|
Игорь, - ты не прав. О заблуждениях господина И.Юргенса.
опубликовал
tvalen
5168 дней 6 часов 9 минут назад
Страна уже два года наблюдает за результатами работы Института современного развития. Работа института ( по информации из открытых источников) не только контрпродуктивна но и вредна для развития и модернизации России.
Первое. Модернизация в России началась сразу после подавления активной фазы Смуты , т.е. в 2005- 2006 годах.И была направлена на исправление демографической ситуации , модернизацию здравохранения , авиа и судостроения. Разработаны инновационные программы по наноиндустрии, энергетике , включая атомную, транспорту и машиностроению.
По заявлениям И.Юргенса,- модернизация , началась год назад. Это не только искажает политическую картину но и вселяет неуверенность в действия тысяч людей, работающих по созданию исследовательских университетов, медицинских центров , технопортов , нанопроизводств и т.д.А вдруг И.Юргенс более осведомлен и подает сигнал , что прежние программы модернизации будут свернуты? Все деньги передадут в Сколково.
Игорь, - ты не прав. О заблуждениях господина И.Юргенса.
Часть. 1
Страна уже два года наблюдает за результатами работы Института современного развития. Работа института ( по информации из открытых источников) не только контрпродуктивна но и вредна для развития и модернизации России.
Первое. Модернизация в России началась сразу после подавления активной фазы Смуты , т.е. в 2005- 2006 годах.И была направлена на исправление демографической ситуации , модернизацию здравохранения , авиа и судостроения. Разработаны инновационные программы по наноиндустрии, энергетике , включая атомную, транспорту и машиностроению.
По заявлениям И.Юргенса,- модернизация , началась год назад. Это не только искажает политическую картину но и вселяет неуверенность в действия тысяч людей, работающих по созданию исследовательских университетов, медицинских центров , технопортов , нанопроизводств и т.д.А вдруг И.Юргенс более осведомлен и подает сигнал , что прежние программы модернизации будут свернуты? Все деньги передадут в Сколково.
Такие заявления разрывают ткань приемственности.Мы знаем, что если новые руководители не указывают на заслуги прежних то это лишь тормозит развитие, подавая сигнал многочисленной бюрократии , что любые промахи и ничегонеделания легко списать на тяжолое наследство.Так действовал Н.Хрушев, Л.Брежнев , М.Горбачев, Б.Ельцин : Результат всем известен.
Второе. Не просчитанные прогнозы , политические заявления , намеки на массовые расстрелы по типу новочеркаских , в самом начале кризиса , - дали импульс девольвации рубля , бегству капитала , необоснованным увольнениям с экспортоориентированных предприятий , снижению уровня внутреннего потребления, потере не менее 2-х процентов ВВП.
Третье. По Юргенсу ,- в модернизации заинтересовано не более (5-7 %), креативного меньшинства. В какой ? Страна заинтересована в утроении ВВП к 2024 году, т.е. в создании экономики , способной обеспечить суверинитет стране , среднеевропейские доходы работающим и социальное пособие слабым, комфортное жилье из расчета не менее 25 метров –квадратных на человека в городе и не менее 50 метров –квадратных в деревне, хорошую инфраструктуру , качественное образование и медицинское обслуживание.
Модернизация , направленная на развитие возможна только в обществе социальной солидарности , признающем собственность.В государстве с сильной исполнительной властью всех уровней , способной “ принудить” старую экономику к модернизации и создать условия для становления Новой Экономики,создающем механизмы контроля со стороны общества за действиями исполнительной власти, способным “ выташить” из теневой экономики средства , адекватные (35-40 % ) ВВП и направить их на развитие.
Вместо поиска истинных причин , подталкивающих экономику на путь деиндустриализации ,- И.Юргенс притягивает за уши мнимые в виде “ народ не созрел и т.д. “. История России показывает , что народ в лице созидательного большинства , ошибался гараздо “ меньше чем вожди”. В отличии от “вождей “, - готов осознавать и исправлять ошибки , обьективно оценивать историю.
Четвертое . Призывы к развороту по внешней политике не обоснованы и вредны для модернизации.И.Юргенс ,- призывает броситься в обьятия Продавцов , обладателей технологий , спекулируя на культурной и социальной тяге россиян к Европе.Модернизация будет успешной лишь при расширении “внутреннего” рынка за счет экономической интеграции хотя бы в границах СНГ.При расширении рынков сбыта , существующей и планируемой производить завтра , высокотехнологичной продукции.Следовательно необходимо стремиться к ровным , неконфронтационным отношениям со странами с высокоразвитой экономикой , удесятерив усилия по сближению со странами ,- потенциальными покупателями отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью.
Установки Юргенса , исходят от “ совка” , настрадавшегося в очередях за дефицитом.Для него любой продавец дефицита ,- человек с которым надо дружить.
Пятое. И.Юргенс ,- сам себе противоречит , заявляя , что общество приобретет культуру , формирующую потребность к масштабной модернизации, только к 2025 году.И тут же говорит , что процесс должен возглавить человек, готовый сплотить (5-7%) креативного меньшинства и модернизировать страну до 2018 года.Успеет?
Исходя из логики И.Юргенса относительно неготовности общества до 2025 года, следует предположить , что страну должен возглавить человек , способный сплотить и “ подтолкнуть” к модернизации созидательное большинство: и не нарушая конституцию, возглавить процес модернизационного развития с 2012 по 2024года.А там и “народ созреет”?
Складывается впечатления , что И.Юргенс не понимает , что такое модернизация.Газификация населенных пунктов , программа ветхое жилье, ЖКХ, для него лищь рутина , а истинная модернизация это лучщие гольф поля в Сколково.
Говоря о совершенствовании демократического государства он грустит по эпохе 90-х. Не понимая того , что в 90-х на территории России была демократия и всеобщее ощущение свободы но не было демократического государства.
Добрый Царь-Борис , ставил пред собой цель, разрушить все , что могло стать основой для возрождения старых порядков. И у него это получилось .К строительству демократического государства приступили лишь в 2003 году, - после подавления активной фазы смуты.
Если модернизация по Юргенсу , предусматривает ослабление институтов демократического государства то понятно , что созидательное большинство такую модернизацию не поддержит , т.к. не желает больше платить за красивую жизнь меньшинства из второго эшелона, презрительно относящегося к “ несозревшему “ большинству.
/ О путях модернизации ради развития смотри в части 2 /
Валентин Днепров.
Игорь ,- ты не прав .Догоняющая Модернизация России,- путь в тупик.
Часть2.
Модернизация Петра-1 и И.Сталина , - были типичными догоняющими модернизациями .Где за образец брались продвинутые европейские страны . И хотя по ряду признаков ( социальные институты , институты государства ) они имели отличия , в целом говорить об особом пути весьма затруднительно .
В основе , предыдуших модернизаций являлось понимание внешней угрозы , борьба за оптимизацию последствий в предстоящих сражениях. Страх перед последствиями отставания в условиях подготовки к предстоящим сражениям , формировал условия для проведения мобилизационной модернизации. Безусловным условием которой являлось укрепление институтов единоличной власти и разрушение препятствий в том числе и с применением массовых репрессий.
Начиная с эпохи Н.Хрушева от мобилизационной модернизации отказываются, но зарождается конфликт между базисом и надстройкой .Идеологическая конструкция направлена на построение коммунизма , а практические шаги все более концентрируются на разрушении социализма и построении индустриального обшества модерна , базирующегося на государственном капитализме.
В период Л.Брежнева , - разрыв между декларируемыми и реализуемыми задачами и целями лишь наростает. Происходит массовая деидеологизация общества . И низы и верхи думают одно , говорят другое , а делают третье .К 1982 году Россия является развитой индустриальной державой с нелигитимными производственными отношениями.За исключением института частной собственности все остальное развивается по законам капиталистической экономики но считается противозаконным. Теневая экономика и коррупция стают моссовым явлением.Формируется общее понимание нереалистичности термоядерной войны , что разрушает возможности мобилизационного развития.Резкое отрицание мобилизационной модернизации и дефицит политической воли на изменение производственных отношений ,- пораждают застой.
Если в период с 1957 по 1985 годы, модернизация России сдерживалась идеологией тормозящей развитие производственных отношений и не благодаря , а вопреки официальной идеологии , все же удалось построить современное индустриальное государство то Ускорение и Перестройка , затеянные Горбачевым дали обратные , ожидаемым результаты.
Исторической миссией М.Горбачева было создание условий для перехода : - экономики с индустриальной в постиндустриальную фазу развития;
- производственных отношений из состояния тормоза в состояние системы , мотивирующей высококачественный труд;
- общества – из состояния томительной зависимости от бюрократии к усилению влияния на бюрократию , т.е. перехода на ступень максимальной мобилизации бюрократии , подконтрольной обществу и постепенной либерализации среды обитания общества.
Ни с одной из, диктуемых логикой эволюционного развития , задач М.Горбачев не справился.
Наоборот , - запустил негативные процессы демодернизации , деиндустриализации и даже денационализации , разрушив единое национальное государство на фрагменты , обреченные двигаться вниз по эволюционной спирали.Главной проблемой М.Горбачева является ,- полное непонимание места России в системе координат цивилизованного развития.Он все усилия сосредоточил на разрушение несушествующего в то время коммунизма , вместо того , чтобы сосредоточиться на ускоренной трансформации государственного капитализма , базирующегося на индустриальной экономике в рыночный капитализм, опирающийся на легальные производственные отношение ему присущие , переходящий в стадию постиндустриального развития.
Б.Ельцин , - перевел Россию в демократическое пространство со всеобщим ощущением свободы но ничего не сделал для построения демократического государства в основе которого не декларируемые свободы , а равенство всех граждан перед законом , разработанным с учетом воли и устремлений большинства.
Именно исходя из логики и последствий предшествующего развития , возможно утверждать, что модернизация для России сегодня ,- особый путь .
Трезвая оценка : экономики , институтов государства , единной нации , социальной солидарности , идеологии , - подтверждает эклеитическое состояние России в системе координат общемировой цивилизации .
Наряду с продолжающейся деиндустриализацией , возникают современные иновационные , постмодернистические производства. Вопреки низким подушевым доходам большинства , - бурно развивается массовая психология общества потребления, препятствующая зарождению процессов способных приостановить , а затем и обратить вспять деиндустриализацию.Наличие законодательной базы , присущей демократическому государству не гарантирует равенство граждан пред законом . Наличие свободы слова и свободных СМИ не гарантирует доступ к обьективной информации, свободной от пропаганды как со стороны бюрократии так и со стороны людей, считающих себя оппозицией.Наличие вертикали исполнительной власти не гарантирует четкую реализацию сигналов , поступающих сверху и оперативную реакцию на предложение, формируемые снизу.Наряду с развитием рыночной экономики и институтов частной собственности на фоне рыночных производственных отношений , слабо развивается , а зачастую и вовсе деградирует система , поощряющая высокопроизводительный труд , зависимость вознаграждения от качества и обьема труда.
Рост подушевых доходов работающих не только не повышает их покупательскую способность на товары длительного пользования но , что касается недвижимости то даже снижает.Наряду со сложным эклектическим портретом современной России ситуацию усложняет то , что общемировая цивилизация не исключая западную , становится все более экликтичной .Демократия , перейдя в эпоху постмодернизма , наряду с ускоренной либерализацией , начала терять свои базовые ценности , провозглашает но не гарантирует ни равные возможности ни равную ответственность перед законом , разрушает лучшее свое достижение , - национальное саморазвивающееся государство , где для единой нации характерны единая идеология , культура , отношение к событиям и ценностям .
Запущен процесс массовой деиндустриализации в странах либеральной демократии и массовой индустриализации стран с развивающейся рыночной экономикой. И там и там эти процессы оказывают серьезное воздействие на структуру образования и развитие технологий.
В основе модернизации Восточной Европы доминировал национализм , направленный на избавление от прошлого и интеграции в евроатлантические структуры.Но национализм разрушал экономику , орентированную на рынки России.Пока кредитование поддерживало потребительский спрос все выглядело прилично.Кризис заставил многих задуматься . Последствия деиндустриализации весьма существенны .Расчитывать на положительный исход еще более подняв градус национализма и рискованно и контрпродуктивно .Круг замкнулся .
Это лишь усиливает ответственность элит и обществ за четкое определение эксклюзивного курса на модернизацию России. Цена ошибки , - катастрофа.
Очевидно , что вся стратегия ИНСор , строится на приверженности к догоняющей модернизации , где образцом для подражания являются страны с либеральной демократией . Их теория была бы и целесообразной и востребованной если бы она была разработана и взята за основу Ускорения и Перестройки.
Сегодня эта теория и устаревшая и контрпродуктивна, т.к. следование ей будет ничем иным как движением назад. Гараздо Важнее глубоко проанализировать эклектическое состояние России в нарастающей эклектиализации мира .
Глубокий анализ ситуации , прагматическая оценка возможных точек роста , политическая воля направленная на локализацию негативных тенденций, определение роли государства и общества в грядущих преобразованиях , - смогут обозначить лишь контуры модернизационного развития.
Часть компонентов должны быть понятными и признаными всеми, а значит незыблемыми , а часть будет менятся в зависимости от складывающейся ситуации .
Ясно одно , что время когда одной фразы , произнесенной Б.Ельциным , - буду бороться с привелегиями , сегодня не достаточно для консолидации созидательного большинства . Если мы станем свидетелями соревновательных выборов в 2012 году , то увидим , что люди , делающие ставку на опору” креативного меньшинства “, модернизацию как забаву для избранных ,- наберут не более 7% голосов .Элита будет разочарована. Только человек, способный опираться на созидательное большинство , видящий модернизацию как механизм укрепления суверинитета государства , прав , свобод и благополучия больщинства ,- возглавит Россию на этапе модернизационного развития до 2024 года.
Валентин Днепров.
www.tvalentin.ucoz.ru
|