|
Дороги: дураки или “собаки на сене”.
опубликовал
tvalen
5197 дней 13 часов 30 минут назад
Россия ищет пути фронтальной модернизации. Существует множество разных, зачастую противоположных точек зрения на этот счёт, но почти все сходятся во мнении, что важным элементом модернизации является инфраструктура и, в частности, дороги. Разговоров и обсуждений много, но «воз и ныне там». Лишь растёт цена метра дороги. Второй проблемой будущих поколений является дефицит Пенсионного фонда. Если умело совместить эти две проблемы, то возможно их решить не только без ущерба в виде дополнительной нагрузки на экономику, но и получить от этого значительную выгоду.
Дороги: дураки или “собаки на сене”.
Россия ищет пути фронтальной модернизации. Существует множество разных, зачастую противоположных точек зрения на этот счёт, но почти все сходятся во мнении, что важным элементом модернизации является инфраструктура и, в частности, дороги. Разговоров и обсуждений много, но «воз и ныне там». Лишь растёт цена метра дороги. Второй проблемой будущих поколений является дефицит Пенсионного фонда. Если умело совместить эти две проблемы, то возможно их решить не только без ущерба в виде дополнительной нагрузки на экономику, но и получить от этого значительную выгоду.
В связи с сокращением совокупного спроса в высокоразвитых странах и перекосов между финансами и производством, обнаружился следующий факт: в мире на ближайшую перспективу нет точек приложения больших денег. Размещение сумм в объёмах более миллиарда долларов даже под пять процентов годовых становится всё более рискованным. Так, суверенные фонды стран Персидского залива потеряли более полутора триллионов долларов на инвестициях в «ценные» бумаги США.
Этим моментом можно правильно воспользоваться. Если программа реконструкции и строительства дорог будет составлена быстро и правильно, то к 2020 г. Россия имеет шанс стать страной с самыми лучшими дорогами в мире.
Необходимо чётко разделить дороги на федеральные и региональные.
Источниками финансирования региональных дорог будут служить:
- дорожный налог на автовладельцев;
- дополнительные платежи, получаемые от продажи талонов на передвижение вне пределов крупных населённых пунктов регионального значения и вне пределов сельских районов (относительно пункта регистрации автомобиля);
- частные дороги, за проезд по которым взимается дополнительная плата;
- бюджетные инвестиции и гарантии по кредитам с субсидированием ставки – до уровня пять процентов годовых.
При этом всеми финансами управляет частно-региональная управляющая компания.
После санации дорог и утверждения проектов реконструкции и развития на конкурсной основе выбираются строительные фирмы, способные строить качественные дороги, соответствующие техническим регламентам, принятым в Европе и Северной Америке для данной климатической зоны, и по заранее оговоренной цене. На одну фирму выделяется не более пятидесяти километров дороги. Контракт с управляющей компанией является гарантией для открытия кредитной линии в коммерческом банке. Расчёт производится после окончания строительства и сдачи дороги в эксплуатацию. Земельный участок под дорожным полотном и полоса отчуждения до пятидесяти метров от дорожного потока передаются в концессию управляющей компании сроком не менее пятидесяти лет на приемлемых (конкурсных) условиях с правом сдачи в аренду, строительства придорожной инфраструктуры.
Что касается федеральных трасс, то вопрос решается за счёт создания федеральных управляющих компаний в виде частно-государственных акционерных обществ на каждую дорогу отдельно, без ограничения участия иностранного капитала. Со стороны государства в лице Пенсионного фонда в уставной фонд управляющей компании вносится земельный участок под строительство дороги с полосой отчуждения до ста метров с двух сторон. Инвестор обязуется построить дорогу оговоренного качества в оговоренные сроки.
Стратегические инвесторы, желающие участвовать в строительстве дороги протяженностью более пятисот километров в пределах управляющей компании, допускаются к конкурсам по покупке лицензий на разработку нефтяных месторождений, позволяющих им иметь собственное производство нефтепродуктов для обеспечения сетей АЗС вдоль дорог и производства электроэнергии, питающей придорожную инфраструктуру. Заранее оговаривается, на каких условиях будет ввозиться техника и оборудование для строительства цементных, асфальтовых, нефтеперерабатывающих заводов. Оговариваются условия ввоза рабочей силы в зависимости от уровня свободных трудовых ресурсов в том или ином регионе, где и предусматривается строительство. Плата за проезд по федеральной дороге определяется на длительный период и сообщается на этапе поиска стратегического инвестора.
Предварительные расчёты показывают, что дорога плюс придорожная инфраструктура гарантируют стратегическому инвестору прибыль более семи процентов годовых. А новая дорожная федеральная инфраструктура позволяет через пять лет «забыть» лет на пятьдесят о дефицитах Пенсионного фонда, даже при планах по повышению пенсии до среднеевропейского уровня. Привлечённые инвестиции составят более пятисот миллиардов долларов США.
Конечно же, истина кроется в деталях. Но все детали поддаются расчётам и прогнозированию. Абсолютно неприемлема методика, закладываемая в идеологию предприятий по разделу продукции. Россия – суверенное государство с состоявшейся системой государственного управления. А значит, и оговорить, и соблюсти условия, заданные на пятьдесят лет федеральным законодательством, способна.
Не надо бояться, что совладельцами всех федеральных дорог станут китайцы, европейцы или арабы. Дороги будут принадлежать России, стимулируя рост экономики, будут источниками пополнений бюджета и Пенсионного фонда.
Почему именно Пенсионный фонд должен стать совладельцем управляющих компаний? Потому, что именно люди старшего поколения расширяли и развивали территорию страны, в том числе и за счёт собственных жизней. Наше поколение пока только разбазаривает. У молодых появится стимул к удержанию территорий, в том числе и за счёт стимула в виде гарантированной безбедной старости.
Почему на каждую дорогу (участок дороги длиной 500 км) нужна своя управляющая компания? Во-первых, потому, что стоимость земли в Ставрополье и в Сибири разная. Отличается и стоимость строительства. Поэтому в разных компаниях доля Пенсионного фонда будет разной – от двадцати до шестидесяти процентов. Во-вторых, таким образом будет легче препятствовать возникновению коррупционных схем.
Как изымать землю, оказавшуюся в руках частных собственников? По цене, определённой ими добровольно в налоговых декларациях за год до момента изъятия.
Ещё один довод в пользу Пенсионного фонда-соучредителя управляющей финансовой компании: у Пенсионного фонда исчезнет дефицит бюджета, а излишки будут долгожданными длинными деньгами, которые можно инвестировать в государственные десятилетние облигации, облигации крупных компаний с государственным участием, имеющих высоких рейтинг, и кредитовать строительство жилья для людей, регулярно делающих взносы в Пенсионный фонд. В этом случае произойдет склеивание разорванной ткани социальной солидарности молодых и пенсионеров.
Программа может стимулировать репатриацию отечественного капитала, находящегося в зарубежных банках на бездоходных депозитах под угрозой потери при очередном банковском кризисе.
Если государство сможет избежать излишних расходов при отчуждении земельных участков на момент передачи их в управляющие компании, то оно покажет, что способно самоочищаться от коррупционной составляющей.
Упустит ли Россия свой шанс? Покажет время.
Валентин Днепров
|