в недалеком будущем великий и могучий «суперэтнос» может исчезнуть полностью, или ассимилироваться, потеряв свою самобытность.
Но вернемся, к остальным критериям успешности и их оценочным индикаторам с целью констатации факта о том, что авторитетность управленческого аппарата исполнительной власти, преемственность, моральность, мобильность, нонбюрократичность управленческих структур, мотивация и эмпатия сотрудников также находится на низком уровне.
Конечно, следует признать, что оценка деятельности системы государственного управления на региональном уровне достаточно субъективна. Некоторые факторы вообще некорректно сравнивать. К примеру, вопрос о преемственности исполнительной власти. При прежнем губернаторе городской бюджет был примерно в пять раз меньше чем сейчас, поэтому многие социальные программы не решались и даже не планировались по одной простой причине, в городской казне не было на это денег. Кроме этого, во времена существования Советского Союза партийный работник волей-неволей обязан был проводить политику партии на своем уровне. Этим достигалась преемственность. Предшественник нынешнего губернатора не был завязан на властные партийные структуры и просто решал насущные проблемы населения, на сколько, ему это удавалось. Но с другой стороны все ключевые фигуры, работавшие при прежнем руководстве, за восемь лет были полностью заменены. Свой пост сохранили единицы сумевшие доказать свою личную лояльность новому руководству. Но это уже традиция, новый руководитель всегда набирает свою команду из людей, которых лично знает и на которых может положиться, невзирая на их профессионализм. Так было при советской власти, такой же кадровый принцип существует и теперь на любом уровне государственного управления. Хотя такое положение дел объясняется чисто психологическими причинами, а не осознанной необходимостью. Ведь человек всегда более комфортно чувствует в социальном окружении близких ему людей. В качестве отступления от темы следует упомянуть, что во Франции, которую мы уже неоднократно упоминали, чувства начальника не принимаются в расчет, там госслужащие не имеют права состоять ни в какой партии. Там ставка делается на профессионализм чиновников. Основными критериями кадрового подбора сотрудников в ряде зарубежных стран является наличие специального образования, опыт работы и психологическая совместимость. Иногда обращают внимание на возраст. В Германии иной раз кандидатов на госслужбу подвергают более экзотическому испытанию. Например, они принимают участие в банальной попойке за государственный счет. Специально назначенный человек пытается усиленно споить своего подопечного. Другой человек внимательно следит за тем как ведет себя испытуемый под влиянием алкоголя. Неумение вести и контролировать свое поведение может служить отказом для претендента за замещение вакантной должности. В отдельных структурах даже используется полиграф, причем, гораздо раньше, чем стали использовать его в кадровой работе, наши правоохранительные органы. Возвращаясь к теме нашего повествования, следует пояснить, что субъективность оценок респондентов можно легко проверить вполне конкретными показателями. Например. достаточно взять телефонный справочник, к примеру за 2000-2003 год и сравнить его с телефонным справочником 2010-2011 год и мы легко убедимся, что большое количество чиновников в нем отсутствует. Если жители, какого либо дома обратятся с жалобой на качество проведенного месяц назад ремонта, то становится понятным то, что фирма, производившая этот ремонт, даже если она победила в конкурсе и выиграла право участвовать в работе за счет дешевизны своих услуг, чтобы не разориться использовала некачественные материалы и дешевую рабочую силу. Кроме этого осуществила подкуп должностных лиц, принимавших их работу. Поэтому на каждый субъективный показатель, зависящий от личности респондента можно найти вполне объективные данные, которые будут свидетельствовать о том, что гражданин, так или иначе оценивший деятельность городских властей не так уж далек от истины.
На гистограмме № 2 изображены оценочные показатели уровня успешности исполнительной власти по трем социальным группам, женщины. мужчины и эксперты, в возрасте от 20 до 60 лет, имеющие среднее, средне -специальное и высшее образование со средним доходом 15 тыс. на человек. В качестве экспертов использовались сотрудники государственных структур управления, имеющие опыт работы не менее 3 лет.
Гистограмма № 2
оценочных показателей, характеризующих
уровень успешность исполнительной власти
Примечание: 1. Эффективность управленческого аппарата; 2. Авторитетность управленческого аппарата; 3.Открытость 4.Публичность; 5. Доступность; 6.Преемственность; 7. Моральность; 8. Мобильность управленческого аппарата; 9. Нонбюрократичность управленческого аппарата; 10.Компетентность сотрудников управленческого аппарата; 11 Мотивация сотрудников управленческого аппарата; 12. Эмпатия сотрудников управленческого аппарата.
Чтобы повысить репрезентативность выборки, респондентам было предложено назвать максимальное количество человек из своего ближайшего социального окружения из числа родственников, друзей и знакомых, которые полностью разделяют мнения своих товарищей по предложенной тематике. Таким образом, общее количество горожан, мнение которых нам удалось узнать, составило 1600 человек.
Так уж получилось, что наше исследование проводилось перед грядущей сменой руководителя одного из значимых субъектов российской федерации. Следует отметить, что мы не ставили перед собой цель определения уровня популярности того, или иного руководителя регионального уровня, как это достаточно часто делается при определении рейтинга. Мы, просто сделали социальный срез в изучении мнения горожан, которые низко оценили успешность городской власти в управлении мегаполисом, так как столкнулись с этой самой властью, решая свои проблемы. И действительно, какое мнение должно быть о власти у людей, которые на протяжении двух лет обивали пороги чиновничьих кабинетов с просьбой отремонтировать крышу своего дома. Поэтому в сознании граждан столкнувшихся с чиновничьим равнодушием, и бездеятельностью, все достижения аппарата государственного управления какими бы они значимыми не были, просто нивелируются. И здесь опять срабатывает психологический фактор. Для человека ближе к сердцу решение его проблем, чем прочих. Конечно, за обезличенным понятием исполнительная власть стоят вполне конкретные люди. В нашем случае, проанализировав полученные результаты, приходится констатировать на сегодняшний день исполнительная ветвь государственной власти города Санкт-Петербурга, по мнению части горожан успешной быть не может по ряду причин, в том числе и о которых было упомянуто. Что касается успешности власти в масштабе всей России, то она никогда не была на высоком уровне, и вряд ли будет успешной в обозримом будущем. Если вспомнить слова одного из классиков, который считал, что материальную базу коммунистического общества построить несложно, а вот изменить сознание людей, и воспитать нового человека на это может понадобиться сотня лет. Нам нечего возразить в ответ и лишь стоит надеяться, что в отдаленном будущем власть имущие будут делать все для людей и может быть тогда эта самая власть станет действительно народной, то есть с человеческим лицом.
|