Лениградская Правда
22 NOVEMBER 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
| |
все | лучшие за неделю | лучшие за месяц | лучшие за год


3
5-я эскадра
опубликовал milstar 5620 дней 2 часа 44 минуты назад
Советская Средиземноморская эскадра
Четверть века она несла боевую службу в одном из самых взрывоопасных регионов планеты
2006-10-13 / Владимир Васильевич Заборский - капитан 1 ранга в отставке, в прошлом начальник отдела Оперативного управления Главного штаба ВМФ.
http://nvo.ng.ru/history/2006-10-13/5_eskadra.html

С начала 1960-х годов советский Военно-морской флот приступил к новому виду деятельности в мирное время – боевой службе в стратегически, оперативно и экономически важных районах Мирового океана. Боевой службой назывались особые действия (оперирование) в назначенном регионе (на морском театре) боеготовых корабельных соединений или отдельных подводных лодок, надводных кораблей, самолетов с целью выполнения поставленных задач по защите государственных интересов СССР (военно-политических, экономических и др.) в постоянной готовности к боевому применению по противнику оружия и боевых средств по приказанию или с началом военных действий.

Боевая служба первоначально выполнялась эпизодически одиночными подводными лодками, находящимися в автономном плавании, и создаваемыми на определенный срок (как правило, три–четыре месяца) из различных кораблей того или иного флота сборными корабельными группами (так называемые «смешанные эскадры», которые флотские остряки окрестили «смешными эскадрами») с временно назначаемыми (нештатными) командирами и небольшими по численности штабами. В дальнейшем с постепенным наращиванием в ходе строительства возможностей и боевого потенциала нашего флота был осуществлен переход от эпизодического к плановому несению боевой службы в наиболее важных регионах Мирового океана постоянными специально сформированными оперативными соединениями ВМФ вместо временных «смешанных эскадр».

Одним из таких наиболее важных в стратегическом и военно-политическом отношениях театров, где с начала 1960-х годов и до конца холодной войны требовалось действовать наиболее мощным по боевым возможностям силам боевой службы ВМФ, являлось Средиземное море. Именно для управления силами боевой службы на этом театре и было сформировано в 1967 году первое в истории нашего флота оперативное соединение 5-я эскадра кораблей ВМФ – так звучало ее полное наименование в директивных документах по формированию (впоследствии в официальных флотских документах ВМФ она именовалась 5-й эскадрой ВМФ, а неофициально и в обиходе ее стали называть Средиземноморской). Эскадра по подчиненности замыкалась непосредственно на главнокомандующего и Главный штаб ВМФ с управлением через Центральный командный пункт (ЦКП) ВМФ.

ОПЕРАТИВНОЕ СОЕДИНЕНИЕ

5-я эскадра ВМФ была чисто оперативным соединением, в состав которого поступали корабельные соединения, одиночные корабли и суда, прибывающие с других флотов на боевую службу в Средиземное море. По такому же типу позднее в Индийском океане была развернута 8-я эскадра ВМФ
#################################################
(неофициально ее называли Индийской), но с подчинением командованию ТОФ. С формированием этих оперативных соединений было завершено создание в ВМФ организационной системы управления силами при проведении морских операций и боевой службы ВМФ фактически по всему Мировому океану. Эти оперативные соединения действовали до развала Советского Союза, после чего были в 1992 году упразднены.
###############################################################

5-я эскадра ВМФ была развернута по решению правительства в Средиземном море в июне 1967 года (приказ главнокомандующего ВМФ № 0195 от 14 июня 1967 года) как специальное оперативное соединение с постоянным (штатным) командованием, штабом, командой связи и переменным корабельным составом – корабли Северного, Балтийского и Черноморского флотов по специальному графику очередности несения боевой службы. Корабли прибывали сначала на 3–4 месяца отдельными, как и ранее, сборными отрядами, позднее (с 1970 года) – на полгода в составе штатных флотских линейных соединений. Дизельные подводные лодки 4-й эскадры ПЛ СФ, случалось, находились на театре даже по году (!).
#################################################################

Режим службы командования и офицеров штаба эскадры был установлен главнокомандующим ВМФ такой: 4–5 месяцев на боевой службе, затем отпуск домой на месяц-полтора –
#########################################################
один раз в году это был календарный отпуск, второй раз – так называемая «командировка» (у каждого офицера штаба был заместитель или помощник). Но эти сроки зачастую не выдерживались, особенно для
######################################################################
должностных лиц командования эскадры, которым приходилось порою находиться «в море» без перерыва по восемь–девять месяцев (у меня наибольший срок непрерывного пребывания на боевой службе как-то
######################################################################
составил 6 месяцев и 26 дней).
#####################

Задачи эскадры в общем плане их постановки: защита наших государственных интересов в регионе, поддержка
#########################################################################
внешнеполитических решений и акций правительства, противодействие (своего рода противовес) 6-му флоту
########################################################################
США в его агрессивных притязаниях в регионе, а также ВМС других стран НАТО и недружественных нам
#####################################################################
государств, поддержка и военная помощь союзникам и дружественным странам. Конкретно же основными «штатными» задачами боевой службы эскадры (об этом можно сегодня говорить открыто) были:

1) поиск, определение районов патрулирования, слежение за ПЛАРБ ВМС США и другими иностранными ПЛ в готовности их уничтожения по приказанию;
2) разведка и слежение за многоцелевыми (ударными) авианосцами и другими ударными группировками ВМС США и НАТО также в готовности их уничтожения по приказанию. 5-я эскадра ВМФ в том или ином составе кораблей и масштабах своих действий участвовала во всех локальных войнах, конфликтах и прочих сложных событиях при обострении военно-политической обстановки в Средиземном море с конца 1960-х и до конца 1980-х годов.

В составе эскадры в повседневной обстановке (при отсутствии военно-политических передряг на театре) как правило находились: 3–5 атомных многоцелевых (ракетных и торпедных) подлодок и бригада в составе 8–10 дизельных ПЛ; бригада из 8–12 надводных боевых кораблей океанской зоны (крейсера, эсминцы, большие противолодочные и сторожевые корабли); отряд десантных кораблей (ДЕСО) с батальоном морской пехоты на борту (один большой, два средних десантных корабля, один-два эсминца или сторожевых корабля огневой поддержки, два тральщика); отряд кораблей спецназначения и вспомогательных судов в количестве 15–20 единиц. При обострении обстановки следовало немедленное усиление эскадры силами оперативного резерва флотов.

МЕСТО ПРЕБЫВАНИЯ – ЕГИПЕТ

Базировались корабли в открытом море в так называемых «точках» якорных стоянок, где глубины позволяли корабельным якорям зацепиться за грунт (так называемое «маневренное базирование»). Порой корабли кратковременно заходили (деловые заходы и визиты) чаще всего в порты Египта (Александрия, Порт-Саид, впоследствии Матрух), реже Сирии (Латакия, впоследствии Тартус), еще реже Югославии, Алжира, а с 1975 года и Туниса.

В Александрии египетскими властями была выделена для временного базирования кораблей и судов эскадры часть причала местного судоремонтного завода (построен – и, кажется, «бесплатно» – СССР), где был организован так называемый маневренный пункт тылового обеспечения эскадры (МТО). В составе МТО в порту постоянно находились плавмастерская для обеспечения ремонта дизельных ПЛ, прибывавших с СФ, а также других кораблей эскадры. Работы проводились с участием бригад местного судоремонтного завода, но наиболее важные – выполняли высокопрофессиональные специалисты экипажей плавмастерских (мичманы, старшины и матросы), поскольку египетские инженеры и рабочие были способны производить только наиболее простые ремоперации (корпусные, замена систем трубопроводов, частично по электрике и проч.).

Там же, в Александрии, постоянно находились плавказарма (или плавбаза) для размещения экипажей ремонтируемых подводных лодок, другие вспомогательные суда. Командир отряда кораблей в Александрии (как правило, командир плавмастерской или другого корабля спецназначения, он же начальник МТО) выполнял «дипломатические функции», непосредственно общаясь с властями: подача заявок на заходы кораблей и судов эскадры в порты и терводы Египта, закупка продовольствия и организация доставки его кораблям в море, организация деловых заходов и визитов кораблей в Александрию. Впоследствии такой же МТО был организован (в 1973 году) в сирийском порту Тартус (действует по настоящее время).

С конца 1967 года по июль 1972 года в Египте на аэродроме Каир-Вест базировалась эскадрилья нашей военно-морской авиации. Первоначально в нее входили 8–10 разведывательных самолетов Ту-16, а также 4–6 самолетов Ан-12 и Ан-24. С 1970 года состав эскадрильи был усилен 6–8 противолодочными самолетами Ил-38 и Бе-12 с базированием на аэродром Матрух. Эскадрилья подчинялась непосредственно нашему главному военному советнику министра обороны Египта, но при необходимости переходила (в полном составе или часть назначенных самолетов) на время операций или учений в оперативное управление (подчинение) КП эскадры.

Нужно отметить, что первому составу командования и штаба эскадры, поскольку все было «в новизну», пришлось и начинать все с нуля: от организации функционирования, культуры взаимоотношений и быта, распорядка дня экипажей кораблей в регионе с жарким климатом и проч. и до всех нюансов управления силами и выполнения ими задач боевой службы с разработкой необходимых документов. В этом отношении главная роль принадлежала первому командиру эскадры вице-адмиралу Борису Петрову и первому начальнику штаба контр-адмиралу Виталию Платонову. Разработанный и запущенный этими двумя военачальниками и штабом алгоритм функционирования всего «организма» эскадры (это было очень важно!), частично усовершенствованный сменившими их вице-адмиралом Евгением Волобуевым, контр-адмиралом Иваном Капитанцем и вторым составом штаба, действовал все дальнейшие годы боевой службы эскадры.

С февраля 1970 года по июль 1972 года в Египте находились советские соединения ПВО: дивизия зенитно-ракетных войск, группировка истребительной авиации в составе авиационного полка и отдельной авиационной эскадрильи. По египетской организации ВВС они числились и действовали как истребительные авиационные бригады. Задачи они выполняли следующие: участие в боевых действиях с целью поддержки ВС Египта в войне против Израиля; прикрытие кораблей эскадры – зенитное огневое (ракетное и артиллерийское) в базах (Александрия, Матрух), истребительное – в море на радиус досягаемости самолетов МиГ-21.

РЯДОМ С ВОЙНОЙ

История 25-летней боевой службы 5-й эскадры ВМФ, к сожалению, пока почти не известна широкой публике. Правда, за последнее время появились отдельные публикации. Так, например, недавно вышли интересные воспоминания контр-адмирала Павла Дубягина, начальника политотдела эскадры в 1973–1976 годах, в которых довольно обстоятельно рассказывается о боевой службе, действиях кораблей, различных происшествиях в Средиземном море, особенностях обстановки и быта в экипажах кораблей и в штабе эскадры при длительных плаваниях по полгода и более в отрыве от своей страны и проч. Однако в других печатных материалах некоторые авторы – видимо, по незнанию – иногда неправильно трактуют отдельные стороны и обстоятельства пребывания 5-й эскадры в Средиземном море. При этом расписывают читателям боевую службу там как действия в большинстве лишь кораблей ЧФ. Это неверно, поэтому вношу пояснения. На самом деле корабли прибывали на боевую службу в Средиземное море поочередно (по графику) с трех флотов – СФ, БФ и ЧФ. Но если с БФ и ЧФ направлялись только надводные корабли и суда, то с СФ дополнительно бригада дизельных и назначенный наряд атомных ПЛ – главные ударные силы эскадры.

Допустимые рамки статьи не позволяют мне подробно описать весь боевой путь 5-й эскадры ВМФ (это тема отдельной книги), поэтому привожу некоторые фрагменты и «случаи» ее истории. Например, мало кто знает, что Порт-Саид – прифронтовая военно-морская база египетских ВМС, в которой с 1967-го по 1972 год постоянно находился ДЕСО эскадры, – ежедневно, кроме субботы, подвергался по два-три раза бомбардировкам израильской авиации (до начала перемирия 8 августа 1970 года). При воздушных налетах экипажи наших кораблей часами находились в состоянии боевой тревоги, а корабельное оружие изготавливалось к немедленному применению в готовности по приказанию включиться в отражение налета противника в системе ПВО базы. Корабли египетского ВМФ, прижимаясь буквально к бортам советских кораблей в гавани, ожесточенно отстреливались от израильских самолетов, бомбардирующих Порт-Саид. Однако отряду наших кораблей и морской пехоте не пришлось непосредственно участвовать в обороне Порт-Саида и вступать в боевые действия, хотя напряженность обстановки порой доходила до этого предела. Но само пребывание отряда в Порт-Саиде в значительной степени предотвратило его захват израильскими войсками.

Вообще-то нам, военным морякам, бывавшим в то время в АРЕ, странным казалась такая война: страна сражается, каждый день идут налеты израильской авиации с бомбежками, а такие города, как Александрия (главная база ВМС АРЕ), столичный Каир и другие, живут обычной жизнью. Днем их улицы и базары кишат народом, множество иностранных туристов, все магазины, рестораны, многочисленные бары, кинотеатры, пляжи (в Александрии) работают. Улицы забиты автомашинами, особенно в Каире (пробки, как у нас теперь в Москве). Ночью в городах, на промышленных объектах (например, судоремонтный завод в Александрии) нет никакого затемнения. Но зато ночная жизнь кипит, увеселительные заведения функционируют, как будто нет никакой войны. Правда, израильская авиация не бомбила Александрию (было только несколько разведывательных полетов), а несколько бомбежек предместий Каира и других населенных пунктов производились, как это называли израильтяне, «точечно» по военным и экономическим объектам. Но жертвы мирного населения были по меркам такой войны значительными.

На всем протяжении боевой службы в Средиземном море 5-я эскадра ВМФ и ее корабли находились на острие всех возникающих локальных войн, межгосударственных конфликтов на театре. Особенно сложными в этом отношении были 1967–1976 годы. На этот временной период приходятся Арабо-израильская война 1967–1970 годов с многочисленными обострениями обстановки на Ближним Востоке (после заключения перемирия конфликты и напряженность не прекратились), Арабо-израильская война 1973 года, турецко-кипрские боевые действия 1974 года, в которые была втянута и Греция, постоянные ливанские и израильско-палестинские «разборки» в 1974–1976 годах.

Кстати, и в дальнейшем с конца 1970-х и до конца 1980-х годов напряженность международной обстановки на театре не особенно спала (известные события в ливанской долине Бекаа, удары израильской авиации и американского линкора «Нью-Джерси» по Ливану, авианосной авиации США – по Ливии и др.). При каждом таком обострении обстановки силы эскадры выдвигались в район конфликта и действовали в непосредственном соприкосновении с находящимися там кораблями ВМС США, за авианосцами устанавливалось слежение, ракетные подводные лодки перемещались в районы досягаемости своих ракетных залпов и «нацеливались» на авианосцы, производились необходимые перегруппировки других сил эскадры и проч. В рамках этой статьи невозможно обо всем рассказать, остановлюсь только вкратце на двух интересных эпизодах.

В конце августа 1973 года эскадрой по плану помощи Сирии в подготовке войны с Израилем в обстановке строгой секретности (сегодня можно эту секретность отбросить) была осуществлена операция по переброске бригады марокканских войск из Алжира в Сирию. Перевозка выполнялась скрытно двумя рейсами на двух наших больших десантных кораблях (БДК) в охранении кораблей эскадры под прикрытием легенды о якобы проводимом учении по высадке десанта. Как рассказывал один из командиров БДК, его поразила дисциплина марокканских военнослужащих: офицеры «командуют» преимущественно жестами и обращаются только к сержантам, которые заправляют всем, приказания солдатами исполняются беспрекословно и бегом и проч. В боевых действиях Арабо-израильской войны 6–20 октября 1973 года, как рассказывали наши советники в ВС Сирии, марокканцы продемонстрировали высочайшие боевые качества и выучку по сравнению с войсками Сирии и Ирака.

В событиях этой войны на море в составе эскадры было сосредоточено около 120 «вымпелов» – кораблей и судов различных классов и типов: атомные и дизельные ПЛ, боевые надводные корабли, корабли спецназначения, вспомогательные суда. Эскадра была переведена в повышенную боевую готовность, а оружие и боевые средства кораблей изготовлены к немедленному применению. Американцы в это же время развернули в Средиземном море еще более мощный флот в количестве около 140 кораблей и судов, в том числе четыре многоцелевых (ударных) авианосца, два десантных вертолетоносца, амфибийное соединение десантных кораблей (10–12 единиц) с морской пехотой на борту, два десятка крейсеров, около сорока эсминцев и фрегатов. Ну и где-то «под водой» несколько многоцелевых атомных ПЛ. И вся эта «великая армада» кораблей, и нашей эскадры, и 6 флота США, все время военных действий маневрировала совместно буквально «борт о борт» в срединной части морской акватории между южным и восточным побережьями Средиземного моря и островами Крит и Кипр на севере в готовности к любому, в том числе военному, варианту развития событий. За авианосцами и десантными вертолетоносцами осуществлялось непрерывное слежение корабельными ударными группами эскадры совместно с ракетными ПЛ, которые «нацеливались» на назначенный им объект удара из своих районов патрулирования.

Корабли эскадры весь период войны конвоировали транспорты, суда с военными грузами и танкеры в порты АРЕ и Сирии (и обратно) через зону боевых действий, зачастую через районы непосредственно в соприкосновении с участвующими в боях кораблями противника. Наши корабли находились в состоянии боевой тревоги в готовности к немедленному включению в эти боевые действия своим оружием по приказанию или при угрозе нападения на них или конвоируемые суда. Некоторым кораблям пришлось и фактически применять зенитное оружие по израильским самолетам. Две дизельные ПЛ СФ (Б-130 и Б-409 проекта 641) были развернуты после 12–13 октября в районы патрулирования на подходах к побережью Израиля с конкретной задачей (об этом тоже сегодня можно говорить открыто) уничтожения всех кораблей и судов, следующих в порты и из портов (по подводному: «Топи их всех!»). Командиры и экипажи ПЛ были готовы эту задачу выполнять...

В ходе боевой службы кораблями эскадры, как правило, два-три раза в год проводились крупные противолодочные операции, в ходе которых выявлялись районы патрулирования американских ПЛАРБ, производилось их обнаружение и устанавливалось за ними слежение в пределах возможности наших противолодочных сил. По планам оперативной подготовки эскадры периодически проводились масштабные маневры, в том числе под руководством выходивших в Средиземное море главнокомандующего ВМФ («Юг -71», «Крым-76», «Крым-87»), а также учения с походом фактически в полном составе надводных кораблей эскадры в западную часть Средиземного моря («Узел -1», 1971 год; «Узел-2», 1974 год и др.). В 1979 году впервые в истории нашего ВМФ (и пока единственный раз) в Средиземном море было сформировано авианосное соединение (АУС) 5-й эскадры ВМФ в составе ТАВКР «Киев», «Минск» (следовал с ЧФ к месту постоянного базирования на ТОФ) и 16 кораблей охранения. Под флагом командира эскадры вице-адмирала Валентина Селиванова (впоследствии адмирал, начальник Главного штаба ВМФ) АУС проследовало «с грохотом» по всему Средиземному морю до Гибралтара, проводя различные учения, отрабатывая действия кораблей и палубной авиации. Это была показательная демонстрация всему миру боевого могущества надводной составляющей сил общего назначения нашего флота. На эскадре проведены также несколько совместных учений с ВМС Сирии и АРЕ по высадке морских десантов.

Что касается боевой подготовки, то по ее планам выполнено бесчисленное количество различных тактических учений корабельных соединений, ударных групп, в том числе с практическими боевыми стрельбами корабельного оружия. Так, на эскадре впервые в ВМФ были отработаны способы совместного слежения за авианосцами ракетных ПЛ и надводных кораблей-ретрансляторов с управлением и передачей на ПЛ данных целеуказаний по каналам звукоподводной связи.

Заканчивая это мое далеко не полное повествование о боевой службе нашего флота в Средиземном море, считаю необходимым отметить, что 5-я эскадра ВМФ стала практической школой высочайшего уровня оперативной подготовки командиров кораблей и соединений, офицеров их штабов, морской выучки экипажей кораблей в условиях длительных плаваний на боевой службе. Через командование и штаб эскадры прошло множество офицеров, впоследствии ставших крупными руководителями ВМФ

 
Комментарии
добавил milstar 5620 дней 2 часа 22 минуты назад
В конце 1956 года под руководством Главкома ВМФ состоялось совещание командования флотов и флотских ученых, посвященное проблемам развития флота, где С.Г. Горшков выступил с докладом о приоритетном развитии подводных сил. Преимущественное развитие подводных лодок, по его мнению, «…позволяло в кратчайшие сроки резко увеличить ударные возможности флота и с меньшей затратой средств умножить морское могущество нашей страны». В результате дискуссии удалось выработать четкую концепцию развития флота на ближайшие 10-15 лет. Чтобы противостоять угрозе флотов США и НАТО с моря, надо было «сосредоточить усилия на создании мощного подводного флота и морской торпедоносной и ракетоносной авиации». Надводные корабли ограниченного водоизмещения предлагалось строить для обеспечения развертывания в океане подводных лодок и защиты берега. Кроме того, они должны были составить основу десантно-высадочных средств и сил поддержки десанта, им принадлежала главная роль в борьбе с минной опасностью и в защите своих коммуникаций. Такое направление развития флота было поддержано видными советскими учеными И.В. Курчатовым, А.П. Александровым, руководителями судостроительной промышленности.

Принятый в 1956 году научно обоснованный семилетний план военного кораблестроения стал важнейшим поворотным этапом в создании современного флота в условиях начавшейся научно-технической революции. В его разработке приняли участие Военно-морская академия и другие НИИ ВМФ. Руководство страны впервые поставило перед флотом стратегические задачи, сосредоточив внимание на создании морских стратегических ядерных сил на основе подводных лодок с атомными энергетическими установками.

В результате выполнения этого плана в состав ВМФ вошли четыре ракетных крейсера с ПКР П-35 и ЗРК «Волна», противолодочный крейсер «Москва», 8 рпкСН, 14 пла с КР и 14 торпедных пла. На Совете обороны летом 1964 года был в целом одобрен план строительства флота на 1966-1975 годы, предусматривавший дальнейшее развитие морской стратегической ядерной системы страны и создание противолодочных сил для борьбы с ядерной подводной угрозой со стороны США и других стран НАТО. В этой связи предусматривалось строительство значительного количества больших противолодочных кораблей, атомных и дизельных подводных лодок.
http://www.navy.ru/history/personalities/gorshkov.htm
Для того, чтобы оставить комментарий к этому материалу, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru