Лениградская Правда
22 NOVEMBER 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
| |
все | лучшие за неделю | лучшие за месяц | лучшие за год


6
Диктаторство в истории татар, 28-летний Тимучин избран ханом Монголии
опубликовал milstar 5610 дней 13 часов 37 минут назад
Борис Ишболдин аль Бекри

O awtore - Глава XIV
История семьи Ишболдина аль Бeкри
Семья Ишболдина ответвляется от мурзы Алчагира, пра-правнука знаменитого ногайского князя Эдигея, который почти 20 лет был правителем Золотой Орды – от начала правления его племянника Тимур-Кутлука (потомок Чингиз-хана) в 1397 до своей смерти в 1419 во время борьбы против своего шурина (брат жены) Кадыр-Берди (третий сын хана Токтамыша)http://kitap.net.ru/ishboldin16.php

Борис Ишболдин аль Бекри

Глава II
Диктаторство в истории татар
Монгольская империя, которая основала Золотую Орду, появилась на свет в 1183 н.э., когда 28 летний Тимучин, отпрыск аристократического тибето-монгольского клана Боржигина, был избран ханом Монголии собранием крупных феодалов (ноянов). Такое стало возможным лишь с согласия верховного священника (шамана) Гокчу, который провозгласил, что вождь монгольской божественности, Голубое Небо, высказался за то, чтобы Тимучин должен стать правителем единой Монголии. С самого начала своей блестящей карьеры Чингиз-хан должен был считаться с возможностью теократического диктаторства главного шамана Гокчу, напоминающего царя Саула, который мог править Израилем лишь с согласия пророка Самуила. Насколько Тимучин был зависим от могучества колдуна, показывает тот факт, что он был обязан дать согласие на замужество своей матери Юлун-Ике за отца Гокчу. После этого Тимучин начал систематически укреплять свою абсолютную власть, против которой выступали шаманы и крупные феодалы. С этой целью он внедрил в аристократический совет военных вождей несколько своих молодых друзей, непринадлежащих к знатным семьям, которые впоследствии прославили себя в качестве крупных талантливых полководцев. Среди них, в частности, следует отметить Сабутая, который стал глвавнокомандующим татарской армии и крупным феодалом; Мукули, который позднее стал наместником Кинской (китайской) империи, Кореи и королевства Лиао; Богурчи (непогрешимый), который фактически был первым вассалом Тимучина и позднее стал начальником штаба его вооруженных сил; Жебе, возведенный в сан нояна, был первым, кто проторил ему дорогу в Китай, прошел через высокие горы Памира и вместе с Сабутаем завоевал Персию и Кавказ. В 1223 оба они нанесли поражение русским князьям на берегу реки Калка.
Блестящие победы Батыя (внук Чингиз-хана), главным образом, обязаны гению начальника Генерального Штаба Сабутая, который разработал все планы, связанные с военными кампаниями татар в России, Польше, Силезии, Болгарии и Югославии. Тем не менее, помощь этих блестящих генералов оказалась недостаточной для Чингиз-хана, поскольку его победные армии состояли первоначально почти исключительно из военных соединений, предоставляемых его вассалами. Для того, чтобы переломить эту ситуацию, Тимучин создал новую армию путем независимого призыва монголов, принадлежащих к различным феодалам и принуждения завоеванных народов сражаться под командой его монгольских офицеров. Провозгласив, что единственной обязанностью монгола является ношение оружия, Чингиз-хан создал «вооруженный народ», который был исключительно верен ему. В покоренном Туркестане монголы обучали молодых тюрков и персов, чтобы они были использованы в качестве первой волны атак против крепостей в своей стране. Постепенно Чингиз-хан создал личную гвардию из 10 000 человек, состоящих, в основном, из высокорослых и сильных сыновей монгольских благородных людей. Они находились под личной юрисдикцией Тимучина в его должности как «каган» (правитель правителей). Среди них он отобрал 1000 молодых людей для своей личной охраны под командой Цаган-нояна, тангута, который был выхожен его первой женой как ее собственный сын. Все приказы Чингиз-хана закреплялись его печатью из нефрита, который имел надпись : «Бог на небесах и каган на земле, Божья власть – Печать Правителя Всего Человечества». Используемые Чингиз-ханом вооружения были весьма прогрессивны. Он имел в своем распоряжении 10 000 осадных инженеров из Китая, которые были снабжены катапультами для броска тяжелых кусков камней и пушек, заряженных порохом, которые были способны стрелять шарами из камня и железа. Такая артиллерия превосходила артиллерию европейцев во времена Тимучина. В дополнение, он имел много метателей огня, которые были мобилизованы среди китайцев и мусульман Туркестана. Для укрепления власти среди покоренных мусульманских народов Чингиз-хан был провозглашен его генералом Жебе в Кара-Китае (Китайский Туркестан) «Защитником ислама». Монгольская «Военная Академия», созданная Тимучином, начала регулярный выпуск верных ему офицеров и много внимания уделяла искусству осады. Во время войны Чингиз-хан обычно приказывал не убивать в завоеванной стране искуссных мастеров, художников, ученых, молодых женщин и местное духовенство.
Тимучин был Боржигинского рода, имел серые глаза, красные волосы и оливкового цвета кожу. В возрасте 17 лет он женился на 13 летней Борте из племени Белых Татар и почти всегда следовал ее советам, несмотря на то, что затем у него стало уже семеро жен. Среди этих жен наиболее важными были: меркитская принцесса Кулан, которая была его второй женой и которую он наиболее нежно любил; дочь покойного «Кинского императора» Китая, на которой он женился в 1214 и дочь короля тангутского государства в Китае.
Чингиз-хан издал декрет о том, что право наследования трона должно принадлежать лишь его сыновьям от первого брака. Первая жена Борте, бабушка Батыя, полностью оправдала его доверие, ее тайное влияние на монгольскую гвардию была очень сильным. Намного было труднее устранить влияние шамана Гокчу. Даже в 1206 году он был обязан соглашаться с тем, что принятие им звания «Чингиз-хан» («Меч бога», «Правитель всех народов»), которое было присвоено ему монгольским военно-аристократическим «Парламентом» (Курултай), должно было быть санкционировано могучим шаманом. Позднее положение Чингиз-хана укрепилось до той степени, что он смог приказать своему младшему брату Темуга убить шамана Гокчу, несмотря на то, что последний поддержал его в начале его карьеры. После того, как Чингиз-хан стал абсолютным правителем, он опять ограничил собственную власть, слабеющую под влиянием талантливого китайца Иелин-чу, который, по-видимому, был рекомендован ему известным таоистским монахом Чан-чунем. Чингиз-хан глубоко уважал этого китайского монаха и попросил его оставаться на продолжительное время в его военном лагере в Туркестане. Чан-чун, однако, будучи верным доктрине Лао-цзе, предпочитал мирный отказ от публичных почестей. Доктрина таинства вечной жизни притягивала Чингиз-хана, однако, как монгол, он отказался от рекомендации таоиста «работать бездействием, продвигать без принуждения». Главный китайский фаворит кагана Юлин-Чу был образованным отпрыском королевской семьи Лиао монгольского происхождения. Он был единственным членом двора, которому Чингиз-хан мог свободно говорить о своих проблемах и страхах. Сначал Юлин-чу пользовался уважением Чингиз-хана в качестве любителя искусств, предсказателя и обученного астролога. Позднее, однако, он стал наиболее важным политическим советником Чингиз-хана и даже главой его правительства. Будучи учеником Конфуция, Юлин-чу скорее был честным и культурным человеком. Во время победоносных кампаний Чингиз-хана он приобрел в качестве трофея лишь одни книги, музыкальные инструменты и редкие медикаменты. В качестве действитгельного премьер-министра Юлин-чу поставил под контроль феодальную знать, создал гражданскую админстрацию, выпустил бумажные деньги и строил дороги. Он был настолько благоразумным, что не наложил на монголов обязятельство разговаривать на китайском языке, а издавал декреты кагана на монгольском после введения уйгурского (т.е. тюрко-сириакскогого) алфавита, что сделало его весьма популярным среди многочисленных тюркских народов Империи. В частности, в Средней Азии уйгурский язык был так называемым «lingua franca». Вплоть до смерти Чингиз-хана в 1227 Юлин-чу оставался во главе своего правительства и ввел в практику свод законов, так называемый «Ясак», который позднее соблюдался Тамерланом, Бабуром («Великий Могул» Индостана) и даже автономной китайской провинцией Монголия в 20 веке. При правлении сына Чинигиз-хана императора Огатая, который взошел на трон Монголии в 1229, Юлин-чу освободил более 4 000 образованных китайцев, которые стали судьями или чиновниками Монголии. Кроме того, он уговорил Огатая не убивать способных искусственных мастеров и лучших художников завоеванных стран в соответствии с заветами его отца. Юлин-чу лишил местных губернаторов их судебных функций и сделал высшим преступлением присвоение и растрату общественных средств. Он установил систему судов правосудия, подчинияющихся верховному суду, основал школы для обучения монгольских детей к китайскому языку, наложил фиксированную систему мер и весов и сделал умеренное количество бумажных денег законной оплатой долга повсеместно. Более того, Юлин-чу организовал постоянно-действующую почтовую службу между столицей Монголии Карокорумом и Китаем. При правлении Чингиз-хана Монгольская Империя не имела столицы, поскольку великий каган предпочитал править из своего главного военного лагеря, находящегося около монгольской исторической реки Онон. При правлении Огатая город Карокорум в Монголии был превращен Юлин-чу в великолепную столицу могучей Империи. Первоначально этот город был столицей покоренных найманов, которые были тюркским народом. Как упоминалось выше, Чингиз-хан умер в 1227. Его тело было похоронено в тайной могиле на вершине монгольской горы Буркан Халдун. Позднее здесь были преданы земле младший сын Чингиз-хана Тулуй (или Тули) и его сыновья Великие ханы Мангу и Кублай.
Несмотря на свою гениальность, Чингиз-хан не оставил твердого закона по наследованию трона. В его «Ясаке» было лишь указано, что на все времена вперед его прямые потомки, где бы они не были, после смерти кагана должны были созывать в Монголии Курултай для избрания одного из них ханом ханов. Возможно, одной из причин тому был тот факт, что между ним и его первым сыном Жучи, который умер до своего отца, не установились сердечные отношения. Жучи родился, когда его мать Борте, будучи беременна, была захвачена в плен вождем меркитов. Однако, она не долго пребывала в плену. Тимучин быстро освободил ее, используя войска керейтского хана Тогрула, который считал его своим приемным сыном. Это очевидно, что Тимучин никогда не сомневался, что он был действительным отцом своего первенца. Однако, он назвал его «Жучи», что означает «неожиданный гость». Император Китая любил Тогрул-хана и наградил его китайским титулом «Вэн» или принц. Позднее Чингиз-хан нанес поражение Тогрулу, как своему сопернику и заставил его страдать в качестве беженца. Тимучин не был доволен мягкостью Жучи, поскольку он относился с жалостью по отношению к покоренным народам и организовал несколько полков певцов и флейтистов. Тем не менее, старший сын Чингиз-хана был хорошим полководцем и верным учеником Сабутая. В частности, он добился успеха в завоевании Восточного Туркестана и Западной Сибири. После этих побед его отец дал ему титул «хана кипчаков» («император Запада»), который затем перешел к его второму сыну Батыю. Если быть более точным, то Чингиз-хан подарил Жучи мир к западу от сибирской реки Иртыш «столь далеко, насколько копыто моноголского коня сможет пройти». Почти накануне своей смерти в 1226 Жучи-хан в качестве подарка отправил своему отцу 20 000 прекрасных пегих кипчакских коней.
Несмотря на раннюю смерть Жучи Чингиз-хан не назначил своего наследника, но рекомендовал лишь выбирать в качестве правителя своего третьего сына Огатая (или Угедей), которого он ценил за его дипломатические способности, мудрость и догадливость. Из-за этого неопределенного положения трон Чингиз-хана был занят после его внезапной смерти в возрасте 72 лет (по-видимому, на своей брачной кровати) его самым младшим сыном Тулуй в качестве временного регента – что было в соответствии с древним моногольским обычаем права родившегося последним. Такое решение было также рекомендовано премьер-министром Юлин-чу и наиболее могущественным из правящих князей Батыем. Последний находился в хороших отношениях со старшей женой Тулуя, керейтской княжней Сюркук-Тени, которая была христианкой несторианской веры. Эта замечательная женщина впоследствии заслужила доверие не только своих сыновей «трех императоров» (Мангу – император Монголии, Гулагу – император Ирана и Кубилай – император Китая), но и также сыновей Жучи и Огатая.
Правление Тулуя продолжалось два года до созыва Курултая, который исполнил желание Чингиз-хана и провозгласил императором Огатая. Однако, это обстоятельство не нарушило тайного диктаторства китайского фаворита Юлин-чу. После смерти Огатая в 1241 Юлин-чу вышел в отставку и умер «от печали и досады по поводу положения общественных дел». Он определенно не смог ладить с регентшей Туракиной, старшей вдовой кагана Огатая, которая известна в истории России в качестве отравителя Великого Князя Ярослава II, отца Александра Невского. Данный акт может рассматриваться как начала распада обширной монгольской империи.
Туракина при попустительстве нескольких членов династии подготовила выборы на трон своего сына Гуюка, что было фатальной ошибкой из-за того, что князь был высокомерным человеком и находился в не очень хороших отношениях с могущественным Батыем. Власть Батыя вознеслась высоко после того, как император Огатай с согласия своего премьер-министра Юлин-чу и царственных князей решил завоевать Европу и, в первую очередь, Россию. Поскольку «Запад» рассматривался как принадлежащий к владениям Жучи, то Огатай назначил старшего сына Жучи Орду Ичена в качестве руководителя экспедиции. Однако, последний выразил желание оставаться ханом восточных кипчаков (т.е. Западной Сибири) и отказался от своих прав на Европу в пользу своего брата Батыя, претендуя при этом на пост командира армии-корпуса, предназначенного для нападения на регион центральной Волги. Лишь в 14 веке под Урус ханом Россия стала частью владений прямых потомков хана Орды.
Принимая во внимание важность европейской кампании и того факта, что Батый имел в своем распоряжении огромную (для того времени) армию, состоящую ( в соответствии с расчетом профессора Йельского университета Георгия Вернадского) из 50.000 монголов и 120.000 тюрков, к Батыю были приданы наиболее важные царственные князи, а именно, Гуюк (старший сын императора), Байдар (старший сын Ягатая, правителя Средней Азии) и Мангу (старший сын Тулуя). Батыю нравился храбрый и трезвый Мангу, в то время как высокомерный Гуюк стал его врагом. Это послужило одной из причин распада монгольской империи. Когда после смерти Огатая регент Туракина предрешила выборы Гуюка на императорский трон, то Батый отказался ехать на Курултай в Монголию под противоречивым предлогом болезни ног и невозможности путешествовать. Новый каган Гуюк, возведенный на престол в 1246, в противоположность к своему проницательному и доброжелательному отцу , был выскомерным, строгим, экономным и неприветливым человеком. Он не позволял никому из своего окружения каких-либо вольностей и укреплял власть императора путем ограничения власти чингизидов в их соответствующих феодальных владениях. Он был в хороших отношениях лишь с вдовой своего дяди Тулуя, который умер в 1232. Она была чрезвычайно терпеливой женщиной. Будучи христианкой, он основала мечеть и мусульманскую школу, которая носила ее имя. Ее младший сын Кублай учился у китайского мудреца. Когда Гуюк, при восхождении на трон распределял содержимое 500 кибиток, загруженных сокровищами, он доверил это дело Сюркук-тени, на которой он бы женился, если она была согласна. Гуюк немедлено после своей коронации удалил из двора всех друзей своей матери Туракиной, казнил ее главного мусульманского фаворита, однако оказал уважение к советнику своего отца уйгуру Чинкаю. Поскольку Гуюк был неуравновешанным человеком и ненавидел Батыя, который задержал его избрание на пост кагана на несколько лет, несмотря на боли в конечностях, он решил открыть войну против Золотой Орды.
Владения Батыя («Дешти Кипчак») назывались «Золотой» из-за его драгоценной золотой палатки. Эти владения, однако, в действительности принадлежали «Белой» (Западной) Орде, хотя позднее это название относилось лишь к Западной Сибири. Три века спустя Великого Князя Москвы, который в какой-то степени рассматривался в качестве наследника Батыя, азиатские люди называли «Белым» (т.е. Западным) Великим Князем или царем.
Война между Гуюком и Батыем не состоялась, поскольку Гуюк внезапно умер при таинственных обстоятельствах и избрание на трон Мангу-хана привело к конфликту между Батыем и сыновьями Тулуя с одной стороны и сыновьями Огатая и Ягатая, которые считали себя по рангу выше чем потомки Тулуя, с другой стороны.
Во время правления Мангу, поддерживаемого Батыем, Беркей, третий сын Жучи, принял ислам. Его примеру последовали его любимый князь Ногай, происхождение которого все еще остается невыясненным. Можно предположить, что Ногай был правнуком Жучи по линии его седьмого сына Тевала. Беркей и Ногай (который после принятия им ислама получил имя Гайса) не были первыми мусульманами среди моногольских князей, поскольку ислам начал оказывать заметное влияние на татар, также как и на волжские булгары и народы Туркестана, культурный уровень которых всегда был высоким. Тем не менее, эти талантливые потомки Чингиз-хана были первыми, предпринявшими исламизацию Золотой Орды. Князя Ногая обычно считают первым действительным диктатором в татарской истории. Это мнение является ошибочным, если даже отбрасывать роль китайца Юлин-чу в Каракоруме. Определенно известно, что к концу правления Батыя и в начале правления Беркея (приблизительно с 1235 по 1261) админстрация Золотой Орды фактически находилась в руках военного командира Улавиана, который заставлял трепетать перед ним всех русских князей. Батый был в действительности великодушным, щедрым; если он рассматривался русскими как символ жестокости, то его следует относить на счет политики его фаворита генерала Улавиана. Также неправильным является мнение, что Ногай начал свою карьеру под Беркей-ханом. Он уже был назначен Батыем в качестве правителя Мангкют Орды, который отдал ему все земли, находящиеся между Доном и Донцом. Под Беркей-ханом князь Ногай стал руководителем Главного Татарского Военного Совета и держал свою резиденцию или в Курске (в Генеральных штаб-квартирах Голубой Орды), или во Львове, принадлежащем волынским князьям, которые были его вассалами. После смерти Беркея Ногай часто приезжал в Сарай, столицу Золотой Орды, и стал почти диктатором под Мангу-Темир ханом, внуком Батыя от своего сына Тугана. Тем не менее, под этим могущественным правителем, который разорвал близкие отношения между Золотой Ордой и Монгольской Империей, Ногай еще не пользовался неограниченной властью. Лишь после внезапной смерти Мангу в 1280 Ногай стал действительным соправителем Золотой Орды. Он был способен править под несколькими ханами, однако был убит в 1299 в схватке с Тохта ханом, которого он фактически привел на трон Золотой Орды. Тохта был одним из сыновей Мангу-Темир хана. В долгом бегстве спасся лишь внук Ногая князь Каракичек, с 3000 всадниками переходя под защиту Литвы.
Следующим диктатором Золотой Орды был менее заслуженный генерал («темник») Мамай. Этот узурпатор был потомком аристократической, но не правящей ногайской семьи Алаш, которая все еще существовала в 1918 на Северном Кавказе. Татарский темник Мамай продвинулся в 14 веке под Бердибек ханом (внук знаменитого Узбек хана), женившись на его дочери или сестре. После того, как Бердибек был убит, Мамай постепенно сконцентрировал в своих руках всю власть в Золотой Орде. Однако этот акт не был признан потомками Чингиз-хана, в частности, ханом белой Орды Урусом, прямым потомком хана Орда, который провозгласил официальное объединение Золотой и Белой Орд. Тем не менее, до своего поражения от русских на Куликово поле в 1380 Мамай формально был признан в качестве хана Золотой Орды, хотя в действительности он уже до этого был вынужден склоняться больше в сторону Крыма, поскольку все земли, лежащие к востоку от Волги находились под владением хана Уруса. После поражения на Куликово поле отступающая армия Мамая получила конечный удар от Токтамыша, родственника и соперника хана Уруса. Сам Токтамыш сбежал в Крым, где он позорно убит генуэзцем. Часть его семьи нашла убежище в Литве; его внук князь Олекса был прямым предком матери царя Ивана Грозного.

Последним диктатором Золотой Орды был другой ногайский татар, князь Эдигей, потомок 30 поколения арабского халифа Абу Бекр (тесть Мухамеда). Арабские историки и европейские востоковеды дают нам подробную информацию о личности Эдигея; он правил Золотой Ордой с 1397 по 1419 без какой-либо значительной оппозиции. В последующие девять лет его власть была подвергнута к смертельному испытанию. Некоторая ценная информация может быть найдена в записках его современника, немецкого искателя приключений Шилтбергера, который играл важную роль в Золотой Орде, когда он там пребывал с 1396 по 1427. Из всех источников мы знаем, что внешний вид Эдигея напоминал кавказского тюрка и что, он был горд своим непрямым восхождением от тюркских героев, в частности, от сельджугского султана Малик Шаха I (ум. 1092) и от туркестанского потомка халифа Али, святого Хужа Ахмад Яссавия (ум. 1166). Князь Эдигей был высокого роста, стройным и сильным человеком; он имел орлиный нос и цвет его кожи был почти коричневым.
Мусульманская набожность Эдигея была исключительной. Он держал все посты, вставал ночью для молитвы («намаза»), щедро дарил милостыню бедным, толковал Коран, старался укреплять ислам среди тюрков и окружил себя восточными учеными и факирами. Его мудрость упоминается даже в русском эпосе; согласно русскому преданию, Эдигей вызвал своих 20 сыновей и показал им, что связка стрел не может быть переломлена даже сильным человеком, в то время как одна стрела может быть переломлена ребенком. Личность Эдигея зачаровала народное воображение до такой степени, что о нем можно найти легенды в татарском, киргизском, башкирском и китайском эпосах. Эдигей несомненно был очень хорошим организатором ногайского княжества, которое было в состоянии в любое время выставить кавалерию первого класса в количестве 200.000 всадников и чьи знамена колыхались от берегов Днепра до азиатского Хорезма включительно. Свидетельство Шилтбергера подтверждает то, что владения Эдигея протянулись по всей западной Сибири. Тем не менее, с точки зрения татарской истории, роль Эдигея была (несознательно) отрицательной. Его главной ошибкой было то, что он участвовал в конфликте между своим тестем Тамерланом и мужем своей сестры ( на дочери которого от другого брака он женился позднее) Токтамышом. Отношения между тремя выдающимися татарами были очень необычны: Токтамыш (прямой потомок Орды, сына Жучи) был воспитан и политически выхожен Тамерланом, который противопоставлял его к хану Урусу, в то время как Эдигей был воспитан и политически выхожен Токтамышом. Однако, когда Эдигей узнал, что Токтамыш участвовал в убийстве его отца, то он повернул против него. В тоже время Токтамыш предал Тамерлана, который для того, чтобы наказать его, подыгрывал Эдигею. Хотя поведение Эдигея было продиктовано благородными мотивами, тем не менее, с точки зрения татарской истории, он действовал не благоразумным образом, поскольку Токтамыш был знаменитым правителем, который поднял престиж Золотой Орды до такой высоты, что он мог легко сравниваться с такими великими ханами Золотой Орды, как Батый, Беркей и Узбек. Токтамыш фактически ликвидировал последствия поражения Мамая на Куликово поле; он объединил Золотую, Белую и Голубую Орды и создал дисциплинированную армию из татар, вогулов, остяков и даже русских. В сражениях он был одет как западный рыцарь и в его вассалами были русские князья Рязани и Нижнего Новгорода. Древние французские источники называют его «императором русских» и отмечают его союз с могучей Литвой. Если бы князь Эдигей не бросил Тамерлановские орды против Токтамыша и не подкупил бы знаменосца Токтамыша, то судьба Золотой Орды могла быть совершенно другой. Токтамыш сражался в 15 битвах против Эдигея и в 16-ой, в 1406, погиб от руки Нуритдина, старшего сына Эдигея. Эдигей сам пал позднее от руки хана Кадир-Берди, третьего сына Токтамыша. Что касается Нуритдина, то он был убит мурзой Исмаилом, внуком Токтамыша. Таков был результат кровной мести. Тем не менее, на основе последних исследований можно также утверждать, что Тамерлан в 1378 (почти немедленно после смерти хана Уруса) помог Токтамышу стать ханом Золотой Орды, но решил сбросить его с трона в союзе с эмиром Эдигеем после того, как стало ясно, что Токтамыш не намеревался действовать в качестве его наместника в прежних владениях Батыя. Тамерлан разрушил базу власти Токтамыша путем разграбления Астрахани, Сарая, Булгара и Крыма перед тем, как отступить для подготовки вторжения в Индию. Главная армия Токтамыша была разгромлена Тамерланом в 1395 на реке Терек на Кавказе. После смерти Тамерлана в 1395 князь Эдигей препятствовал Токтамышу в восстановлении его владений.
Если поражение Токтамыша может рассматриваться как начало падения Золотой Орды, то невозможно отрицать, что оно послужило причиной возвышения Эдигея и его семьи, поскольку Тамерлан официально признал права Эдигея на все земли к западу от Уральских гор и Аральского моря. Однако, трон Золотой Орды достался Тимуру-Кутлуку, внуку хана Уруса, племяннику Эдигея по матери. Возможно, что Эдигей, который сперва управлял от имени Тимура-Кутлука и с 1400 от имени его брата ( зятя Эдигея) Шади-Бека, имел хорошую возможность для поднятия престижа Золотой Орды и становления таким образом достойным наследником Токтамыша.
Однако, в действительности, этому не было суждено сбыться, поскольку Эдигей странным образом упустил возможности использования результатов своих побед над Москвой и Литвой. В 1408 армия Эдигея осадила Москву, сожгла монастырь святой Троицы в Свято-Сергеевском и города Ростов, Дмитров, Серпухов и Нижний Новгород. Сам Эдигей вместе со своими войсками располагался в деревне Коломенское в ожидании некоторых подкреплений от русского князя Ивана из Твери, который обещал прислать ему таранные орудия. Вполне возможно, что татары могли в то время заставить Москву капитулировать, однако Эдигей, не дожидаясь обещанной помощи, принял от Великого Князя Москвы Василия I выкуп в размере 3.000 рублей и отступил на юг, потащив с собой тысячи русских пленных. Историки спорят о том, что Эдигей отказался от осады Москвы после получения сообщения от своего протеже хана Султан-Булата (сын Тимур-Кутлука) о раздорах в Золотой Орде, которые были спровоцированы сыновьями Токтамыша. Еще, русские современники событий объяснили внезапный отход татар чудодейственным вмешательством святого митрополита Москвы Петра. Вполне естественно, что Эдигей стрался взять с собой как можно по-больше русских пленных, поскольку, подобно своим современникам, он снабжал рынки Египта и Сирии русскими рабами. В тоже самое время он отдал приказ по запрету продажи тюрков в качестве рабов. Перед своим отходом от Москвы Эдигей направил Великому Князю Василию I письменный упрек, в котором он говорил очень положительно о верности татарам боярина Федора Кошки (предок Романовых и Шереметьевых). До этого в 1399 на реке Ворскла ( около нынешней Полтавы) Эдигей вместе с ханом Тимур-Кутлуком нанес поражение литовскому Великому Князю Витовту ( тесть Василия), которого поддерживал хан Токтамыш. В это время Эдигей тоже ограничился вторжением на литовскую территорию до города Луцка, взяв выкуп от Киева и потребовав, чтобы литовские монеты были отчеканены с его изображением.
В 1410 Эдигей был ослаблен борьбой с сыновьями Токтамыша, в частности, с Зелет-Султаном. В 1414 он был вытеснен из Хорезма Шахрухом, одним из сыновей Тамерлана. Несмотря на это, он вторгся в 1416 в Литву, ограбил Киев, сжег до пепла Печерскую Лавру Киева, но заключил мир с Витовтом и подарил ему 27 коней и трех верблюдов, покрытых красным полотном. По этому поводу его посол представил литовскому Великому Князю знаменитый документ, в котором говорилось среди прочего: «среди наших честолюбивых трудов и подвигов мы приобрели старость; пусть остаток наших жизней послужит миру...». В 1417 старшая жена Эдигея в сопровождении 300 всадников предприняла путешествие из Крыма в Дамаск и оттуда на святые места в Мекке и Медине.
В целом можно сказать, что ногайский князь Эдигей стал, против своей воли, одним из основателей величия Московии, ослабляя ее двух главных врагов: Золотую Орду и Литву и он не воспользовался шансом, который выпал на его долю : остановить возрастающую силу Московского Княжества.

http://kitap.net.ru/ishboldin4.php

 
Комментарии
добавил Bolshoibrat 5426 дней 20 часов 18 минут назад
ЧИНГИЗ-ХАН И ЕГО "МОНГОЛЫ" ПРИНАДЛЕЖИТ ИСТОРИИ РОССИИ

(О Чингиз-хане, его соплеменниках и соратниках, да о “монголо-татарском нашествии и иге”: кое-что достойное доверия и весьма малоизвестное).

Начну с того, что многое, сокрытое прокитайскими и прозападными историками, свидетельствует о том, что татары Чингиз-хана принадлежат таки истории России и в определенной мере и истории стран СНГ, а никак не халха-монголам и китайцам.
Смысл в сочинении китайцами "ложной истории монголов" (Л.Н. Гумилев) был именно в том, чтобы создание Державы Монгол объяснить "собиранием земель Великого Китая" предками халха-монголов - "веточкой великого ханьского (то есть, китайского) народа" - эта "теория" и поныне "в ходу" у китайских историков-политиков.

Дело еще и в том, что в России до Романовых правила Ордынская династия – а это Чингиз-хан, его соплеменники, а также их соратники, политическое сообщество которых называлось «Монголы» (или, по-другому, Ордынцы). Это было именно политическое сообщество, состоявшее из представителей разных народов, в том числе и из русских – см. ниже - называемое иногда "Монголами" по наименованию Державы Монгол.
Романовым-западникам, после их прихода к власти - в результате Смуты, устроенной их покровителями иезуитами-католиками в конце XVI-начале XVII веков - необходимо было всячески "опорочить" правящую знать политического сообщества Ордынцев, состоявшую в основном из русских князей и татарских мурз (биев), представив их, в сочиненной их иностранными советчиками "истории России", "дикими деспотами-угнетателями", "кочевниками-завоевателями и их пособниками", дабы создать необходимые идеологические условия незыблемости своего правления и установления "романо-германского Ига" над народами Евразии (Н.С. Трубецкой). Достаточно привести в подтверждение сказанного один пример: даже антиордынец Н.М. Карамзин вынужден был констатировать, что группировка романовых ненавидела последнего ордынского царя Бориса Годунова "за принадлежность к Четову племени Могольскому" - в данном случае "принадлежность к племени" употреблено историосочинителем-западником Карамзиным именно в смысле оценки принадлежности Годунова к сообществу носителей идеологии Монголов-Ордынцев.

Название «Монгол» происходит от тюркских, точнее, старотатарских слов «Маэнге» и «Маэнгел» ("Мәңге, Мәңгел"), то есть «Вечно» и «Вечная». Таким образом, название «Монголы» не было названием этническим - названием какого либо народа - а было названием политическим, типа «советские». В принципе это пояснено было еще выдающимся русским академиком-востоковедом В.П. Васильевым в XIX веке, но его сведения были, по сути, сокрыты от общественности. Вариант данного наименования "Могол", встречающийся у некоторых авторов, объясняется отсутствием в их языке (письме) заднеязычной "н" ("ң"), на латинице пишется - "ng". Ср. английское "Mongol" - англичане хорошо запомнили это слово и до сих пор произносят довольно близко к оригиналу.
При том сам Чингиз-хан и его соплеменники, то есть, его родной народ, носили название и самоназвание «татар», и не «говорили на языке, который мы ныне называем «монгольским» (В.П. Васильев). И при том татары Чингиз-хана жили намного, на тысячи километров западнее от тех мест, куда их «определили» прокитайские и прозападные сочинители «истории о монголах» - это тоже пояснил в свое время В.П. Васильев, и его сведения совпадают со множеством сведений из исторических источников разных времен и народов и с разных территорий Евразии.
Как пояснил академик В.П. Васильев, владевший китайским (ханьским), маньчжурским и халха-монгольским языками, и в течение 10 лет изучавший китайские и иные древние восточные исторические источники с выездом в Китай, при том обнаруживший много противоречащего прокитайской - известной нам по учебникам - «истории Монголов», китайцы, свергнув в ходе 20-летней войны власть монголо-татар в восточной части Евразии, «составили свою «историю Монголов", и поэтому история происхождения Чингиз-хана и его государства сокрыта во мраке». Но, как увидим ниже, много достоверных сведений из достойных доверия источников о Чингиз-хане и его татарах, и их соратниках все-таки сохранилось.

Представители нашей российской официальной (и поныне западнической по сути) исторической науки, как представляется, никогда не ослушаются своего научного руководства и не “выйдут” за рамки, определенные основными постулатами евроцентристской науки, заданными еще романовскими специалистами-иностранцами по составлению “истории России” и "раскрученными" в течение веков их последователями. Той самой "истории", в которой основным этносам (народам) России–Евразии, русским и татарам, отведена роль “отсталых и неисторических народов”, дескать “полудикарей” и “извечных врагов” и (или) “рабов” друг друга в разные периоды истории. Поэтому именно татарам и русским, в первую очередь, надобно объективно разобраться в их общей подлинной истории – притом критически оценив постулаты-штампы романовских и “восточных” историков, очерняющих наших предков, противопоставлявших и противопоставляющих их в прошлом - в своих "исторических сочинениях" - дабы противопоставить нас в настоящем и в будущем. Делалось это для того, чтобы успешно установить «Романо-германское Иго» (Н.С. Трубецкой) в Московии-России в XVII веке, и иметь возможность и далее оказывать на нас влияние своими «советами и указаниями» - таким образом, успешно продолжать это Иго. Ведь романовская “история России”, каковую мы ныне имеем, была сочинена для нас чужими – это отмечают многие независимые историки-исследователи – как русские, так и “тюркские”.

Ну-с, и относительно одного острого вопроса высказаться надобно: было ли свирепое «монголо-татарское иго» на Русских землях? Ну и было ли "завоевание" соответствующее? По рассматриваемым вопросам достойны внимания, в первую очередь, следующие обстоятельства, которые тщательно "обходят" (вернее, скрывают) официальные историки-западники и их «восточные» коллеги:

1). Участие многих - знатных и образованных в том числе - русских (и, кстати, венгров - скорей всего, уральских), в "делах и войнах татар" как минимум лет двадцать до "нашествия хана Батыя на Русь", еще при жизни Чингиз-хана - это примерно 1215 год, а то и ранее. И в целом контакты русских с татарами (именно с татарами, с тюрками) задолго "до эпохи монголо-татарских завоеваний", а также и наличие татар в Восточной Европе и в Западной и Центральной Азии задолго "до завоеваний монголо-татар" (то есть совсем не "монголоязычных" и отнюдь не в “далеком Забайкалье”). При том, как можно легко установить, татары (не "половцы", а именно татары) были на стороне русских князей-объединителей, стремившихся установить законность и порядок на Руси, и соответственно, мир и благоденствие для ее народа (клан великого князя Всеволода Большое Гнездо).

2). Существенный момент: средневековые татары, соплеменники и соратники Чингиз-хана (именно татары, а не "халха-монголы") – это прямые предки не только современных татар, но и многих и многих русских и многих представителей тюркских народов Евразии. И татары под руководством Чингиз-хана, согласно данным исследований академика В.П. Васильева, приходят с войной в ответ на агрессию Тангутского царства и Цзиньской империи (север и северо-восток современной КНР), которые “каждые три года направляли войска далеко на северо-запад для уничтожения и грабежа татар”, именно с запада, со стороны Восточного Туркестана, Алтая, Поволжья и т.д. То есть оттуда, где "преобладал не халха-монгольский, а тюркский язык" (В.П. Васильев). Притом сведения В.П. Васильева, как и многое из мировой историографии, что им соответствует, историками-западниками игнорируются - проще выражаясь, скрываются от общественного внимания.

3). И вот еще что существенно: средневековые татары, родной народ Чингиз хана, как свидетельствуют многие сведения историографии, в принципе ничего общего не имели с полудикими кочевниками, тем более с предками халха-монголов. У татар Чингиз хана “язык, обычаи, материальная и духовная культура были близки с тюрками-уйгурами Восточного Туркестана” (В.В. Бартольд), “народом садоводов, купцов и ремесленников” (Л.Н. Гумилев), и по сведениям множества достойных доверия сведений из мировой историографии разых времен, средневековые татары еще “до эпохи Чингиз хана” строили города, вели трансконтинентальную торговлю, владели навыками крупного речного судоходства, металлургии, хлебопашества и всячески “покровительствовали земледелию”. Сведения об этом также стараются скрыть от широкой общественности историки-западники и “восточники”.

Отметим особо, что отношения Орды и Руси (так называемые “нашествие и Иго”), а также отношения на политическом пространстве Улуса Джучи и Московии в XIII-XVI веках были совершенно иными, чем это описывали и описывают историки-западники вслед за католиками-немцами - составителями угодной западноевропейцам «истории России». А именно («в двух словах»): основным противником ордынцев - русских царей и князей, и татарских ханов и мурз - в период Ордынского правления в Московии-России был именно католический Запад. А влияние политической организации Великой Орды и созданного им государства Державы Монгол способствовало экономическому и культурному развитию как Руси, так и стран других народов Евразии, входивших в федерацию “Вечного Удела” Великой Орды.

Вот после сопоставления и осмысления этих основных моментов из разрозненных сведений, дошедших до нас, уже начинает иная картина складываться, непротиворечивая. Но совсем не соответствующая "теории о нашествии, завоевании и иге" и др. догмам прокитайской и прозападной историографии.

Тем, кто заинтересуется подлинной историей Отечества, связанной с татарами (особо с "монголо-татарами"), и правдивой историей отношений татар, русских и других народов Евразии в XII-XVII вв., предлагаю ознакомиться с работами ученика и последователя Л.Н. Гумилева, татарского историка и писателя Г.Р. Еникеева, особенно с его книгами "Корона ордынской империи" (Москва, "Алгоритм", 2007) и "По следам черной легенды" (Москва, "Медина", 2009).

Вопросы (темы), изложенные выше, основательно проработаны и освещены в книгах Г.Р. Еникеева с приведением соответствующих аргументов из исторических источников и трудов историков-исследователей разных времен и разных народов, с соответствующими ссылками на источники.

О книгах Г.Р. Еникеева см. статью-рецензию почетного предводителя Татарского Дворянского Собрания (Меджлиса Татарских мурз (бийев)) М.Ш. Мамлеева "Открой свою историю": http://tartareurasia.ucoz.com/publ/otkroj_svoju_istoriju/1-1-0-6

а также рецензию доктора исторических наук Д.М. Исхакова на первую работу (книгу) Г.Р. Еникеева: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1-1-0-1

На основе и в развитие этой работы и написаны последующие две книги Еникеева Г.Р., означенные чуть выше. Там же на сайте содержание, обложка и пояснения к обложке и главы из книги Г.Р. Еникеева «По следам черной легенды»: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/knigi_enikeeva_gr/5

На обложке средневековый портрет Чингиз-хана, воспроизведенный по сведениям татарского исторического источника "О роде Чынгыз хана" и других сведений из мировой историографии – возможно, с несколько неожиданной для многих внешностью (некитайской и не халха-монгольской), с синими глазами и с окладистой рыжей бородой
добавил milstar 5610 дней 13 часов 35 минут назад
Борис Ишболдин аль Бекри

Глава I

Взгляды русских историков на татарскую власть в России

Взгляды русских историков на татарскую власть в России не отличаются однообразием, тем не менее почти все они признают большое влияние татар на историческое развитие русских. Лишь один крупный историк, С. М. Соловьев, приуменьшает их влияние на уровень русского социального строя после завоевания России. Он говорит о татарском господстве без особого внимания и рассматривает его просто как продолжение подобного господства, которое уже другие азиатские народы практиковали по отношению к России в древние времена. В первом томе своей «Истории России» он даже готов рассматривать татарско-русские отношения в той же плоскости, что и отношения между русскими и куманами (половцами). В действительности, куманы, которые имели тюркское происхождение, часто сталкивались с Киевской Русью задолго до татарского вторжения, однако, у них русские мало к чему научились, не считая разве что искусство пляски. С другой стороны, нельзя отрицать, что по-меньшей мере в период между 1238 и 1480 годами существовало татарско-русское государство, хотя и подмываемое этническими и религиозными различиями.
Очень мало русских историков, которые видят в татарском господстве лишь отрицательные черты. Несмотря на свое татарское происхождение, одним из них является Карамзин. Он обвиняет татар в торможении развития России. Он говорит, что Россия, замученная монголами, направляла все свои действия и усилия для выживания и что, позабыв свою национальную гордость, она выучила все «средства уловок рабства». Согласно ему, свобода и гражданские права, которые были известны древней России, исчезли под татарским влиянием. Другие известные русские историки Платонов, Бестужев-Рюмин, Ключевский и Кавелин, не отрицая существование некоторых положительных черт татарского господства, призанают, что последнее привело к загрублению морали и поведения русского народа. К. Д. Кавелин пишет, что различные плутовства и обычаи, характерные рабству, даже если они не появились впервые под татарским господством, то они стали быстро развиваться в это время и продолжали играть отрицательную роль в русской истории. В. О. Ключевский пошел дальше в утверждении, что татарское вторжение было для России национальным бедствием, которое причинило не только материальный, но и моральный ущерб и повергло русский народ на долгий период в смертельную апатию. Лишь к середине 14-го века выросло новое поколение, которое не было смертельно напугано татарами и тогда появились такие духовные вожди, как Св. Сергей Радонежcкий, который помог русским преодолеть их «национальную робость». Тем не менее, и Кавелин, и Ключевский отметили, что татарское иго имело и некоторые положительные результаты. Кавелин согласился с тем, что татары укрепили власть Великого Князя Москвы и создали действительный центр русского единства. Такого же взгляда придерживались Ключевский, С. Ф. Платонов и Костомаров. Ключевский, в частности, выразил мнение, что без татар феодальные князи из рюриковой династии (шведского происхождения) разорвали бы Россию на куски. Власть хана Золотой Орды можно сравнить, согласно ему, с грубым татарским ножом, который режет все те узлы, с которыми наследники Великого Князя Всеволода III связали свои семейные отношения. Академик Петр Струве, более известный как экономист, высказал мнение, что кочевые татары могли оказать такое стремительное и сильное влияние на русских лишь потому, что у них было ничто общее. Оба народа жили при аристократической социальной системе с некоторыми демократическими образованиями подобно «Вече» и «Курултай». Однако в татарской системе аристократические черты были более ярко выражены, поскольку лишь представители высшей аристократии и военоначальников могли быть членами «Курултая», а именно, Ассамблеи. Татарское господство в результате привело к протекторату хана над Россией, вассалами которого являлись русские князья. Русские скоро признали татарского хана в качестве «царя» (цезаря), поскольку он уважал свободу их местной власти. Аналогичное мнение выразил в 18 веке историк Болтин, который утверждал, что татары, как завоеватели, не были так изнурительны, как римляне, поскольку они не шли далее чем наложения дани, оставляя в городах лишь свои гарнизоны и сборщиков налогов, без затрагивания местной админстрации, религии и культуры народа. Даже епископ Серапион из Владимира (13 век) признал, что татары хорошо относились к русскому православному духовенству, не грабили и т.д. Многие русские историки рассматривают в качестве отрицательного результата татарского господства раскол между восточной Россией (Суздаль, Рязань) и Новогородской и Литовской Россией. Тем не менее, будущее сильное государство Московия была учеником Золотой Орды, получившим от нее саму идею абсолютной монархии, денежные расчеты и организацию транспорта. Этот факт справедливо был отмечен Костомаровым, Платоновым, Бестужевым-Рюминым, В. И. Сергеевичем и его учеником П. Б. Струве. Термины, используемые в русской национальной экономике, имеют во многих случаях татарское происхождение: например, слово «деньги» происходит от имени Чингиз-хана; «таможня», «базар», «магазин», «чертог», «ямщик», «лошадь», «сарай», «сундук» - они татарские слова.
Некоторые известные русские историки нашего времени нашли, что татарское господство в России привело ко многим положительным достижениям. В этом смысле крайне радикальную позицию занимает один из лидеров движения «Евразия» профессор П. Н. Савицкий. Он писал в 1935 году : «Киевская Русь, будучи в состоянии внутреннего распада, была счастлива попасть под татарское господство. Запад отнял бы у нее ее душу, Иран загрязнил бы ее нездоровой экзальтацией, но татары, без затрагивания ее сущности, внедрели в русских чувство силы и дисцплины. Поддержав Александра Невского, татары спасли Россию от латинского влияния и внедрели в русскую душу монгольское чувство материка». В другом месте Савицкий, в согласии с известным русским востоковедом В. В. Бартольдом, указывает, что татары дали России культурные контакты с Азией, которая оказала на нее благоприятное влияние. Даже сейчас мы в регионе за Волгой находим остатки татарских жилищ, украшенных мрамором и плитками, водопроводными трубами и др. Все это было сделано татарами уже в 13 и 14 веках. Русский и австрийский исследователь профессор князь Н. С. Трубецкой подчеркивает тот факт, что татары часто выступали в качестве учителей русских, поскольку – подобно всем тюркам – они находились в поиске гармоничных схем и были склонны к духовному равновесию в смысле терпеливого упорства. Невозможно отрицать также, что тактика длительного отхода в сочетании с переселением населения и разрушением материальных ценностей (как это было успешно использовано русскими во время войн с Наполеоном и Гитлером), была внушена тактикой, которую применяли крымские татары. Известный русский и американский историк Георгий Вернадский писал в 1927 году, что монголы (татары) дали плоть русскому государству, а не «систему идей», как это сделала Византия. Татарское завоевание России положило конец распри и обеспечило победу степи над лесом. Другими словами, русским княжествам не было необходимости воевать против кочевых племен степи. Хотя русский народ стал разделенным под татарским и литовским правлением и потерял свое культурное единство, татарское господство было главным объединяющим фактором, поскольку в течение определенного периода лишь карпатская (венгерская) Россия и часть территории Полоцка оставались за пределами Монгольской Империи. Кроме того, во второй половине 13 и в начале 14 века южные славяне (сербы, болгары) и Россия находились в составе той же самой великой Империи. Татарское государство открыла русским весь Юг, Юго-Восток и частично – Юго-Запад.
С другой стороны, все попытки западных русских князей воевать против татар без поддержки западных союзников привели к полному отходу русских западных территорий под литовское, польское, венгерское и румынское правление.
Александр Невский в 1240-1245 отразил нашествия шведов, немцев и литовцев с помощью Золотой Орды. Позднее, в 15 веке, Великий Князь Василий II внедрил в практику систематическое использование татарских наемных войск, одаряя татарских князей русскими городами и земельными наделами. Данный факт массового вступления татар на службу Москвы подготовил падение некогда всемогучей Золотой Орды. Вассальное татарское государство Касимово, основанное Москвой в середине 15 века, продолжало существовать в то время, как некоторые исконно русские государства – Новгород, Тверь, Рязань – уже давно прекратили свое существование. Этот факт, однако, является знаком постепенного де факто покорения татар Россией.
Интерестно отметить, что известный украинский историк М. Грушевский нашел некоторые положительные элементы татарского правления. Он отверг, например, польскую теорию о разрушении татарами всего украинского населения и полной новой колонизации Украины поляками. Согласно Грушевскому, татарское нашествие привело лишь к разрушению и эмиграции богатых и верхних классов, в то время как крестьяне, добровольно сдались татарам и согласились платить им дань в виде сельско-хозяйственных продуктов, что обеспечивало им правление выборными старейшинами. Грушевский настаивает на том, что Батый-хан в обмен на ежегодную дань признал свободу некоторых городов Украины. Русский историк Ф. Волков (1914) подтверждает также, что татары, по желанию местного населения, отменили феодализм в регионах Киева и Переславля после изгнания аристократии на север или в Галицию. Согласно ему, феодальная система оставалась лишь в регионе Чернигова, но и там он пришел в упадок. Даже такой активный западник, как Король Галиции и Волыни Даниил, находился под контролем татарских войск.
Известный советский историк М. Н. Покровский, который играл ведущую роль при Ленине, рассматривал татар в качестве прогрессивной силы; они одной строкой положили конец процессу распада русской земельной экономики, который имел место в 10-12 веках, и поддержали развитие крестьянской России, которая постепенно переходила под правление Москвы. Более того, татары были первыми в организации в России (включая Новгород) системы разверстки налогов, которая продолжала существовать в течение многих веков спустя татарского правления. Они поставили города и деревени на один уровень по оплате налогов. Профессор Покровский также, как и некоторые русские дореволюционные историки (В. И. Сергеевич, П. Б. Струве), отметил, что русские князья, как и православная церковь и состоятельные элементы населения, без труда смирились с господством хана Золотой Орды. Покровский напоминает, в частности, письмо, написанное в 1357 жестоким Бердибек-ханом к влиятельному митрополиту Москвы Алексею, в котором заверяется, что татары предоставили русской церкви привилегированное положение, поскольку церковь молится за них. Наиболее известный современный советский специалист по татарской истории профессор Б. Д. Греков, хотя и не разделяет мнение Покровского о большом влиянии татар на судьбу России, тем не менее говорит, что они оказали огромное влияние на образ жизни русских.

В заключение представляется хорошим делом отметить, что много известных представителей русской культуры имеют татарское происхождение, как, например, теолог С. Н. Булгаков, философ Н. А. Бердяев, историк Карамзин, экономист М. И. Туган-Барановский, писатели И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский и многие другие.
( Anna Axmatova ,zena poeta Gumilewa)

http://kitap.net.ru/ishboldin3.php
Для того, чтобы оставить комментарий к этому материалу, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru