Основные этапы при подготовке отопительного котла к работе
Надежная и экономичная работа котельных установок зависит от их правильно организованной эксплуатации, технического совершенства оборудования и квалификации обслуживающего персонала.
Поэтому эксплуатация котельных установок производится в соответствии с Правилами и инструкциями Госгортехнадзора, Правилами технической эксплуатации электростанций и сетей и производственными инструкциями предприятий. Знание этих правил и инструкций обязательно для персонала котельной.
Уход за котлами может быть поручен лицам в возрасте не моложе 18 лет, прошедшим медицинское освидетельствование, курс обучения по программам профтехобразования и имеющим соответствующее удостоверение на право занятия должности машиниста котла.
После длительной остановки или капитального ремонта котельная установка принимается специальной комиссией, которая производит тщательный осмотр всего оборудования и следит за пуском его в ход и правильной растопкой котла.
При осмотре котельной установки необходимо проверить:
очищен ли
котел с внутренней стороны от накипи и шлама;
нет ли видимых дефектов в барабане котла и других его элементах (отдулин, трещин, разъеданий, расслоений и др.);
исправность всей арматуры и гарнитуры котла (предохранительных устройств, клапанов, манометров, термометров, водоуказательных и питательных приборов, продувочных и дренажных вентилей, задвижек на паропроводе, шиберов и заслонок);
не засорились ли отверстия, через которые поступает вода в барабан котла, и отверстия водоуказательной арматуры накипью и нет ли внутри котла посторонних предметов;
внутреннюю исправность топки и газоходов котельной установки, т. е. нет ли выпавших кирпичей, исправны ли своды и газовые перегородки, правильно ли установлена колосниковая решетка, исправны ли механизмы решеток (опробовать);
очистку топки и газоходов котельного агрегата от шлака и золы;
снятие заглушек, поставленных перед остановкой котла на паровой, водяной, продувочных и дренажных линиях;
нет ли каких-либо предметов (инструмента, тряпок, досок) в топке и газоходах котельного агрегата; vплотность закрытия лазов и люков;
готов ли дымосос, осевой
вентилятор, механизмы и аппараты золоулавливания и золоудаления; после осмотра механизмы должны быть пущены вхолостую (при их работе не должно быть нагревания, стука и вибрации);
полную исправность контрольно-измерительных приборов, сигнализации, освещения;
наличие достаточного количества топлива и питательной воды;
исправность ограждений, свободный проход по лестницам и площадкам.
Замеченные дефекты заносят в ведомость и о них сообщают начальнику смены, который должен принять меры к их устранению. Получив от начальника смены разрешение на растопку, машинист приступает к заливке котла водой. При этом необходимо соблюдать такую последовательность:
открыть воздушник на котле и экономайзере или предохранительные клапаны, чтобы при заполнении котла водой и его растопке воздух мог свободно выходить из котла;
открыть питательный клапан и заполнить котел водой (если есть водяной экономайзер, котел заполняют водой через него при открытом воздушнике или предохранительном клапане, который необходимо закрыть при появлении в нем воды);
заполнить котел водой с температурой не выше 90°С;
испытать наполненный котел на рабочее давление.
Под рабочим давлением производят внимательный осмотр фланцевых соединений, сальников и проверяют исправность действия рабочего манометра по контрольному, а также исправность предохранительных клапанов. У контрольного предохранительного клапана футляр запирают на замок или ставят пломбу.
После испытания спускают воду из котла до уровня, который превышает низший уровень на 20 — 30 мм по водоуказательному стеклу. Затем проверяют, стоит ли стрелка манометра на нуле, не зашла ли она за ограничитель, а также исправность действия всей арматуры котла и вентилей.
Растопка котла и подключение его к паропроводу. При растопке котла проверяют положение всех кранов и вентилей. При этом должны быть открыты: кран или вентиль между питательным насосом и котлом, вентиль между пароперегревателем и котлом, верхний водопробный кран для выхода воздуха (он должен оставаться открытым в период растопки), спускной кран пароперегревателя, чтобы через пароперегреватель при растопке все время проходил пар, охлаждающий его трубки во избежание пережога. Спускной кран (задвижка или вентиль) котла должен быть закрыт. Когда растопка производится после непродолжительной остановки котлоагрегата, спускной кран пароперегревателя также может быть закрыт. Пароперегреватель предохраняется от перегрева водой, скопившейся в нем после остановки котла.
Если растопка производится после длительной остановки котла, предварительно на несколько минут открывают дымовую заслонку и топочные дверки, чтобы провентилировать газоходы котла во избежание взрыва газов, которые могли образоваться при догорании остатков топлива. Экономайзер и воздухоподогреватель отключают со стороны газа, если имеется обходной боров. При отсутствии обходного борова должна быть обеспечена непрерывная прокачка воды через водяной экономайзер.
При первом пуске котла, когда дымовая труба не развивает нужной тяги, у ее основания раскладывают костер из сухих дров для создания начальной тяги.
Длительность растопки устанавливает начальник котельной. Быстрый нагрев котла при растопке вызывает неравномерное расширение поверхностей нагрева, что является основной причиной нарушения плотности кипятильных и особенно дымогарных труб и других соединений. Поэтому растопку котла производить быстро не рекомендуется. Ее ведут строго по пусковому графику, составляемому с учетом особенностей конструкции котла.
Пока избыточное давление в котле не выше ОД МПа (1 кгс/см2), проверяют всю арматуру под давлением, т. е. пробуют все краны, продувают водоуказательные стекла и сифонную трубку манометра, проверяют манометр и на ощупь контролируют питательную н спускную трубы, чтобы убедиться в отсутствии течи воды из котла.
Для обеспечения равномерного нагревания воды при растопке котла воду приводят в движение, периодически выпуская ее из котла через спускной кран или вентиль. Наблюдают за выпуском воды по водоуказателыюму стеклу. Воду выпускают небольшими порциями примерно через каждые полчаса. Во время растопки котла, пока еще открыт пробный кран, подтягивают болты лазов и фланцевых соединений.
Как только избыточное давление пара в котле достигает 0,3—0,4 МПа (3 — 4 кгс/см2), периодически пускают питательный насос, усиливающий циркуляцию воды в котле, и в течение нескольких минут выпускают пар, чтобы вызвать более оживленную циркуляцию воды в котле и выровнять температуру. Вновь проверяют исправность действия арматуры и осторожно подтягивают все болтовые соединения. Давление поднимают до тех пор, пока стрелка манометра не дойдет до красной черты, которой отмечено рабочеее давление. Как только стрелка дойдет до этой черты и начнет ее переходить, предохранительные клапаны начнут выпускать пар. Если при подъеме давления стрелка манометра не сдвинулась с нуля, немедленно выясняют причину.
Перед подключением парового котла к общему паропроводу или при включении индивидуального паропровода в работу за 20—30 мин начинают прогревать паропровод; во избежание гидравлического удара открывают все дренажные вентили паропровода и конденсационные горшки, а затем немного приоткрывают главный парозапорный вентиль. Когда из конденсационных горшков и продувочных кранов будет выходить достаточно сухой пар, а в котле установится рабочее давление, котел осторожно подключают к общему рабочему паропроводу. Подключают паропровод в соответствии с производственной инструкцией.